Так Иренский мост выглядит сегодня. Заросли не только берега реки, веточки деревьев от одного из быков моста дотянулись до чугунных ограждений 16 апреля 2023, вс
110 лет назад, в апреле 1913 года, через реку Ирень построили постоянный мост. За свою длинную жизнь он не раз менял облик, но всегда верно служил кунгурякам. Память о том, каким мост был при рождении, сохранили кунгурские фотографы. Два снимка, датированные 1913 годом, опубликованы в книге «Исторический Кунгур в фотографиях» (Кунгур, 2020). На одном фото запечатлено строительство моста, на другом - его открытие. Уникальное фото моста из 1939 года увидел я недавно в альбоме кунгурячки Надежды Николаевны Басмановой. ПОВОДОМ ДЛЯ нашей встречи послужила моя статья «Закадычные друзья» («Искра», 29.11.2022). На опубликованном в газете снимке из архива ветерана педагогического труда Л.С. Голубевой, где запечатлены пятеро мужчин, весело позирующих перед камерой в мае 1939 года, она узнала своего отца. Публикуемый сегодня снимок привлёк моё внимание ещё и потому, что закадычные друзья, о которых я писал, были сфотографированы на фоне Иренского моста.
Снимок сделан с правого берега реки. Хорошо видны две металлические арки, их у моста было четыре: это видно на фото 1913 года, где запечатлен момент открытия моста через Ирень. Так мост выглядел с 1919 года, с момента его реконструкции после подрыва в Гражданскую войну, до капитального ремонта в начале 1960-х. После этого ремонта внешний вид моста очень сильно изменился. Прежде всего, у него не стало арок. Возле одного из быков моста возник земельный островок, выросли деревца - они дотянулись веточками до чугунных ограждений. Другими стали и берега - они тоже сильно заросли, что не позволяет сейчас увидеть мост с той точки, где стоял фотограф в 1939 году. К 100-ЛЕТИЮ постоянного Иренского моста, 9 апреля 2013 года, в «Искре» была опубликована статья директора Кунгурского городского архива Любови Долгоруковой «Служит век», где обстоятельно рассказано об истории создания моста. Вот как это было. Весна 1901 года. «Губернское земство приступило к постройке моста, однако из-за недостатка средств вскоре работы были остановлены, и их передали Кунгурскому уездному земству». 1906 год. «На заседании Кунгурского уездного земского собрания рассматривался вопрос уже о двух вариантах строительства моста: деревянного на каменных устоях арочной системы стоимостью от 40 до 50 тысяч рублей, или железобетонный, спроектированный главным инженером Пермского уездного земства А.Д. Семёновым, стоимостью 112,9 тысячи рублей. Решили принять более дешёвый вариант». 1908 год. «Когда в распоряжении Кунгурского уездного земства оказался дорожный капитал, начались работы по строительству железного, на каменных устоях, моста. Руководил строительством инженер земства А.С. Пономарёв». «Торги на каменную кладку назначались на 21 июля 1908 года. Первым объявился подрядчик Любимцев, позже подал закрытый пакет подрядчик Столовицкий, 18 августа поступило заявление от временно проживающего в Кунгуре турецкого подданного П.И. Муратова. Предпочтение отдали Муратову, до этого производившему подобные работы на многих железных дорогах». 6 ноября 1908 года. Закладка каменных устоев начата в присутствии главного инженера Пермского губернского земства А.Д. Семёнова и инженера В.Т. Касьянова. Перед этим был отслужен молебен». 1911 год. «На сооружение верхнего строения моста, наконец, было получено разрешение правления Казанского округа путей сообщения, а также заключение Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна, при условии свободного прохода под мостом судов размерами 25 на 6 саженей». 1913 год. «Строительство моста завершено, о чём Кунгурское уездное земство торжественно отчиталось 2 января 1914 года, в день празднования 50-летнего юбилея земских учреждений Пермской губернии. На постройку потрачено 105486 руб. 84 коп. из специального дорожного капитала». «Методом народной стройки восстанавливался мост через Ирень в годы Гражданской войны в 1919 году, в 1922 году». КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Иренского моста был произведён в начале 1960-х годов. Вот как об этом рассказал исследователь-краевед Алексей Накаряков на сайте «История и генеалогия Кунгура»: «Мост был реконструирован осенью 1962 года. В июне я закончил сельхозтехникум, на работу направлен в Орду. Когда добирался вперёд, ехал по старому мосту, а когда первый раз поехал на побывку домой, уже шла реконструкция. Старый мост не реконструировался с 1919 года, после взрыва центрального пролёта в Гражданскую войну, оный был восстановлен в дереве, каждую весну закрывался для проезда, устраивалась переправа на лодках и военных автоамфибиях. Так переправлялся, когда ездил из Шадейки поступать в комсомол. Балки изготовлены на Кунгурском машзаводе. Старый вариант был с фермами, береговые из металла, а центральная - деревянная, а новый - без ферм, так и остаётся сейчас».
Да, реконструкцию Иренского моста провели на Кунгурском машзаводе. Об этом мне рассказал, в частности, член президиума Кунгурского городского Совета ветеранов Михаил Шнайдер. Он видел, как отливали чугунные решётки для моста в литейном цехе предприятия. Когда в июле 2021 года часть ограждения рухнула в воду, при осмотре места происшествия «была обнаружена памятная доска, датируемая 1963 годом с перечислением фамилий людей - работников Кунгурского машиностроительного завода, которые, по всей видимости, занимались ремонтом моста» (об этом сообщила газета «Искра» на своём сайте 8 июля 1921 года). СЕЙЧАС КУНГУРЯКАМ интересно узнать, каким будет старый Иренский мост после ожидаемого ремонта. Как мы сообщали (27 октября 2022 года на сайте газеты «Искра») «разработкой проектно-сметной документации занимается ООО «Символ Про» из Казани. Сумма контракта - около 13 млн рублей». Владислав Одегов Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
5122 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |