Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

«Почему Мангышлак». Впечатления от прочтения книги кунгуряка Алексея Рачуня


Архивное фото
14 января 2023, сб

Своими впечатлениями о книге Алексея Рачуня делится наш корреспондент, прочитавший её во время новогодних праздников.

Как мы уже сообщали («Искра», № 139, 2022 год), 18 ноября в Центральной городской библиотеке имени К.Т. Хлебникова прошла презентация книги Алексея Рачуня «Почему Мангышлак», изданной в федеральном издательстве «НЛО» (г. Москва). В своей новой книге он предстаёт не только как интересный писатель, способный увлечь читателя. Это и отменный водитель, и историк, и философ, и патриот, и автор завораживающих идей.

ЗА 13 ДНЕЙ 7445 КИЛОМЕТРОВ

На 240 страницах книги рассказано о 13-дневном путешествии, во время которого Алексей Рачунь «в компании жены, сына и таинственного GPS-навигатора по имени Оксана» преодолели от Перми до Мангышлака, полуострова на берегу восточного побережья Каспийского моря в Казахстане, и обратно 7445 километров. И дорога не везде была асфальтовой. Вы когда-нибудь ездили по такыру? Что такое такыр? Это «форма рельефа, образуемая при засыхании засоленных почв в пустынях и полупустынях», в том числе в Мангышлаке. «Это совершенно неописуемое чувство - ехать по сухому такыру, - делится своими впечатлениями Алексей. - Машина идёт легко, будто плывёт, шума шин не слышно совершенно, а шум мотора заглушается непрестанным ором и визгом, что свободно, вне твоего желания изливается из тебя - настолько это невообразимый восторг кататься по такыру». С ним путешественникам повезло: он был сухим, но на дорогах их подстерегали другие трудности. Вот, например, как подъезжали к Каспию:

«Теперь предстояло очутиться на пляже. Сделать это было нелегко. Мангышлак обрывался к морю почти двухсотметровой уступчатой стеной. И так было вправо, и влево, насколько хватало взгляда. Это не совсем чинк, в обрыве есть что-то от пирамиды, он многоярусный, этот гигантский обрыв, нужно лишь понять, как попадать с яруса на ярус. Вскоре мы отыскали спуск. Он был весь покрыт булыжниками, он был крутоват, но в целом он был проезжим для нашего автомобиля. Вёл он на уступ метрах в тридцати ниже. От него галсом в другую сторону уходил ещё один. А ниже - следующий. Походило это на горный серпантин с гораздо более короткими и крутыми отрезками. Включив все спецрежимы, начали спуск. Достигнув середины обрыва, поняли, что на этом, пожалуй, всё. Спуститься ниже, конечно, ещё сколько-то можно, а вот обратно в гору без спецсредств уже не выехать…».


Алексей Рачунь рассказывает о своей книге на презентации в Кунгурской библиотеке имени К.Т. Хлебникова

ЧИНКИ, КОНКРЕЦИИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Читая процитированный выше отрывок, некоторые читатели наверняка спросят, а что такое чинк? Вот как объясняет это Алексей Рачунь: «Чинки - резкие многометровые обрывы, делящие местные пустыни на немыслимых размеров плато. На любом таком чинке запросто может поместиться средних размеров город с сотнями тысяч жителей. По иному краю такого чинка можно ехать полдня и нигде не найти съезда. Бывает, один чинк от другого отделяет огромная пониженная площадь в десятки километров шириной, и если пересечь её всю, то на другом краю вдруг запросто может оказаться, что перед тобой был лишь очередной обрыв. А может случиться и так, что между отвесными уступами двух противоположных чинков будет расстояние в несколько десятков метров. И тогда две эти сошедшиеся вопреки поговорке горы образуют немыслимой красоты каньон протяжённостью на километры, глубиной в сотни метров, весь состоящий из причудливых извивов и петель, куда там Гранд-Каньону в Америке!»

В книге - рассказы о десятках «экзотических мест, диковинных традиций и чудес природы», которые встретили путешественники на своём пути. Это, например, древние следы добычи соли на озере Эльтон (Волгоградская область), современный процесс добычи соли на озере Баскунчак (Астраханская область), красивейшее поле маков в Казахстане, вокзал без рельсов в Доссоре, гора Шеркала (Львиная голова), Долина замков, гора Бокты, Босжира, 132-метровая впадина Карагиеи многое, многое другое. Читая об этом, естественно, пополняешь копилку собственных знаний. Например, путешествуя по Уралу, Архангельской области, Карелии, я не раз видел в чистых полях огромные камни, нередко круглой формы. И всегда возникал вопрос: откуда они здесь появились? Решал про себя: это следы древнего ледникового периода. В книге нашёл другой ответ: это могут быть и конкреции! Что такое конкреции? Почитаем книгу А. Ручуня:

«Конкреции - не до конца изученные геологические образования… Официальная наука сходится во мнении,что эти каменюки образовываются в осадочных толщах, то есть либо в существующем, либо в бывшем океанском дне. И Мангышлак тому подтверждение, ибо он не что иное, как дно древнего океана Тетис.

Как образуются конкреции? Все знают, что такое жемчужина. Эта драгоценность образуется вокруг попавшей в раковину моллюска песчинки. Моллюск начинает выделять слизь, чтобы защититься от инородного тела, слизь застывает, тем самым инородное тело лишь увеличивается в размерах. То есть жемчуг - это органика, наросшая вокруг минерала. В конкреции же всё наоборот. Чаще всего причиной её образования служит органическое тело. Морская раковина, позвонок морского животного. Попадая на дно, в каких-то пока ещё не до конца понятных условиях это тело начинает служить точкой притяжения для минеральных частиц, и они налепляются на ядро со всех сторон, как в снежном коме. Процесс продолжается и тогда, когда океан ушёл, а сверху будущего ядра оказалась осадочная толща. Так и растут конкреции.

В конце концов, их масса становится ощутимо тяжелее массы окружающих пород, и тогда их выталкивает на поверхность. Земля как бы рожает эти огромные округлые камни. Мать-Земля будто откладывает каменные яйца.

Конкреции есть много где, и это явный признак того, что местные породы и почвы имеют осадочное происхождение. Есть конкреции на Кавказе, много их по самым разнообразным морским побережьям. Но именно

на Мангышлаке конкреции составляют характер явления. Здесь их огромное количество, ими покрыты площади в десятки и сотни квадратных километров так, что, стоя на краю очередного поля конкреций, ты глядишь вдаль и до самого горизонта видишь лишь одну их валунную рябь. И мало где, кроме Мангышлака, конкреции достигают таких гигантских размеров».

ЧУДО - УМЕНИЕ ВИДЕТЬ КРАСОТУ

Об этом пишет Алексей Рачунь в одной из глав и продолжает мысль: «Более редкий дар - донести эту красоту до других». Думаю, что автору это вполне удалось. В этом может убедиться каждый, прочитав его книгу, где откроет для себя массу чудес. Но об одном из них, черепашьем озере на дне каньона в совершеннейшей пустыне, я всё же упомяну. Автор не только восхищается уникальным озером, где живут черепахи, но и выступает как защитник природы, призывая «ликвидировать позорную свалку на дне каньона». Публицистические ноты звучат на многих страницах книги, например, при рассказе о современном городе Актау, бывшем Шевченко. Автор не скрывает своих чувств: он сильно расстроился, потому что города, который был в его детской мечте, уже нет.

О ЕРМАКЕ, И НЕ ТОЛЬКО

Книга «Почему Мангышлак» насыщена отступлениями, так называемыми контрапунктами, рассказывающими об интересных событиях и людях, о которых автор вспоминает при путешествии. Упоминает он и легендарного Ермака, имя которого связано с историей нашего города. И приводит, на мой взгляд, убедительные доводы в пользу версии о том, что Ермак встал «на зимовку на месте нынешнего города Кунгура».

Интересными показались мысли автора о том, что «всё в мире связано тончайшими и крепчайшими связями». Приводит в доказательство массу примеров, у меня родились свои. В книге, например, упоминается пермский историк Елена Дмитриевна Харитонова, стараниями которой «на здании, где располагался первый на Урале книжный магазин, была размещена мемориальная доска». А я вспомнил, что на страницах «Искры» публиковались статьи Елены Харитоновой, в частности, о Гостином дворе. Упомянут в книге и перевал Дятлова. А это название у меня ассоциируется с именем Сергея Николаевича Согрина, внуком кунгурского лесопромышленника Михаила Васильевича Согрина (1870-1951), мастера спорта СССР по альпинизму и писателя, одного из руководителей поисковых работ на месте гибели в феврале 1959 года группы туристов Уральского политехнического института. Хотя Алексей Рачунь лично не знаком с С.Н. Согриным, но их многое роднит: оба альпинисты, писатели, интересуются историей. Любопытная связь выявилась даже на презентации книги: в читальном зале присутствовала семейная пара, жившая на Мангышлаке, в г. Шевченко, и именно ей подарил Алексей Рачунь свою книгу.

ОБ АВТОРЕ

Алексей Борисович Рачунь родился в 1976 году в городе Кунгуре в семье учителей. Окончив в 1996 году Кунгурский сельскохозяйственный колледж и получив специальность юриста в области сельского хозяйства, некоторое время преподавал в этом же колледже гражданское право. Одновременно учился на юридическом факультете Пермского государственного университета.

Работал сторожем, водителем, грузчиком, экспедитором, трудился на разных должностях на обувных и машиностроительных производствах в Кунгуре и Перми; в силу должностных обязанностей посетил более 300 городов России.

Увлекается туризмом, альпинизмом, играет на гитаре и губной гармонике. Женат, воспитывает сына. Живёт в Перми.

Первые опыты в прозе опубликовал в периодической печати в середине восьмидесятых, но всерьёз занялся литературным творчеством лишь в начале нового столетия. Публиковался в еженедельнике «Литературная Россия», интернет-газете «Lenta.ru», журналах «Великороссъ» и «Эмигрантская лира».

Лауреат литературного конкурса имени Каверина 2012 года за историко-детективный очерк «Зачем Соловки», живет в Перми.

Источник: «Журнальный мир».


ТЕМ БОЛЬШЕ МИР

На презентации Алексей Рачунь, сказал, что мечта побывать на Каспии зародилась в детстве, с «того момента, когда увидел в учебнике географии его выпирающую в Центральную Азию брюшину». Показал ещё и сотни фотографий, жаль, конечно, что они не попали в книгу. Но язык автора образный, и не трудно представить то, о чём он пишет.

Стоило было вообще путешествовать в Мангышлак, а нам, читателям, об этом читать? Вот как по-философски ответил автор в заключительных строках своего повествования: «Многое ли мы постигли? Немногое по сравнению с тем, на что нацеливались. И ничтожное по сравнению с тем, что могли бы. Но раз за разом, покидая пределы обжитого, мы делаем маленький шаг. И из этих крохотных шажочков неизменно складывается тот путь, которым меряет человек эту планету и масштабирует под себя мир. Чем больше шагов - тем больше мир».

Владислав Одегов
Фото автора

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Культура    


Рейтинг: 10
Просмотры: 4193   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.6/5 (Всего голосов: 10)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх