30 декабря 2022, пт
Знакомьтесь - Степан Тихонович Морковкин. Такое имя поклонники творчества кунгурских гончаров подобрали традиционной керамической фигуре предстоящего символа года по восточному календарю. Фигура зайца высотой почти в метр стала семнадцатой в коллекции завода. Встречают 2023 год здесь как всегда творчески, а 2022 провожают с уважением - в этом году завод отметил 175-летие. Керамический завод в Кунгуре одно из немногих предприятий, которым удалось сохранить свою самобытность. Он востребован и узнаваем. Начало кунгурскому гончарному промыслу положил купец Иван Аксёнов. В 1847 году он открыл фабрику, производившую посуду из глины. В 1932 году была образована полуфаянсовая артель, в то же время в городе появились гипсолитная и камнерезная. В 1970 году все три артели слились в единый завод кунгурских художественных изделий. Полуфаянсовая артель стала предприятием «Керамик» по улице Труда. Там изготавливали изделия из белой глины. Камнерезный цех находился по улице Красногвардейцев, майоликовый - у реки Ирень. «Керамик» закрыли в начале 1980-х, тогда открылся цех №2, где ныне существует предприятие, по адресу Берёзовский тракт, 3 километр. Созданное на базе завода в 1999 году предприятие «Кунгурские народные промыслы» в 2010 году было переименовано в ООО «Кунгурская керамика». Взлёты и падения, потери и приобретения пришлось пережить заводу за эти годы, но он выстоял благодаря своим людям, создающим ныне коллектив почти из сотни человек под руководством Александра Кобелева. ЗАВОД ОБЪЕДИНЯЕТ ПОКОЛЕНИЯ Главный художник «Кунгурской керамики» Ольга Хорькова отметила в этом году сразу два юбилея: 45-летие персонального стажа на заводе народных промыслов и 175-летие «Кунгурской керамики». Начинала трудовой путь с резчика по камню. Отработала три года, активно включившись ещё и в общественную работу. После того как открылся набор в группу живописцев на майолику, Ольга Ивановна сменила направление деятельности. В последующие годы перешла работать в лабораторию. - Все годы продолжала заниматься общественной работой. В 26 лет меня назначили секретарём партийной организации майоликового цеха, - вспоминает главный художник Ольга Хорькова. - Затем предложили быть председателем профкома. Огромная социальная база была у завода. В общественной жизни был рассвет в то время, работали различные секции, после трудового дня работники имели возможность, особенно молодёжь, развить себя. Я могу сказать, что завод объединяет поколения: моя тётушка Раиса Григорьевна работала здесь резчицей по камню, папа успел тоже поработать.
Были у предприятия разные времена, названия и форма собственности, руководители - Всякое было, и люди уходили. Вспоминаются 90-е годы. Говорят: переезжаем все в первый цех. Помню, стою я в лаборатории второго цеха, смотрю в окно и думаю, а вернёмся ли мы сюда потом? Как всё будет дальше? Директора менялись. Александр Романович Горбунов был, это, конечно, директор советского образца. Потом был Виктор Андрианович Щербаков, до этого поста он был начальником камнерезного цеха и руководителем профсоюза местной промышленности, - рассказывает Ольга Хорькова. - Потом был создан совет директоров, завод стал акционерным обществом. Акции распределялись среди работников завода. Ситуация была критичная, люди уходили, забирали свой пай деньгами и продукцией. Завод тогда ещё больше стал разваливаться. Работники не получали зарплату и уходили. Многие не могли вынести разлуку с предприятием. Звонили, интересовались, но остаться было нельзя - так убеждали себя те, кто уходил. Денег не давали, а семьи нужно было кормить. ПУТЬ ВЫБИРАЕТ ЧЕЛОВЕКА В 1988 году Лилия Кузнецова пришла работать на завод после художественного училища. Диплом писала по ангобной росписи. - Знаете, мне кажется, я попала на завод по предназначению. В детстве, помню, лет пять или шесть мне было, когда родители уходили из дома, я доставала из сервиза набор посуды и любила его расписывать красками. Кто знал, что это станет моим любимым занятием на всю жизнь? - вспоминает живописец Лилия Кузнецова. - С Верой Буровой на формовочном станке начинали. Пока учились, столько глины по сторонам летело, нам даже уборщица пальчиком грозила. Потом Фаина Викторовна пригласила нас в живописный цех. Там не хватало рук на изделия - не успевали расписывать девочки. Над каждой взяли шефство уже давно работающие мастера. Неделю учились полевой цветочек рисовать. У Фаины Викторовны была чуйка хорошая на людей-мастеров. Когда она уходила в отпуск, мы себя чувствовали сиротами, она для нас всех была большим примером на заводе, почти как мама. - Это путь, который человека выбирает, и изменить ему чревато какими-то последствиями, как получилось это у меня. Я поплатилась здоровьем, когда ушла с керамики, но потом сюда все-равно ноги вернули спустя 18 лет. - продолжает живописец Лилия Кузнецова. - На другой работе из-за трудных условий получила проблемы со здоровьем. Центр Елизарова поставил меня на ноги. Потом начала думать, а куда пойти работать и вспомнила про свое родное предприятие и, наверное, предназначение. Долго не брала кисти, но когда возобновила процесс, поняла, что руки помнят. Мне всегда хотелось улучшить образец, но расписывать было нужно чётко по намеченном распорядку - работа в серийном выпуске обязывает. Затем даже стала задерживаться, чтобы поэкспериментировать с оформлением изделий по своему собственному полёту фантазии. На заводе это заметили и предложили войти в состав творческой группы. Потом и сестра моя пришла сюда работать. Всё это у нас семейное. У меня папа художник-любитель, дяди - мастера, один из них - Валентин Николаевич Кошкин - вырезал иконостас в Белогорском монастыре. ГЛИНА - ЖИВАЯ СУБСТАНЦИЯ Гончар Роман Матвеев на керамике с 1994 года. С предприятием связана была и его семья. Мама Светлана Ивановна работала здесь на камне, потом на стекле, была специалистом по спорту, затем трудилась инженером по технике безопасности. - До гончарного промысла я работал на кожкомбинате. На керамике начинал обжигальщиком. Помню как сейчас, нам тогда поставили два станка гончарных. На них работали Сергей Лепихин и Юрий Калинин. Я как завороженный подсматривал за их трудом-волшебством. Меня настолько заинтересовал процесс, что я и сам начал практиковаться. С 1998 стал верен только гончарному ремеслу. Создавать из ничего даже простой горшок - это удивительно. На глазах рождается. Сам процесс не может надоесть. Гончар свои навыки оттачивает всю жизнь, - рассказывает гончар Роман Матвеев. - Не столько сила гончару нужна, сколько умение и неизменное чутьё. Глина - живая субстанция и она не терпит счёта. Поэтому я никогда не считаю свои работы, иначе дело не заладится и всё начнет ломаться. Тут уж как с ней договоришься (улыбается). Плохого настроения и раздражительности глина тоже не потерпит. ЕСТЬ В РЯДАХ И ПЕДАГОГИ Ольга Быкова закончила педагогическое училище, затем работала в детском саду в Перми. По возвращении в город решила пойти на завод по стопам мамы - Людмилы Михайловны Быковой, она после камнерезного была избрана в председатели профкома и работала нормировщиком. - Мама отговаривала меня идти на завод в силу тяжёлого физического труда. Но меня тянуло сюда, - рассказывает Ольга Быкова. - Мне было 22 года, когда я сказала маме, что не боюсь работы и справлюсь. Так начала трудиться на формовке, потом стала мастером формовочного участка, затем массоприготовительного цеха. В 2005 году я уволилась. Очень не хотелось уходить. Коллектив как семья. Но свою собственную семью нужно было кормить. С выдачей зарплатой в то время было трудно. Говорят, все дороги ведут в Кунгур, а меня - на завод. В 2021 году я снова вернулась на предприятие, словно не уходила. Пришла на должность мастера. Работники «Кунгурской керамики» признаются, что в коллективе очень прикипают сердцем к людям и руководству. - С 1999 года с приходом нового директора Александра Кобелева завод получил новое дыхание. Всё познаётся в сравнении. Как трудно мы жили в 90-е, потом какую-то зарплату начали получать. Для нас это было проявление стабильности. А ведь случалось, что мы между собой делили табак, сахар и прочие товары, и зарплату на бригаду давали по 50 рублей, - рассказывает Ольга Хорькова. Потом вновь начался тяжёлый период, но завод полностью не пропадал, отмечают работники. Кунгурские керамисты Лилия Кузнецова, Ольга Быкова, Ольга Харькова, Роман Матвеев - До прихода нового руководства первый цех представлял из себя руины, второй ещё держался на плаву. Сложные времена были, но производственный костяк коллектива оставался. Благодаря этому и завод сохранился. Такие руководители как Ветта Мелкозёрова, Фаина Новосёлова, технолог Людмила Морозова сумели сделать коллектив единым звеном. Всю жизнь они посвятили заводу. Надо отдать должное и нашему нынешнему руководителю Александру Анатольевичу Кобелеву. Мы уже, можно сказать, пропадали в 1999 году, когда он вернул завод в движение, - говорит главный технолог и художник завода Ольга Хорькова. Сегодня Ольга Ивановна Хорькова руководит творческой группой. - Особенно хочется выделить плеяду художников, вложивших огромную лепту в развитие и сохранение народных промыслов. Это такие таланты как Валентин Петрович Шихвинцев, Евгений Александрович Ширинкин, Людмила Мамедовна Гайдышева, - отмечает Ольга Ивановна. - Сейчас традиции продолжают художники Елена Варзакова, Лилия Кузнецова, Марианна Осетрова, Полина Ширинкина. Особенно хотелось бы выделить и наших мастеров Пермского края: Анатолия Шихвинцева и Николая Грехова. Дарья Заколюкина Фото автора Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
4525 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеРасписание движения городских автобусов на новогодние и рождественские праздники29.12.2022, 11:03
22839 0
|