С помощью цифровой лаборатории Григорий Анатольевич Горбунов определяет температуру жидкостей, освещённость и pH воды 14 ноября 2022, пн
В Ленской и Троельжанской школах более пяти лет действуют агроклассы. Агрокласс - это не школьный коллектив, это дополнительные занятия для сельских школьников, где они учатся вести своё хозяйство, изучают местную природу, узнают о сельскохозяйственных профессиях и готовятся к взрослой жизни в селе. ГЕОГРАФ И ПЧЕЛОВОД Григорий Анатольевич Горбунов, учитель географии Ленской школы, занимается подготовкой школьников 5-11 классов к Всероссийскому конкурсу «АгроНТИ» и принимает активное участие в повышении уровня знаний учеников в сельскохозяйственной сфере. - Помимо уроков географии, я занимаюсь военно-патриотическим воспитанием детей. Я классный руководитель юнармейского класса, провожу начальную военную подготовку у пятиклассников из отряда Юных инспекторов движения, учу их строевому шагу, разборке и сборке автомата. Григорий Анатольевич окончил Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет по профилю «География и экология». Профессия учителя перешла по наследству от отца Анатолия Николаевича Горбунова, который 25 лет трудился учителем технологии. Он пошёл по отцовскому пути не только в образовании, учитель продолжает пчеловодческую деятельность своего отца: - Пчеловодство - наше семейное дело. Мой отец занимается пчёлами, бабушка занималась. Я пошёл по их стопам. Мы имеем около сотни пчелиных ульев. ВЫБОР - В ПОЛЬЗУ СЕЛА - Идея введения агроклассов в учебный процесс возникла тогда, когда у ребят начали возникать трудности с выбором специальности, они не знали, куда поступать, - говорит Григорий Анатольевич. - В стране такое разнообразие вузов, а дети из села, как правило, очень мало осведомлены, какие вузы и специальности есть. Школа приняла решение направить детей к профессиям, которые нужны в селе, то есть там, где они родились. Это возникло ещё с партнёрством с ООО «Великоленское». Предприятию нужны были специалисты, поэтому школа ориентировала детей на трудоустройство именно туда. Предприятие «Великоленское» сейчас находится в процессе банкротства, что негативно влияет на профориентацию детей. Молодые люди понимают, что работать им негде, и мотивация к аграрному образованию пропадает. Однако всё равно находятся те ребята, которые несмотря ни на что желают связать свою жизнь с сельскохозяйственной деятельностью. Каждый год в высшие и средние учебные заведения сельскохозяйственной направленности от Ленской школы поступает 10-20% выпускников. - В Кунгурский сельскохозяйственный колледж после 9 класса поступают достаточно много ребят, - отмечает Григорий Анатольевич. - Я классный руководитель 10 класса, в прошлом году из 15 учеников туда поступило 4 человека. Они планируют остаться в селе.
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ В АГРОКЛАССАХ? В Ленской школе несколько направлений изучения аграрного хозяйства: пчеловодство, растениеводство, научная деятельность и отдельно проходит подготовка к конкурсу «АгроНТИ». Григорий Анатольевич сам ведёт занятия по пчеловодству. - Трудность этого направления в том, что работа с пчёлами - достаточно опасное дело. Теорию могут изучать все дети, но переходя к практике нужно быть осторожным. Не со всеми учениками можно работать, чтобы не возникло неприятных ситуаций из-за аллергий. В 2017 году Григорий Анатольевич написал проект «Создание школьной пчеловодческой фермы как детско-взрослого объединения, направленного на развитие предпринимательской компетенции», по результатам которого был создан элективный курс. На протяжении нескольких лет учащиеся 8, а после и 9 класса изучали теорию пчеловодства, строили рамки для ульев и сами становились пасечниками. Занятия проводились всего раз в неделю. - Иногда мы выходили на мою личную пасеку. Так как у меня есть знания по пчеловодству, я могу поделиться ими с детьми. Уже на пасеке они смотрели и пробовали свои силы. Правда, не со всеми ребятами получилось в полевых условиях позаниматься, только с теми, кому разрешили родители. Наталья Николаевна Поспелова, учитель технологии, ведёт у школьников растениеводство. На этих занятиях ребята получают начальные знания о садоводстве и разведении плодов и растений. В основном выращивают лук, помидоры, саженцы, к весне готовят рассаду. Начальная школа занимается аграрным образованием в рамках курса «Познаю мир через руки». В игровой форме они постепенно начинают осваивать азы науки. Вместе с учителями биологии и географии школьники проводят эксперименты и опыты с использованием местных компонентов, чтобы дети знали, чем можно заняться на родной земле. Об одном из таких экспериментов рассказал Григорий Анатольевич: - Ребята выращивают растения при разных климатических условиях. Например, одно растение с лампой, другое без лампы, одни поливают один раз в неделю, другие раз в месяц. По итогу дети анализируют, при каких условиях растение лучше растёт, и узнают, какое влияние оказывают климатические факторы на скорость созревания. В прошлом году огурцы выращивали, всю зиму они простояли, но так как солнечного света не хватало, цвели красиво, а плодов не было. Это получаются первые научные опыты у детей, по итогам которых они даже пишут рефераты. ПОДГОТОВКА К «АГРОНТИ» Ленская школа участвует во Всероссийском конкурсе «АгроНТИ» ежегодно с 2018 года, когда конкурс только начал свою деятельность. В этом году в «АгроНТИ» было шесть направлений: «АгроБио», «АгроКоптеры», «АгроРоботы», «АгроМетео» и новые - «ДоброПчёл» и «АгроКосмос». В этом году ученица 11 класса Ленской школы Кристина Сараева заняла первое место в номинации «ДоброПчёл». Вместе с ней одержал победу в финале России учащийся 9 класса Влад Грибов в номинации «АгроКосмос». - Сначала участие в конкурсе принимали школьники 11 класса, сейчас уже и помладше. Постепенно мы переходим в разряды опытных участников, - отмечает Григорий Анатольевич. - Я сам в большей степени занимаюсь направлениями «АгроКосмос», так как я учитель географии и мне это понятно. «АгроКосмос» - это сельскохозяйственное направление, в котором используются космические снимки для анализа информации по полям. У нас есть возможность работать с картами, со снимками местности, нам проще к этому направлению готовиться. Можно посмотреть по снимкам из космоса, не выезжая на поле, созрел или не созрел урожай. Это помогает в современном сельском хозяйстве увидеть, определить, проанализировать состояние урожая. И потом уже человек не бегает по всему полю в поисках нужного участка, а приезжает к конкретному месту и принимает какие-то меры по улучшению качества плодов. Борьба с вредителями, выбор места для посадки растений происходят точно так же. Я пробовал заняться подготовкой к «АгроМетео», но у нас не хватает возможностей из-за отсутствия метеостанции, на которой бы дети могли заниматься, делать прогнозы и анализировать влияние климатических условий на полях. Григорий Анатольевич рассказал и о близком для себя направлении «ДоброПчёл»: - В современном мире всё больше и больше искусственных мёдов и опылений, что негативно сказывается на жизни пчёл. В 2016-2017 годах писали по всему миру, что большое количество пчелиных семей погибают из-за загрязнения воздуха, обработки земель сельскохозяйственных угодий различными пестицидами. Я думаю, что это направление добавили, чтобы поднимать уровень знаний о пчёлах и популяризировать пчеловодство. В Ленске много людей занимается пчеловодством, дедушка Кристины Сараевой как раз из таких, поэтому девушка не понаслышке знает, как нужно общаться с пчёлами. - Если она ещё пару лет позанимается, то сможет спокойно завести свою пасеку, разводить пчёл и ни от кого не зависеть, - гордо заявил Григорий Анатольевич. ШАГ К ПРОФЕССИИ Развивают агропотенциал в детях не только школьные учителя, но и преподаватели высших учебных заведений. Ленская школа тесно сотрудничает с Кунгурским сельскохозяйственным колледжем и Пермским аграрно-технологическим университетом имени академика Д.Н. Прянишникова. Преподаватели и студенты приезжают с мастер-классами и проводят занятия по подготовке к «АгроНТИ». Конечно, ленские школьники тоже ездят на дни открытых дверей в эти учебные заведения. - До пандемии раз в четверть к нам кто-нибудь да приезжал, - рассказывает Григорий Анатольевич. - Даже был курс, когда в течение нескольких месяцев преподаватели из Пермского аграрно-технологического университета каждую неделю приезжали и проводили занятия по определённым направлениям. Например, были курс по геоинформационным системам, по компьютерным технологиям, по химии и биологии. Как правило, занятия проводились для 8-9 и 10-11 классов. На курсе по геоинформационным системам ребята на электронных картах смотрели, какие у нас здесь есть поля, что на этих полях посажено, анализировали и изучали, как эти системы можно использовать. Школьная жизнь в Ленской школе очень активная, ребят привлекают к разным видам деятельности. Вот недавно они ездили на форум старшеклассников «Платформа возможностей» в Троельжанскую школу. Организатором форума стал Пермский аграрно-технологический университет. Школьники посетили экскурсию по объектам агрофирмы «Труд», в частности, по комплексу переработки зерна, транспортному цеху и молочно-товарной ферме. В сёлах и деревнях всегда будут нужны специалисты, поэтому агроклассы востребованы в сельских школах. Ребята не только готовятся к будущей взрослой жизни, но и принимают участие в конкурсах и занимают призовые места. Переживать за сельское хозяйство не стоит, ведь прямо на наших глазах растут профессионалы. Лана Шустикова Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
2463 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |