Фото из архива "Искры" 18 октября 2022, вт
Дочери на уроке сказали, что спецоперация на Украине, возможно, коснётся каждой семьи. Братьев и отцов могут забрать туда. Дочь звонит, вся подавленная, встревоженная, плачет мне в трубку. Я сказала, что давай не будем сейчас плакать, а жить задачами того дня, который есть, будут проблемы - будем решать. Как правильно сейчас поступить, как говорить с дочерью на эту тему? Много раз убеждалась, что те, кто работают с современными подростками, совершенно не осознают их особенностей, не понимают, какие серьёзные последствия для их психики может принести информация, повышающая тревожность, вселяющая страх, несущая неуверенность. Имея низкий уровень критического мышления, находясь вдали от близких людей - источника чувства защищённости, подростки особенно уязвимы. Вчера консультировала девочку, которая сказала: «Только в изостудии, когда рисую, чувствую себя спокойно». Ей повезло: вместо политинформации педагог занималась тем, чем нужно, что ждут родители и зачем пришёл ребёнок! Учил рисунку, делился любимым делом, учил тому, что умеет сам. Педагоги сегодня должны отчётливо представлять темы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию у детей и подростков, уметь откорректировать её последствия! Если, конечно, они это умеют... Тревожность - это состояние отсутствия уверенного спокойствия. Один из вариантов тревожного состояния - навязчивые мысли. Это образы и побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека вторгаются в сознание. Если информация, которую услышал подросток, пугает его, не укладывается в существующие вокруг него нормы, он зацикливается, не может избавиться от размышлений, которые становятся навязчивыми. Это усиливает тревогу. Не надо давать информацию, которую не «разжевали», которую ребёнок сам осмыслить не может! Информация, которую узнала девочка от педагога о том, что «началась война» (хотя почему она только что началась для педагога?) и, условно говоря, «все умрут, а ты одна останешься» - не на шутку встревожила девочку, подросток осталась одна с этим страхом, возникшими вопросами и никто не успокоил, не заверил, что «ты не одна», не обнял и не подарил уверенность своим спокойствием. Информация не была достаточной и понятной, что тоже усилило тревогу. Дома родители могут попросить ребёнка сформулировать свою тревогу словами. Мама тоже может поделиться своими чувствами. В осознании своих состояний ребёнок должен получать помощь, например, в их определении, назывании. Важно поддержать. Показать, что он не один в своих переживаниях. Родитель проводит наблюдение за состоянием подростка: не привела ли ситуация к физическим нарушениям - изменению сна, потере аппетита. Важно вовремя помочь подростку справиться с последствиями навязанной ему тревоги. Думаю, педагогическая общественность должна озаботиться вопросом освещения данного вопроса и подавать откорректированную компетентными специалистами информацию, учитывающую психофизиологические особенности подростков. Конечно, педагог - тоже человек, со своими страхами и тревогой, видимо, человека взволновала новость о мобилизации, и она не справилась со своей тревожностью. В таком состоянии человеку хочется говорить о том, что его волнует. Говорить вслух, разделять с кем-то свой страх. Надо скрепиться и осознать свои чувства, саморегуляция вам в помощь, и входить в класс к детям спокойными и радостными! Ульяна Дмитриева, Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
1999 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |