Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Морской город Кунгур


Курсанты-речники возлагают к мемориалу памятную гирлянду
17 сентября 2022, сб

Этим летом в Кунгуре произошло два знаменательных события. Сначала 31 июля традиционно отпраздновали День Военно-морского флота (идея проводить праздники в честь флота впервые принадлежала Петру I, который решил приурочить празднование ко дню победы в Гангутском сражении 1714 года, когда русские одолели шведов).

Кстати, День Военно-морского флота России, в отличие от многих других профессиональных военных праздников, не имеет точной даты, а отмечается в последнее воскресенье июля. Между тем, в 1939 году, когда день военных моряков отмечался впервые, было решено праздновать его ежегодно 24 июля. И что любопытно, отмечать его было решено в тот же самый день, когда главком-инициатор, адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, отмечал свой день рождения. И только в 1980 году дата стала плавающей.

А 22 августа в Кунгуре произошло ещё одно яркое событие: открытие мемориального комплекса, посвящённого, как указано на табличке, «Морякам-защитникам Отечества», и в центре которого установлен настоящий кронштадтский корабельный якорь весом в полторы тонны, поднятый со дна Балтийского моря. Это место воинской славы находится на берегу реки Сылвы по улице Матросской, напротив школы № 10. На его открытии присутствовали ветераны флота, кадеты-школьники, курсанты ДОСААФ, жители и знатные люди города, а также самый почётный гость из Санкт-Петербурга, сыгравший главную роль в доставке этого морского якоря. Это архимандрит Алексий, родившийся в Кунгуре, окончивший сначала Пермское речное училище, а затем Санкт-Петербургскую духовную семинарию и юридическую академию, имеющий степень кандидата педагогических наук, а с 2014 года назначенный настоятелем Кронштадтского Никольского морского ставропигиального собора. Необыкновенный человек!

А ещё около мемориала был выставлен почётный караул из курсантов бывшего речного училища, специально приехавших на это мероприятие. Кстати, раньше это училище называлось Пермским речным училищем (основано в 1912 г. по высочайшему указу Николая II), а теперь это Пермский филиал нижегородского «Волжского государственного университета водного транспорта». То есть курсанты в нашем городе гостили из замечательного и знатного учебного заведения!

К чему я всё это? А к тому, что мы уже привыкли к кадетским классам в обычных общеобразовательных школах. Приятно посмотреть на школьников в форме кадетов. Это особая каста, воспитываемая на патриотизме и любви к Родине. А вот школьников в морской форме у нас пока ещё не было. И теперь, когда напротив десятой школы открыт такой памятник морякам, а сама школа расположена рядом с улицей Матросской (а ведь была у нас и улица Юнг Флота), открыть такие классы в нашей десяточке, как говорится, сам Бог велел (а может, и архимандрит Алексий?).

Кстати, 19 июня исполнилось 112 лет событию, с которым связаны судьбы российских подростков в матросской форме. Никто точно не знает, когда появился на кораблях первый юнга. Но достоверно известно, что в России первая школа юнг была создана в Кронштадте, о чём объявлено в приказе по Морскому ведомству № 166 от 19 июня 1910 г. А во время великой битвы с фашизмом 25 мая 1942 г. приказом № 108 народного комиссара Военно-Морского Флота СССР адмирала Николая Кузнецова на одном из островов Соловецкого архипелага в Белом море была создана Соловецкая школа юнг ВМФ. В 1997 г. в гарнизоне подводников-атомщиков Северного флота Заозерске, в школе № 288, открыли класс юнг - 8-ой «ю». Таковы вехи замечательной традиции юнгашей Российского флота.

Морское дело - это тяжёлая, но, в то же время, интереснейшая работа. С незапамятных времён освоение Мирового океана, открытие новых земель сопровождалось невероятным мужеством и отвагой человека, решившего покорить водную стихию. Во всём мире, во все времена человек, управляющий морским судном, пользовался уважением окружающих, ибо для такой работы мало одной смелости и силы, нужны немалые знания и большой опыт. Научно-технический прогресс с каждым годом всё более внедряет в судостроение и судоходство новейшие достижения, а это требует более тщательной подготовки моряков.

Но постижение морской науки всегда начинается с азов, невозможно достигнуть вершин морской службы, перешагнув через нижние ступени карьерной лестницы. Спросите любого моряка, с чего он начинал, и ответ будет почти всегда один и тот же - это гребля на шлюпке, хождение под парусом, строевые занятия, изучение такелажных работ (вязание морских узлов, плетение матов, кранцев, огонов и др.), сигнальное дело, освоение морской терминологии. А, кроме того, строевые занятия и шлюпочная подготовка позволяют воспитать в будущих моряках чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за порученное дело, привить само понятие «экипаж». Даже ношение морской формы, как давно замечено, дисциплинирует, а без дисциплины не может быть и флота. Морские офицеры всегда считались элитой в любой армии мира, а шагающий строй моряков всегда приковывает одобрительные взгляды прохожих и вызывает нескрываемый восторг у мальчишек. А почему? А потому, что моряк - это человек универсальный: он может провести своё судно среди айсбергов, починить вышедший из строя двигатель, слесарить, плотничать, постирать себе одежду и приготовить пищу, а в часы досуга спеть и сплясать. А ещё он всегда придёт на помощь терпящему бедствие.

В наши дни флот и все области экономики, с ним связанные, требуют подготовки высококвалифицированных кадров для работы в составе экипажей судов, в проектно-конструкторских организациях, на судостроительных и судоремонтных заводах, в других областях тесно сотрудничающих с флотом. Ведь как-никак Россия омывается одним замкнутым морем, а также двенадцатью морями, принадлежащими трём океанам.

В Российской империи и Советском Союзе военно-морской и гражданский флот играл огромную роль в международной политике и экономике. Престиж военно-морской службы и профессии гражданского моряка был необычайно высок. Конкурс на поступление во все мореходные училища страны всегда был на уровне самых престижных ВУЗов.

Но в постсоветской России престиж морской профессии неприлично упал. За бесценок распродавались, а то и просто разворовывались торговые суда и портовые сооружения, списывались «на иголки» действующие (а порою, новейшие) корабли военно-морского флота, закрывались мореходные училища, ликвидировались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, разрабатывавшие новые проекты судов и кораблей. Крупнейшие специалисты в области судостроения и управления флотом были вынуждены покинуть свою профессию. Большинство квалифицированных и опытнейших моряков «ушло под флаг», то есть в экипажи иностранных флотов, где была работа и достойная заработная плата. Дошло до того, что отсутствовал конкурс в мореходных училищах, брали всех подряд. Естественно, такие бездумные (а возможно, преднамеренные) действия нашего государства оказали совершенно негативное влияние на будущее флота. Сейчас Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Мировом океане, но потери, понесённые в «перестроечные» годы восполняются с трудом. А если учесть, что наряду с экономикой была разрушена и система образования, то становится ясно, как тяжело вырастить и воспитать новое поколение моряков для нашего будущего флота.

Однако, с удовлетворением стоит отметить, что не всё потеряно. Возрождается отечественное судостроение и морское образование. Моряки возвращаются «из-под флага» на российский флот, многие из них, заканчивая морскую карьеру и уходя в отставку с военной службы, идут в морские учебные заведения разных уровней, чтобы обучать курсантов и передавать будущим морякам свой богатый опыт.

Я уверен, что и наши кунгурские моряки-отставники, отслужившие на разных флотах России, могут внести немалый вклад в будущее российского флота, помогая в организации морских классов в нашей «десяточке». Наверняка из них найдутся люди неравнодушные, компетентные в своей области, способные к преподаванию и популяризации морского дела, на собственном примере воспитывающие в учениках уважение к профессии моряка.

А если в нашем сухопутном городе когда-нибудь всё-таки появятся юнги в морской форме, то можно подумать и про организацию соревнований между морскими и сухопутными кадетами. Например, по Сылве на настоящих морских шлюпках. А помочь в этом нелёгком деле наверняка смогут и моряки-ветераны, и курсанты Пермского училища, да и сам архимандрит Алексий, мне кажется, не откажет. Кстати, а где хранить эти шлюпки? В качестве одного из вариантов, можно предложить такой: две морские шлюпки просто установить с двух сторон нового мемориального комплекса, который от такой добавки станет только живописнее и функциональнее. А летом по специальному рельсовому пути их можно будет легко спускать на воду и поднимать обратно.

Старый ворчун Владимир Седавных
Фото: Дмитрий Спиридонов

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Это интересно    


Рейтинг: 56
Просмотры: 5517   Комментарии: 0

Рейтинг: 2.7/5 (Всего голосов: 56)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх