Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Сылва приоткрыла тайну… История старого деревянного моста через Сылву в городе Кунгуре


Из-за засухи Сылва у автодорожного моста изрядно обмелела с обеих сторон…
10 сентября 2022, сб

На дне обмелевшей реки корреспондент «Искры» увидел одну из опор старого деревянного моста, который функционировал здесь с начала XIX века

В ноябре Сылвенский мост отметит своё 90-летие (открыт 29 ноября 1932 года). До этого времени, с начала XIX века, через реку перебирались по временному летнему деревянному мосту. Его следы, в том числе одну из опор, и разглядел наш корреспондент.

Об опорах старого моста я впервые услышал от брата Виктора осенью прошлого года.

- Знакомый сообщил, потом я сам видел, когда ходил на базар по правой стороне моста, в сторону улицы Воровского.  - Они под водой недалеко от берега.


…Хорошо видны камни, которыми укрепляли опоры временного летнего деревянного моста

Первым делом решил посмотреть на фото старого деревянного моста. Интересующие меня снимки, а также информацию нашёл в книгах: О.А. Ренёвой «Прогулки по купеческому городу» (Пермь, 2017), в главе «Сылвенская переправа - автодорожный мост»; В.И. Чуприкова, О.А. Ренёвой «Исторический Кунгур в фотографиях» (Кунгур, 2020), в разделе «Переправы. Строительство моста. Река Ирень». Судя по снимкам, опор у деревянного моста по всей его длине было немало.

Обогатившись знаниями, пошёл на Сылвенский мост - смотреть опоры старого моста. В прошлом году тоже ходил несколько раз, но разглядеть их мне не удалось. А потом и подморозило, речка у берега покрылась льдом…

Первое, что я увидел нынче, - это камни, которые использовались для возведения опор моста. В книге «Исторический Кунгур в фотографиях» на снимке, датированном 25 апреля 1914 года, запечатлена груда бутового камня у берега. Сылва нынче изрядно обмелела, и камни эти хорошо видны. У моста с левого берега можно дойти вброд чуть ли до середины речки. Мелко у моста и с противоположной стороны. Вода в реке чистая, и дно хорошо просматривается. Камни под водой здесь тоже повсюду.


Дно у правого берега Сылвы тоже усыпано камнями, среди них и замечена одна из опор старого деревянного моста

Учтя прошлогодний опыт, я не стал надеяться на зрение. Идя в сторону улицы Воровского по правой стороне моста,не только внимательно смотрел на речку, но и фотографировал  те места, где могли быть опоры. Мне показалось, что я увидел одну, насчёт других были сомнения.

При внимательном рассмотрении снимков на компьютере пришёл к выводу, что, по крайней мере, одна из опор, скорее всего, попала в кадр - я разглядел  в воде конец бревна диаметром 10 - 15 сантиметров.  А вот другие «опоры» на поверку оказались камнями, но тоже к временному мосту имеют отношение: ими строители укрепляли опоры.

Владислав Одегов
Фото автора

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru


В КОПИЛКУ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Из истории Сылвенской переправы

Автодорожный мост, открытый осенью 1932 года строился в несколько лет (1924-1932 годы). А как же до этого осуществлялась связь с засылвенской частью города?

«С конца XVII века на реке работала лодочная переправа, - рассказывает историк Ольга Ренёва в своей книге «Прогулки по купеческому городу». - Этой переправой воспользовался А.Н. Радищев, возвращавшийся в 1798 году из сибирской ссылки. В своём путевом дневнике он отметил: «Перевоз в городе партикулярный (частный, неофициальный - В.О.), платят, что хотят».

С начала XIX века в теплое время года… стали наводить и временный деревянный мост. За его устройство отвечали власти Кунгура. В 1825 году сооружение моста обошлось в 150 рублей. Эти деньги в два приёма были выплачены подрядчику, кунгурскому мещанину Варфоломею Вилисову… В разное время подряды получали кунгуряки И.А. Вилисов, П.П. Сбоев, И.Е. Басков.


Временный деревянный мост через Сылву. Начало XXвека. Фото: книга «Прогулки по купеческому городу»

Сложнее всего кунгурякам приходилось в апреле и в мае, во время ледохода и ежегодных наводнений. У переправы скапливались десятки телег, а грузоподъемность парома была невелика - за раз можно было перевезти не более семи возов… Одновременно с паромом трудились и вольные перевозчики. С одного человека брали за перевоз от 10 до 20 копеек, что было весьма ощутимо для кошелька обывателя».

В книге «Исторический Кунгур в фотографиях» сказано о некоторых конструктивных особенностях временного моста: «Широкий пролёт делали для прохождения судов. Бутовый камень предназначался для возведения опор моста».

Интересные сведения в этой книге о втором названии улицы Мининской. «Мост соединял две части Мининской улицы (современное название - Гагарина - В.О.), у которой из-за этого было второе, народное, название - ул. Мостовая».

Поделиться:
Рубрики: Это интересно    


Рейтинг: 15
Просмотры: 6889   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.4/5 (Всего голосов: 15)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх