город Кунгур
Выпуск газеты в PDF
Свежий выпуск №131/2024 от Сегодня
Комментарии
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Улицы Кунгура меняются в лицах. Истории Ленского тракта
19 февраля 2022, сб
В топонимике Кунгура встречается несколько улиц, имеющих в своём названии термин «тракт» (согласно «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, «тракт - большая проезжая дорога»). Есть в городской черте и знаменитый Сибирский тракт, и Берёзовский, Плехановский, и даже существующий лишь на картах и в документах, но не имеющий ни одной постройки в своих границах Пермский тракт. В заиренской части города проходит небольшой (его длина составляет всего 623 метра) Ленский тракт, названный по старинному селу, известному с середины XVII века как Степаново городище. ВСПОМНИМ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ… В стародавние времена там, где сегодня пролегает Ленский тракт, находилась небольшая деревенька Подгорная слобода (об этом сообщает, в частности, план Кунгур 1829 года). Во второй половине XIX века она слилась с расположенным неподалёку более крупным населённым пунктом - Заиренской слободой. Территориально относилась к Крестовоздвиженской волости Кунгурского уезда. В советский период её закрепили за Заиренским сельсоветом. Долгое время местность пустовала. Её развитие началось лишь во второй половине 1930-х годов. Очевидно, к этому времени здесь проложили дорогу, идущую к населённым пунктам юго-западной части Кунгурского района. С годами вокруг трассы стали возникать дома, которые и дали начало новой улице, которую (по указанным выше причинам) назвали Ленской (не путать с одноимённой улицей, находящейся в близлежащей деревне Мериново, и которая, кстати, была образована намного позднее). Резной наличник на доме № 17. 1980-е гг. В ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЕ Около 1938 года улицу переименовали в Ленский тракт. А чуть позднее, согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 августа 1940 года, она вместе с другими улицами Заиренской Слободы, а также с располагавшимися неподалёку деревней Рыбы, разъездом Гипсы и посёлком алебастрового завода, была включена в городскую черту Кунгура (что любопытно - территориально расположенные совсем рядом деревни Мериново и Болотово остались в стороне. Их присоединение к городу посчитали «преждевременным»). Архивные документы сохранили некоторые «особенности» Ленского тракта тех лет. Так, например, протяжённость улицы составляла 500 метров (для сравнения: длина улицы Байдерина была 600 метров). Дорога на ней имела «гравийную насыпь» (а дорога на ул. Байдерина была лишь «профилирована» и представляла «естественный грунт»). На 1 января 1940 года на улице имелся 21 дом (на ул. Байдерина их было 34, а в Мериново - 55). А вот электричество сюда пришло ещё не в полном объёме: электрифицировали лишь 60% зданий.
ПЕРВЫЕ ДОМА. ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ Большинство располагавшихся здесь домов находились в частной собственности (исключение составляло лишь одно из домовладений - Ленский тракт, 13. Вместе с земельным участком площадью 1093 квадратных метра оно уже в 1940 году «подчинялось» Кунгурскому горместхозу. Позднее было передано домоуправлению № 16). Удалось, в частности, установить, что в 1939 году в доме № 10 проживали Василий Карпович Кокшаров, конюх городской бойни; Александр Петрович Кокшаров, рабочий кожзавода; Иван Кондратьевич Смоляков, рабочий обувной фабрики; Степанида Ивановна Игошева, камнерез; Иван Фёдорович Юшков, служащий трудкоммуны; Сергей Андреевич Воронин, плотник кожзавода; Зоя Максимовна Горбунова, камнерез. В доме № 10-а жил Иван Николаевич Куликов из артели «Вперёд». В 11-м - печник Афанасий Петрович Мельников. В 12-м - пенсионер Николай Ильич Тонков, рабочий кожзавода Иван Иванович Ваганов и надзиратель тюрьмы Григорий Васильевич Бабин. В 16-м - домохозяйка Аграфена Ивановна Сапожникова, маляр Иван Константинович Третьяков и затяжчик кожкомбината Михаил Васильевич Сапожников. В доме № 20-а - милиционер Иван Николаевич Болотов. Заключительным в ту пору был дом № 24, где жил Иосиф Иосифович Голдырев, инструктор мелькомбината (впоследствии - директор горпищекомбината), с женой, тремя дочерьми и двумя сыновьями.
А ГОДЫ ИДУТ… Но время неумолимо продолжало свой счёт… На улице менялись жители (например, в 1946 году Николай Иванович Карасёв продал принадлежавший ему дом (№ 20-а) Ивану Моисеевичу Стяжкину). Возводились новые дома. Так, в 1948 году построил дом (Ленский тракт, 5-а), площадь которого составляла 18 квадратных метров, Фёдор Алексеевич Козлов. В 1950 году появился дом № 18-а, владельцем которого был Иван Кириллович Ганин. В последующие годы Ленский тракт продолжал развиваться. Современную застройку, при которой нумерация домов по чётной стороне идёт от номера 2 до 36, а по нечётной - от 1 до 29, улица приобрела уже к 1967 году. Со временем здесь начали появляться и некоторые предприятия. Так, например, в первой половине 1970-х годов свою производственную базу (адрес дислокации в тот период: Ленский тракт, 3-й километр) развернул производственный дорожный участок № 1845. К середине 1970-х годов эта организация была преобразована в Кунгурский дорожно-строительный участок № 1 объединения «Облмежколхозстрой», а к 1979 году - в Кунгурскую Дорожную передвижную механизированную колонну № 2 треста «Пермдорколхозстрой». В начале 1980-х предприятие было вновь переименовано и стало называться Кунгурская ДПМК-2 треста «Пермдорспецстрой». После приватизации владельцами имущественного комплекса дорожников (Ленский тракт, 17) были ЗАО «Дорстрой» и ООО «Валта». Среди других дислоцированных на Ленском тракте организаций - диспетчерская ЖКХ, хозрасчётный гараж райпо, автозаправочная станция, Центр автосервиса. В апреле 2003 года в данной части города был открыт ярмарочный комплекс по продаже населению автотранспортных средств и продовольственных товаров «Заиренская слобода» (Ленский тракт, 29-а). Однако из-за удалённости создаваемый рынок оказался не востребован кунгуряками и так и остался на стадии проектирования.
Сегодня улица Ленский тракт - важный объект городской транспортной инфраструктуры. По нему проходит основная магистраль, соединяющая Кунгур с Пермью. Кстати, так любимая кунгуряками автобусная остановка в заиренской части, у поворота на Ленский тракт, появилась здесь сравнительно недавно. Её перенесли (в связи с изменением движения автобусов) с улицы Блюхера 24 марта 1986 года. Сергей Мушкалов, Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
4103 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеОставили свой след. В кунгурской «Искре» работали десятки замечательных людей09.01.2022, 10:50
3953 0
|