Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Век Красного Берега в Кунгурском округе


Красивое всё-таки название, правда?
08 декабря 2021, ср

Деревня Красный Берег под селом Бырма - ровесник нашей газеты «Искра». В нынешнем году она отметила своё столетие.

Путь до Красного Берега неблизкий: пятьдесят пять километров от города. Даже соседние райцентры - Берёзовка и Кишерть - и то расположены ближе к Кунгуру. После села Юговское мы вообще не встретили ни души. Пустынная дорога, заснеженные поля и лес, лес, лес… пока не встретишь нужный указатель.

Красный Берег можно считать одной из «молодых деревень» кунгурской земли. Многие населённые пункты насчитывают у нас по 300-400 лет, а ему «всего-то» сто. Основан Красный Берег в 1921 году, в первые годы советской власти, что не совсем характерно для тех времён. Как мы знаем, при СССР был курс на индустриализацию, активно закладывались новые города, строились заводы, гидроэлектростанции, рабочие посёлки. А тут - крестьянская деревня, вотчина землепашцев и хлеборобов. Рядом петляет речка Турка, небольшая, но бойкая. При въезде в деревню мы пересекаем её по мосту.


Улица Центральная при въезде. Небольшая, но просторная

ЧЕТЫРЕ УЛИЦЫ

В Красном Береге - четыре улицы. Центральная, Дружбы, Нагорная и Ключевая. Если на развилке взять вправо, попадёшь в деревню Липовка. Эти две деревни тесно «дружат» между собой, между ними около километра. Чуть дальше будут ещё две небольших деревни: Савлек и Татарская Шишмара. Оттуда полевой дорогой можно напрямую проехать в усть-туркскую сторону, на Бажуки. Из «инфраструктуры» здесь два продуктовых магазина, клуб, мечеть и фельдшерско-акушерский пункт. Сотовая связь ловит по-разному - в зависимости от вашего оператора, - а вот с интернетом проблема. В основном жители пользуются домашним вай-фаем через роутеры.

Но больше всего здешних людей огорчает отсутствие газопровода. Бырминская территория - последняя в Кунгурском округе, куда газификация ещё не проникла. Дома здесь большие, многие до сих пор живут собственным хозяйством: держат коров, овец, птицу, но отапливать жильё приходится только дровами или электричеством. Впрочем, даже у нас в Кунгуре печным отоплением мало кого удивишь. Газовая труба и газовое оборудование - штука дорогая. Не каждому по карману. Нам куда выгоднее отапливать Европу, чем себя.


Салих Глимшин знает историю своей деревни. Её здесь знают все!

ДВОЙНОЕ НАЗВАНИЕ

Красный Берег не сразу стал Красным Берегом. Изначально жители из переселенцев прозвали его Янавыл, что в переводе с татарского означает «новая деревня». Многие зовут его так до сих пор. В эпоху СССР было в чести слово «красный». «Красный октябрь», «Красный восход», «Красный большевик»… Почему Красный Берег?

- Ничего политического тут нет, - говорит встреченный на улице местный житель Салих Глимшин. - Вдоль деревни идёт старое русло Турки. У него обрывистый берег, видный издалека. Жители брали оттуда глину на строительство. Отсюда и пошло. Одними из первых поселенцев были мои предки - Ясавыевы и Миндияровы из села Карьёво. Я даже знаю, где стояли их дома. Я тут родился и вырос, работал в колхозе, ветеран труда.


Продуктовый магазин - один из двух в этих местах

Улица Центральная начинается с небольшого магазинчика и автобусной остановки. Дальше по правую руку стоят кирпичные стены без крыши - останки колхозной столовой, затем пустырь, мечеть и клуб. Здание мечети раньше было начальной школой. Когда школу оптимизировали и закрыли из-за малого количества учеников, деревня всем миром собрала деньги и сделала себе мечеть. А всех детей-школьников сейчас возят автобусом в Бырму.


Местная мечеть. Раньше здесь была начальная школа

Всего в Красном Береге живёт около 150 человек, порядка полусотни жилых домов. В лучшие времена, говорят, численность населения доходила до 250 человек. Большинство домов добротные, крепкие, отделаны современными материалами, заборы покрашены. Чувствуется, что народ здесь обитает хозяйственный и трудолюбивый.

ЖЕЛАЮЩИЙ РАБОТУ НАЙДЕТ

Ещё здесь есть бывший колхозный пруд - безымянный. Когда-то тут плотно занимались рыбным хозяйством, в этом водоёме разводили карпов и карасей. За трудодни колхоз расплачивался с работниками зерном, сеном и рыбой.

Есть в Красном Береге и своя ветеранская ячейка. Председательствует в ней Рашит Хамидулин.


Рашит Хамидулин - председатель местного совета ветеранов

- Я тоже выходец из колхоза, был там энергетиком, - говорит он. - Затем основал своё крестьянско-фермерское хозяйство, сейчас его продолжает мой сын Айбулат. Видели на Центральной улице двор с тракторами? Это его КФХ, там заняты несколько односельчан. Другие соседи работают кто где - кто-то ездит в Пермь или вахтовым методом к нефтяникам, кто-то в соседнюю агрофирму «Савлек». Желающим работа всегда найдётся. Ягоды, грибы, пчёлы - с этого приработок невелик, очень хлопотно искать сбыт, перекупщиков. Поэтому основной упор у нас всё-таки делается на животноводство.

История Красного берега такая: советская власть после Гражданской войны решила продолжать столыпинские реформы по увеличению пахотных земель. Для этого вокруг будущей деревни  размежевали лесные угодья. Переселенец должен был раскорчевать этот лес под пахотную землю. К приезду первых поселенцев поблизости с 1912 года уже существовал хутор Ерёминский с русскими жителями из села Троицк, деревень Ключики, Голухинское. Среди хуторян были фамилии Котельниковы, Трясцины, Сажины, Пастуховы, Пермяковы.

На призыв властей основать новую деревню откликнулись жители татарских населённых пунктов Карьёво, Усть-Турки, Баташей и деревни Маринкино (соседний Ординский район). По историческим данным и воспоминаниям старожилов, изначально в Красном Береге или Янавыле татар и русских жило примерно поровну.

ГОДЫ ВОЙНЫ И РЕПРЕССИЙ

К 1922 году деревня Красный Берег в основном сформировалась. Поселенцев на несколько лет освобождали от налогов, это помогло жителям не голодать даже в военные годы. Когда началась коллективизация, лошадей обобществили и русские хуторяне из Ерёминского начали переселяться в Янавыл. Жили дружно, были смешанные браки. Сейчас в Красном Береге живут только три русских семьи. Впрочем, национальный вопрос здесь никогда не стоял, был бы человек хороший.

- Колхоз «Красный Берег» был зажиточным, - рассказывает Рашит Хамидулин. -

Основной доход получали от продажи семян клевера. Коэффициент был 1 к 6 в отношении зерновых. Если сверх плана сдавали, то в Кунгур за 55 километров ездили на двух лошадях. Туда везли 200 кг клевера, обратно 1200 кг зерна. Участвовали в сельскохозяйственных выставках.

Есть довоенная фотография деда Хамидуллы на ВДНХ в Москве. Не обошлось и без сталинских репрессий. Рахиму Музафалову с сыном Хатымом дали десять лет за то, что в колхозной пасеке за зиму погибло несколько пчелосемей. Отца с сыном осудили и отправили на строительство довоенного БАМа в Иркутскую область. Когда Рахим умер, его сыну удалось получить разрешение привезти отца домой и похоронить. Видимо были особые заслуги.

Когда началась война, все тяжёлые работы перешли женщинам и подросткам. В Красный Берег прибывали эвакуированные из Ленинграда - их распределяли по более крепким и сытым деревням. На фронт из этих мест ушли 63 человека, вернулись лишь 23. На полях сражений остались лежать 30 мужчин из Красного Берега и 10 - из Липовки.

Почему такие большие потери? Видимо, на освоение новых земель добровольно решались только отчаянные и рискованные люди, и в войну в атаку они тоже шли в первых рядах.


Гульфина Хамидуллина рассказала нам все местные новости

НА ПАМЯТНИК - ВСЕМ МИРОМ

Возле здания клуба мы встречаем Гульфину Хамидуллину. Кстати, в Красном Береге это две разные фамилии: Хамидулины и Хамидуллины. Гульфина Нагимовна отправляет при совете ветеранов обязанности кассира, она организатор и вдохновитель многих местных мероприятий.

- Есть у нас задумка, - говорит она. - Хотим установить в деревне стелу в память землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Объявили сбор средств. В деревне Маринкино такой памятник уже установили. Слева перечислены имена погибших на войне, справа - те участники, кто дошёл до Победы, кто умер в мирное время. Говорят, памятник обошёлся деревне Маринкино в четверть миллиона рублей. Они приняли участие в какой-то программе, другую часть денег изыскали сами. У нас такой программы вроде бы нет. Вся надежда на добрых людей и на администрацию округа. С каждого взрослого жителя Красного Берега и Липовки собираем по 500 рублей. Пока у нас собрано 60 тысяч. Вся информация вывешена около клуба.


Вся важная информация вывешена около клуба

Клуб - это место притяжения всех жителей Красного Берега и Липовки. Здесь проводятся праздники, концерты, здесь стоит информационный стенд с главными новостями. В день, когда мы приехали, на доске висела афиша о концерте ко Дню матери (на татарском языке), объявление о продаже мяса, разная деловая документация и то самое обращение к жителям от совета ветеранов с просьбой помочь в сборе средств на солдатский мемориал.

Рядом вывешен список от руки - благодарность тем, кто уже пожертвовал деньги на памятник. На общее святое дело откликнулись не только краснобережцы, но и земляки-уроженцы, ныне живущие в Бырме, Усть-Турке, Кунгуре, Перми, Осе.


Объявление о сборе средств на памятник ВОВ

Вот такая деревня Красный Берег, ровесница «Искры», разменявшая своё первое столетие. Трудолюбивая, спокойная и рассудительная, чтящая свою историю и традиции. Нам здесь понравилось.

Дмитрий Спиридонов
Фото автора

Искра Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Это интересно    


Рейтинг: 4
Просмотры: 2149   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 4)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх