![]() Теплоход «Кунгур». Фото из открытых источников 10 ноября 2021, ср
В год своего векового юбилея «Искра» предлагает своим читателям совершить путешествие на сто лет назад. В каждом номере мы рассказываем, о чём писала наша газета в прошлом - далёком и не очень. Начали мы, разумеется, с 1921 года и с каждым выпуском шагаем на год вперёд - всё ближе к современности… ГОД 1980 (№ 87 (9819) ОТ 17 ИЮЛЯ И № 101 (9853) ОТ 21 АВГУСТА) Сегодня после небольшого перерыва мы возобновляем нашу историческую рубрику, и перемещаемся в восьмидесятые годы. Из подшивки за 1980 год мы опубликуем два материала - о теплоходе со звучным названием «Кунгур», который первым открыл навигацию на севере страны из июльского номера, а также заметка из августовского номера с призывом ярославских учёных к читателям с просьбой помочь им в разгадке тайны шаровой молнии. Материалы о кунгуряках в олимпийской Москве-1980 будут опубликованы в ближайших номерах отдельно в расширенной версии данной рубрики. «Кунгур» в Арктике Комсомольско-молодежный экипаж теплохода «Кунгур» сейчас работает в районе Чукотки, в Анадырском заливе. Судно первым открыло навигацию на севере нашей страны. За первые два рейса грузы получателям доставлены своевременно. Моряки теплохода «Кунгур» трудятся под девизом: «Грузам Арктики - высокое качество!» Они заключили парное социалистическое соревнование с трудовыми коллективами портов Беринговский, Провидения, Эквикинот по досрочной обработке грузов. В результате такого соревнования докеры портов Провидения и Беринговский обработали судно досрочно на 85 часов. Экипаж, в свою очередь, перевез сверх плана 1026 тонн груза. На сегодня лучшие люди судна - ветераны флота боцман В. Трибель, старший моторист А. Мишковец, молодые моряки А. Гуцалюк, И. Балога, мотористы В. Мельничук и П. Старостин, старший электрик А. Стройкин, молодой коммунист повар А. Горбатенко. Четко и слаженно работает штурманский состав, механики. Экипаж «Кунгура» соревнуется за то, чтобы досрочно, к 25 декабря, выполнить план завершающего года пятилетки, своевременно обеспечивать порты и пункты Чукотки. Силами комсомольцев на судне создан вокально-инструментальный ансамбль, который выступает с большой концертной программой, посвященной морской тематике. Л. Рюмин, капитан судна, «НЕРАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА ПРИРОДЫ Учёные просят помочь «6 августа 1976 года наш самолёт АН-12 совершал полет по маршруту Актюбинск-Чита. Полет проходил на высоте 6000 метров со скоростью 600 км/час. В районе Новосибирска мы попали в грозовое облако и стали набирать высоту, чтобы из него выйти. Самолет бросало из стороны в сторону. Снаружи, кроме шума двигателей, стали слышны какие-то звуки, напоминавшие грохот близкой канонады. Я посмотрел в окно и ужаснулся: перед иллюминатором стояли и пролетали огненные шары ярко-желтого цвета 30-40 см диаметром. Шары со страшным грохотом лопались, разбрасывая снопы искр и освещая весь бок самолета. Самолет при этом так трясся, что, казалось, вот-вот развалится. Длилось все это минут двадцать, а потом гроза осталась позади». В.А. Трегубенко «Июнь 1977 года. Во время грозы я читала дома книгу. После близкого разряда линейной молнии в радиорозетке послышался громкий щелчок, и на розетке повис розовый шарик размером с теннисный мяч. Оторвавшись от розетки, шарик двинулся вдоль проводов в двадцати сантиметрах от стены и, дойдя до репродуктора, беззвучно исчез, словно растаял в воздухе. Длилось все это секунд десять». И. Кирпичникова *** *** *** Подобные письма с описанием встреч с шаровыми молниями ежедневно приходят к нам, на кафедру общей физики Ярославского университета, где уже год существует центр по сбору и обработке информации о наблюдении шаровых молний. До сих пор не известно: как шаровая молния образуется, из чего состоит, откуда черпает энергию для своего существования, почему в одних случаях вызывает пожары и смертельные ожоги у людей, а в других, проходя в нескольких сантиметрах от свидетелей, не вызывает у них даже ощущения тепла. О шаровой молнии мы пока что знаем лишь как она выглядит внешне - все остальное, что о ней говорят и пишут, относится к области гипотез. В проблеме шаровой молнии ученые имеют дело с классической задачей. В подавляющем большинстве случаев шаровые молнии ведут себя примерно так: появляются вблизи места, пораженного линейной молнией, и, просуществовав 10-30 секунд, тихо исчезают или лопаются с негромким хлопком, не причиняя никакого вреда. Но иногда шаровые молнии взрываются, выделяя столько же энергии, сколько выделяется при взрыве десятка килограммов тола, вызывая разрушения, убивая и калеча свидетелей. Шаровая молния, безусловно, опасное явление природы, и обращаться с ней, если она залетит к вам, следует с большой осторожностью. Известный специалист в области атмосферного электричества И.М. Имянитов рекомендует вести себя в обществе шаровой молнии, как в обществе злой собаки: держаться от нее подальше, а лучше всего, не делая резких движений, побыстрее оставить ее одну. Уважаемый читатель! Если вам приходилось встречаться с шаровой молнией, напишите об этом, пожалуйста, нам по адресу: 150000, Ярославль, ул. Советская, 14, университет, кафедра общей физики, «Ш.М.». Этим вы поможете в изучении во многом еще непонятного и таинственного явления природы. А. Григорьев, Подготовил к печати Денис Поляков Искра Кунгур©iskra-kungur.ru Поделиться:
|
![]() ![]() |
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеКак разместить рекламу или объявление на сайте или в газетах "Искра" и "Кунгурский вариант"01.01.2025, 06:41
![]() ![]() |