Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №143/2024 от 21.12.2024

Комментарии

Насыщенный визит губернатора. Сегодня, 1 ноября, в Кунгуре -...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...

14.11.2024 18:46:45
О теплоснабжении, отключениях электричества, мусоре и замене...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...

08.11.2024 11:23:41
Губернатор Прикамья с рабочим визитом посетил Кунгурский окр...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...

07.11.2024 18:35:05
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Легенды, предания и рассказы о Кунгурской ледяной пещере

Фотография к материалу: Легенды, предания и рассказы о Кунгурской ледяной пещере
Владимир Львович Семёнов и обложка книги Владимира Львовича Семёнова, изданной в Перми в 2019 году
03 октября 2021, вс

Так называется новая книга нашего земляка, уроженца села Ленск Владимира Львовича Семёнова.

Мы уже рассказывали об этом уникальном человеке, профессоре, кандидате, докторе исторических и философских наук, написавшем уже 75 книг. «Легенды…» продолжают серию его книг, где говорится о нашем Кунгурском крае.

ПО ПЕЩЕРЕ С АЛЕКСАНДРОМ ХЛЕБНИКОВЫМ

Во введении к книге значительное место Владимир Семёнов отводит рассказу о первом проводнике, экскурсоводе и исследователе Ледяной пещеры Александре Тимофеевиче Хлебникове (1877-1951), которому принадлежит «история открытия пещеры и превращение её в своеобразный музей под землёй!». Автор знакомит читателя с его биографией*, великолепно рисует его портрет. Талантливо делает это с помощью книги писателя Бориса Любимова «Прикамские встречи» (Москва, Издательство детской литературы, 1952).

«Ему 73 года. Очень многие, значительно более молодые люди, могут позавидовать его стройной фигуре, жизнерадостности, горячей любви к жизни, к своему делу, - сказано о А. Т. Хлебникове в главе «Уральский Мересьев». - Этот пещерный житель, как его здесь шутя называют, очень похож на капитана корабля из приключенческого романа. Высокий широкоплечий старик с орлиным носом, энергичным, чуть выдающимся вперёд почти квадратным подбородком и большими тёмными глазами, над которыми нависают густые, чуть седеющие брови».

«И впрямь под талантливым пером Б. Любимова из Александра Тимофеевича получился какой-то грозный и в то же время добрый рыцарь средних веков, способный провести интересующихся по лабиринтам земли обетованной», - комментирует слова писателя Владимир Семёнов и далее приводит описание его турне по подземному городу с А. Т. Хлебниковым. Приведём небольшой фрагмент:

«А. Т. Хлебников умел эффективно подавать наиболее красивые места пещеры. «Прошу внимания, - гулко прозвучал густой бас Александра Тимофеевича, - мы попали в самый красивый уголок нашего замка. Посмотрите сюда». Проводник поднял факел, и в глаза ударил ослепительный блеск. Ледяные, спаянные между собой кристаллы, облепившие стены и свод грота, освещённые факелом, переливались тысячами разноцветных огоньков. «Бриллиантовый грот, - пояснил проводник…»

ГНОМЫ УЧАТ…

В Бриллиантовом гроте разварачиваются и события, описанные в легенде «Гномы из подземного города». Герой легенды, мальчик 10-12 лет, рассказывает своему приятелю о встречах в пещере с гномами Пафнутием и Виролайненом. Читатель узнаёт, чем занимаются гномы: вытачивают ледяные украшения, где живут, как воспитывают своих детей. В легенде «О способности гномов творить добро» мы продолжаем знакомиться с маленькими жителями пещеры, узнаём, в частности, о философском складе их ума. Например, говоря о природе добрых дел, гном Риконен подчёркивает, что человек вечно ищет за них вознаграждения, «он ощущает, что должна быть ещё какая-то награда..., помимо чистой совести и самодовольства». У гномов дело обстоит иначе: «Исходный принцип общения у нас заключается в том, чтобы делать друг другу добро. И этот принцип неукоснительно выполняется. Если у кого-либо из нас возникает какая-либо сложность жизненного порядка, то каждый из нас, кто узнает об этом, считает своим первейшим жизненным долгом поспешить ему на помощь».

МАМОНТ ВЫРЫЛ…

События в этой легенде происходят во времена, когда ещё не было Кунгура (на месте будущего города стояло селение, которое Владимир Семёнов называет Мысы) и пещеры. Время было неспокойное: «Спасаясь от набегов иренских татар, множество жителей соседних селений покинули свои насиженные места и прибежали в Мысы. Жителям Мысов такое нашествие соплеменников очень не понравилось. Они не хотели иметь нахлебников и к тому же не знали, где разместить сотни людей с их семьями». На выручку пришёл Хорив Благой, у которого жил прирученный им мамонт Большой Дядя. Хорив решил вырыть для людей пещеру. Научил своего мамонта копать землю, а чтобы работа шла быстрее, кузнец Иван Долото изготовил мамонту ковш - и через три месяца пещера длиной на полторы версты была готова.

Если истории с мамонтом и гномами похожи на сказочные, то от предания «Воры в пещере» веет реализмом. События переносят нас во времена Пугачёвского восстания. Молодой татарин Габдурахман помогает русской семье Ерёмы с детьми укрыться в пещере. Спасая свои жизни, они «были так слабы, что не могли идти. На помощь им пришли жители города, которые, отбив очередную атаку на Кунгур, подобрали их у входа в пещеру». От старика, который был их проводником в пещере, они узнали про историю о шайке воров, которые накануне, перед тем, как сюда попала семья Ерёмы, «нашли в пещере запасы, масла, мяса, хлеба, спрятанные богатыми людьми из Кунгура».

«НЕРАСКАЯВШИЙСЯ…»

Реалистичны рассказы «Нераскаявшийся мерзавец», «Хулиган в пещере», «Они познакомились в Кунгурской ледяной пещере». В первом из них говорится о разграблении церкви в селе Ленск Кунгурского района (по данным Ольги Ренёвой, автора книги «Храмы Кунгура» (Пермь, 2017 год), Иоанно-Предтеченский храм в Ленске был закрыт в 1939 году, «в советское время здесь располагались и МТС, и зерносклад, и маслозавод»). В центре рассказа - председатель Ленского сельсовета, который не только руководил закрытием храма, но и прикарманил церковное золотишко. Судьба этого человека трагична - его убивают в тюрьме заключённые. В тюрьму он попал не сразу: переехав в Кунгур, некоторое время даже работал инструктором городского отдела культуры. Однажды ему поручили организовать турне по пещере зав. отделом культуры Облисполкома. Чтобы не ударить лицом в грязь, он накануне побывал в пещере и поговорил о маршруте с А. Т. Хлебниковым. Но всё-таки опростоволосился: сильно попивал, и в день визита высокого гостя не мог удержаться. Перебрал и уснул в одном из гротов. Ему приснился…гном, который сказал: «Вы неправильно живёте… Если не исправитесь, то вас ожидает злая смерть от насильников. Исправляйтесь, пока не поздно, я помогу вам». Он не внял предостережению…

Читатель также узнаёт из этого рассказа о трагических событиях 1918 года, когда в Ленске была расстреляна группа участников крестьянского восстания.

«ГДЕ ЗАРЫТ КЛАД ЕРМАКА»

Не обошёл Владимир Семёнов в своей книге тему, связанную с кладом Ермака в Ледяной пещере, «который якобы был сокрыт им и до сих пор не найден». В предании «Клад Ермака в Кунгурской Ледяной пещере» он излагает наиболее известные факты и подводит читателя к выводу, что «никакого клада в реальности не было». Хотя поиски его и продолжаются. Он приводит любопытный факт, почерпнутый из книги Валентина Раппа «Путеводитель по Кунгуру и Ледяной пещере». Т. М. Калашникова, племянница первого хранителя пещеры А. Т. Хлебникова, рассказала, как однажды «один из посетителей достал наган и потребовал у неё показать, где зарыт клад Ермака. Однако девушка не испугалась, тут же затушила факел (в то время в пещере не было электрического освещения - В.О.) и сказала, что выведёт его из пещеры только в том случае, если тот выбросит оружие. Кладоискатель (их оказалось несколько) быстро поняли, что выйдут из пещеры живыми, если исполнят её требования и подчинились ей».

В этой статье упомянуты, конечно, далеко не все легенды и предания, о которых Владимир Семёнов пишет в своей книге. О них Владимир Львович не только читал в специальной литературе, но и «слышал в конце первой половины XX века». Делится ими с читателями, надеясь «внести свой полезный клад» в освещение этой интересной темы. Думается, ему это удалось. Жаль только, что тираж книги не велик (всего 100 экземпляров).

*ИЗ БИОГРАФИИ А. Т. ХЛЕБНИКОВА

«Его далёкие предки поселились в Кунгуре в 1736 году. Неувядаемой, бессмертной славой покрыл себя его родственник К. Т. Хлебников - учёный, этнограф, писатель и путешественник. В конце XIX века А. Т. Хлебников 19-летним юношей решил поехать на Аляску, где когда-то бывал брат его деда. В Кунгурском городском музее сохранилось свидетельство об окончании А. Т. Хлебниковым 3-го земского одноклассного училища в 1890 году, а также аттестат от кунгурского мещанина и цехового мастера Бородулина Т. И. о том, что А. Т. Хлебников находился у него в обучении сапожному мастерству в 1889-1891 гг….15 лет путешествовал Александр Тимофеевич по земному шару… Причём это было не увеселительное турне, а суровая проза жизни, связанная с необходимостью зарабатывать себе на жизнь. Он побывал в Японии, жил в Соединённых Штатах Америки… В музее города Кунгура сохранилось удостоверение А. Т. Хлебникова, где указано, что он состоял канцелярским служащим при Северно-Американском духовном управлении в течение шести лет. Удостоверение от 1909 года. Однако на Аляску ему попасть так и не удалось.

В 1910 году он вернулся в родной Кунгур, который любил сыновьей любовью и который ему хотелось чем-нибудь прославить... Тут он и вспомнил о пещере, куда, будучи мальчиком, не раз лазил вместе со своими товарищами. Каким образом образовалась пещера? Что она собой представляет? Такие вопросы волновали всех, кто видел это грандиозное сооружение природы. В 1914 году он становится арендатором и как бы хранителем пещеры. Он пишет о ней статьи в пермские газеты, показывает гостям это необычайное явление природы, а затем, в течение 37 лет, водит экскурсии по этому своеобразному городу под землёй, и не устаёт восторгаться от его первозданной, порой суровой, красоты. В советское время он водил по этому подземному городу тысячи экскурсантов, включая М. И. Калинина в 1921 году. Через 16 лет он показывал «кунгурские чудеса» делегатам Международного геологического конгресса».

ИСТОЧНИК: Книга В. Л. Семёнова «Легенды, предания и рассказы о Кунгурской Ледяной пещере».


Владислав Одегов
Фото: Владислав Одегов

Искра Кунгур©iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 4
Просмотры: 4378   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 4)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Полоска
Наверх