Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

В гостях у сказки. Какой путь проходит постановка спектакля от идеи до зрительских оваций в кунгурском ТЮЗе


09 ноября 2020, пн

С 26 октября на две недели была ограничена работа культурно-досуговых учреждений. Но артисты кунгурского Театра юного зрителя не любят сидеть без дела - работы хватает даже без зрителей. Только отыграли один спектакль, как настала пора готовить новый. Мы узнали о том, какой путь проходит одна постановка от идеи до зрительских оваций.

ШАГ ПЕРВЫЙ: СЦЕНАРИЙ

Сказки ТЮЗа уникальные, их нельзя увидеть ни в одном другом театре. Сценарии пишет режиссёр театра Ольга Проданова.

- Я в профессии режиссёра-постановщика меньше года, - рассказывает женщина. - Мне пока хочется использовать весь свой потенциал, и я пишу тексты, истории с увлекательным сюжетом, с яркими образами, интересными событиями. Для меня важно, чтобы это был не просто «материал для постановки», а талантливое литературное произведение с сочным языком и добрым юмором. И чтобы пьеса всем нравилась - художнику, актёрам, а затем в поставленном виде - зрителям.

Ольга пишет свои сценарии в среднем две-три недели. Кажется, что быстро, но к каждому подходит ответственно. Первый шаг к созданию новой истории - идея. Важно решить, каким будет спектакль: весёлым, лирическим, героически-взволнованным? К чему он должен призывать, что защищать, против чего бороться? От решения этих вопросов будет зависеть всё остальное - распределение ролей, музыка, характер оформления, освещение.

Задумок очень много. Режиссёр театра поделилась с нами, что есть у неё даже сценарий на военную тему. Его Ольга написала ещё весной, в начале пандемии. Спектакль создан по мотивам писем кунгурских фронтовиков. Ольга искала информацию в городском архиве.

- Признаюсь: сценарий растрогал и меня, и тех, кто его читал. Тема войны всегда тяжёлая, особенно когда она затрагивает наших земляков. Надеюсь, что когда-нибудь мы поделимся этими историями и с кунгуряками.

Отшумит спектакль, его сценарий уберут в папку и начнут работать над новым. Но у Ольги есть мечта: когда-нибудь подарить своим пьесам новую жизнь - переписать и выпустить сборник театральных сказок.

ШАГ ВТОРОЙ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

Артистов в ТЮЗе немного. Даже мало, если сравнивать с другими театрами. В постановку вовлечены почти все работники театра: художники-декораторы играют главные роли, заместитель директора отвечает за освещение сцены и зала, а секретарь в закулисье помогает с декорациями.

- В нашем маленьком театре создался союз единомышленников, талантливых людей, любящих свою работу и эти старые, пропитанные театральным духом стены - говорит Ольга. - Каждый из нас вкладывает частицу себя в каждую постановку.

Анна Кашеварова, Наталья Оборина, Станислав Смирнов, Екатерина Ширинкина, Татьяна Круковская и Ольга Проданова - вот те люди, которые выходят на сцену, меняя образ от сказки к сказке. Режиссёр рассказывает, что ещё на этапе сценария представляет, кто какую роль сыграет, исходя из их характеров. И никогда не ошибается: Золушка получается необыкновенно нежной и милой, а Баба Яга - озорной и весёлой.

В театре юного зрителя нет лишних людей, каждый полезен. На фото (нижний ряд слева направо) Станислав Климов (звук, свет), Татьяна Круковская ( декорации, костюмы, актриса) Константин Овчинников (звук)
Верхний ряд:  Наталья Оборина, Анна Кашеварова , Екатерина Ширинкина, Станислав Смирнов, Ольга Проданова-Бахматова ( режиссёр-постановщик)

ШАГ ТРЕТИЙ: РЕПЕТИЦИИ

И вот, сценарий написан, актёры на роли определены. Пора переходить к следующему шагу - читке. На этом этапе актёры обсуждают характеры действующих лиц, их взаимоотношения друг с другом, анализируют поступки. Идёт чтение пьесы по ролям. И после этого можно переместиться на сцену.

Репетировать стараются каждый день. Сперва только отдельные сцены. Пробуются перестановки декораций, подключаются музыка, свет. Постепенно отработанные картины соединяются в целое, и начинаются репетиции всего спектакля полностью.

Чтобы зритель лучше прочувствовал настроение спектакля, мало хорошо сыграть. Музыка подсказывает залу эмоцию, а через песни лучше понимаешь героев. Особенно, если эти песни так же написаны только для этой сказки и больше нигде никогда не звучали.

И вот последняя, генеральная репетиция. Теоретически, на ней всё должно быть, как во время премьеры - декорации, освещение, костюмы, грим, звуки за сценой, реквизит. Это генеральный смотр всех нехваток последней минуты. Дальше только премьера.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ: ЗРИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

В комментариях под объявлениями о новом спектакле только положительные отзывы:

«Хочется выразить слова благодарности Театру юного зрителя за прекрасный спектакль! Очень интересная постановка, сюжет! Дети в полном восторге! Как замечательно, что в нашем городе есть такой театр. Огромное спасибо хочется сказать актёрам за их чудесную игру и отдельные слова благодарности хочется выразить режиссёру за постановку спектакля! Взрослые посмеялись, отдохнули и в какой-то момент почувствовали себя детьми! Желаем вам и вашему театру процветания, новых побед, благодарных зрителей!»

Артисты признаются, что это очень воодушевляет. Похвала мотивирует работать ещё лучше и показывает, что все старания были не зря.

Бушует пандемия. Невозможно предугадать, что произойдёт в следующий момент. И только сказка живёт за стенами театра и приглашает в свой добрый, уютный мир, где нет места проблемам и обыденности.

Анастасия Разепина
Фото: архив ТЮЗа

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru



 

Поделиться:
Рубрики: Культура    


Рейтинг: 2
Просмотры: 2600   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 2)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх