Колокольня Иоанно-Предтеченского храма в Ленске отремонтирована 20 июля 2020, пн
Духовный центр села - храм Иоанна Предтечи в Ленске, который построен 240 лет назад, - восстанавливается силами местных жителей. Престольный праздник 7 июля православные люди отмечали большой праздник – Рождество пророка Иоанна Предтечи. Верующие села Ленска в этот день отметили ещё и юбилейную дату храма, который построен в 1780 году, 240 лет назад. Этот красивейший храм – двухэтажный. Придел на втором этаже освящён в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи. На первом этаже придел освящён в честь святителя Георгия Победоносца. У храма богатая история, он выстоял в самые сложные богоборческие годы. Досконально изучил его 240-летнюю жизнь нынешний настоятель храма священник Даниил Шипунов. Его дипломная работа в Пермской духовной семинарии посвящена храму и духовной жизни Ленска. 7 июля в Ленском храме отец Даниил отслужил водосвятный молебен и Божественную литургию. Помолиться пророку Иоанну Предтече пришли более тридцати прихожан. - Храм восстанавливается с 1993 года, благодаря усилиям местных жителей, - говорит священник Даниил Шипунов. – Это очень сложно, здание изношено на восемьдесят процентов. Чем больше занимаемся его исследованием и ремонтом, тем больше проявляется проблем в его восстановлении. Однако реставрация продолжается. К восстановлению подключились организации: сельхозпредприятие «Великоленское», «Лукойл-Пермь». У нас активные прихожане, помогают, чем могут. Общими усилиями восстанавливается историческая справедливость. Настоятель храма сваященник Даниил Шипунов совершает водосвятный молебен Храм вновь, как в далёкие годы его расцвета, стал украшением Ленска. Спасена от разрушения, оштукатурена и покрашена грандиозная 80-метровая колокольня – самая высокая среди сельских храмов Кунгурского района. Отремонтирован нижний храм. Приводят в порядок второй этаж. А главное – возрождена литургическая жизнь храма. Каждое воскресенье и по большим праздникам здесь возносятся молитвы на Божественной литургии. Процветала духовная жизнь О том, какой была духовная жизнь Ленска до революционного переворота 1917 года, рассказывают строки церковных ведомостей, которые изучал отец Даниил. - Жители села заботились о своём храме, с таким трудом построенном для себя, для села, - говорит настоятель. - Здесь процветала духовная жизнь. «Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости» (Иов 36:11). Храм в селе Степаново (так раньше назывался Ленск) был центром села: южнее проходил Сибирский тракт и почтовая станция – «ямщина», севернее располагались торговые ряды, где по праздникам и воскресным дням устраивались ярмарки. Здесь же была и приходская школа, и дома зажиточных жителей села, кузнецов и промышленников. Разорение Всё изменилось с наступлением богоборческих времён, когда советская власть повсеместно стала закрывать храмы. В 1932 г в Ленске прошла молва о разорении храма. В 1933 году ночью забрали священнослужителей. И храм был окончательно закрыт. По воспоминаниям очевидцев, из Кунгура приехали люди по сбросу колоколов и крестов. Кресты и большой колокол увезли на переплавку. Каменную оградку с металлической решеткой и позолоченными крестиками разломали. Сброс колоколов и крестов с храма организовали Кочергин Григорий Васильевич с братом Алексеем. В помощь были даны рабочие из колхозной бригады. Кирпич пошел на строительство ферм, частично был растащен в личные хозяйства. Во время сброса крестов и колоколов народ выходил из домов и молился, стоя на коленях. Колокола толкнули, и они, упав в высоты, вошли в землю на большую глубину. Запустение пришло в Иоанно-Предтеченский храм 7 июня 1939 года, когда с его луковичной главки был снят восьмиконечный крест. Содержимое церкви уничтожено, растащено. Священнослужителей сослали неизвестно куда, некоторых расстреляли. Храм сначала стоял опустошённый, потом стали хранить колхозное зерно. В 1934 году сельчане просили отдать храм обратно, но власти отказали под предлогом того, что близко имеется целый ряд культовых зданий в деревнях Веслянка, Змеевка, Колпашниково, Лужки, Блины. С 1949 по 1952 год размещалась в здании храма Ленская машинно-тракторная станция. За все эти годы храм осквернён до невозможности. Живопись храма нарушилась из-за резкой смены температуры и большого процента влаги в помещении. Не обошлось и без вмешательства людей, которые сознательно нарушили живопись и всевозможные надписи, выкорчевывали облицовочную плитку внутри помещения. Анна Васильевна Частухина рассказывает, что начальство заставляло соскабливать иконы со стен храма, а если люди отказывались, то могли выгнать с работы. Устроиться на другую работу было бы невозможно. С 1958 года по 1982 год в церкви работал молокозавод. Прятали святыни Оборвалась ли нить духовной жизни на селе? Нет. В условиях тяжкого давления духовность ушла под спуд, в глубинные слои жизненного потока. Те, кто верил до революции, (если остались живы) – продолжали верить. В домах оставались иконы, более того, люди прятали в своих домах иконы и реликвии из разорённых храмов, затем передавая из поколения в поколение. Многие из сохранённых святынь потом отдали в храм в 90-е годы. В Ленске храм был закрыт, но жители добирались до соседних сёл - в Кособаново, Блины, Лужки, где ещё не были закрыты храмы, на службы, для того, чтобы крестить детей. Даже венчались. Отпевали умерших. Тайна креста Вера, теснимая богоборческим режимом, ушла в традицию, в семейные ритуалы и правила. Святыни, иконы, рассказы о прошлом передавались по наследству. Вера теплилась в глубине народного сознания. «В 1978 году на престольный праздник Иванова дня, 7 июля, ночью поставили деревянный крест 4 метра на колокольне Ленского храма. В здании тогда находился молокоприёмный пункт. Простоял крест несколько дней. Никто не слышал и не видел, как был крест установлен. И до сих пор «виновники» случившегося неизвестны. Предполагают только, что это дело рук сельской молодежи. Секретарём парторганизации был Фоминых Анатолий Дмитриевич. По его и высшего начальства приказу инженер Белов Юрий Иванович (руководил строительными работами) выделил бригаду рабочих для снятия креста. За проделанную работу рабочим заплатили деньги». «Летом 1978 года, мы едем с сенокоса, видим – крест на колокольне – 4 метра. Народу стоит! Как это – не было креста, а тут крест! - вспоминают жители села. - Потом приехало начальство из Кунгура, велели снять. Наш Култышев не стал снимать, а строитель Юрий Иванович быстро поставил леса, сняли крест. Так ведь его парализовало. 13 лет лежал». Возрождение Подходила к концу советская власть, истосковался народ без веры, тянулся к Богу, не оставляя надежды, помня, что «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» ( Ис. 54:7). - Восстановление храма всем миром, проявляющееся благолепие, творимое кропотливым трудом реставраторов и усердием жителей, является зримым образом народного покаяния, которое освящает не только тех, кто участвует в восстановлении, но и всё пространство вокруг, - говорит настоятель храма священник Даниил Шипунов. Людмила Пятилова Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3614 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |