Пуп Земли в Кунгуре 05 июля 2020, вс
Про наш любимый Кунгур снова написали книгу. Совсем скоро она выйдет в свет. Ее автор пермский журналист и писатель Иосиф Вихнин. Он собрал книгу из небольших новелл про разные сферы жизни нашего города. В них наш город и его люди показаны таким образом, что в Кунгуре видишь всю Россию. А погружаясь в этих новеллах в своеобразные исторические экскурсы в прошлое России, видишь свой Кунгур. Читаешь и будто открытия совершаешь. Родной город и его люди предстают вдруг совершенно по-новому. Первые несколько глав были опубликованы в альманахе Екатеринбурга «Журавли». Пока он печатал первые из этих новелл, писатель создал другие, предоставив их нам эксклюзивно для «обкатки», после которой намерен собрать их в книгу о жителях Кунгура. Это будет книга о людях, у которых есть живительное лекарство для России. Дарья Гребнева Отрывок из одной новеллы ПУП ЗЕМЛИ ПО ФОРМУЛЕ КЛЮЧЕВСКОГО В России центр находится на периферии.Такое правило вывел известный учёный Василий Ключевский, читавший курс российской истории в Московском университете. Правило Ключевского помогает понять, почему в Кунгуре двенадцать лет назад установили в центре города выразительное творение малой архитектуры: чугунную модель земного шара. Там, где мы привыкли видеть северный полюс земли, — там, на шаре обозначен крупно город Кунгур. И название архитектурному творению дали многозначительное: «пуп Земли». А рядом с этим пупом указано расстояние до знаменитых мегаполисов мира вроде Нью-Йорка или Парижа. Однажды я услышал, как брюзжат возле пупа какой-то турист и его изнывающая от скуки подруга. - Получается, весь мир вращается вокруг Кунгура, – пожал плечами мужчина. – Заезженная идея. Похожий пуп Земли есть уже в нескольких городах. К тому же сравнивать провинциальный Кунгур с Нью-Йорком… Что за чепуха? - Ага, – зевнула женщина, – полная чепуха. Почему же чепуха? Жители Кунгура любят свой город. Гордятся им. И вместе с тем относятся к своему пламенному патриотизму с весёлой иронией. Такой у них и пуп Земли: в нём угадывается и гордость и самоирония. А потом, тут, возможно, своеобразная отсылка к Василию Ключевскому. Что он хотел доказать своим правилом? Что в иных провинциальных городах процент дельных и талантливых людей гораздо выше, чем в столицах и крупных центрах с их привычной придворной суетой и всеобщей погоней за деньгами, развлечениями и ещё бог знает чем? Да и вообще, большие дела обычно совершаются без суеты и шумихи. И одарённые люди ради творческого уединения выбирали во все времена именно малые города. Очарование этих городов сродни таинственной привлекательности малых уральских рек и речушек. Но об иных маленьких городах многие россияне даже не слышали. А вот о Кунгуре знают. Хотя сравнивать его с Парижем или Нью-Йорком – это, пожалуй, чересчур. - Смотря в чём сравнивать. – Возразил мне мой давний знакомый из столицы Верхнекамья города Березники. О чем он? Одно из его юношеских увлечений – русская поэзия начала двадцатого века, он много читал Сашу Чёрного, Каменского, Волошина, Анненского, Бальмонта… И, когда побывал в Америке, был поражён проницательностью Константина Бальмонта. Ведь это символисту Бальмонту принадлежит утверждение, что в Америке общество состоит главным образом из искателей доллара и учредителей бизнеса, а потому довлеющим фактором стали там умственная грубость и художественная тупость. Интересно. Но как мой березниковский приятель оказался сейчас в Кунгуре? Такая история. Его год назад поощрили на работе: оплатили семейную поездку в знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру. После пещеры они зашли в центре города в гончарную лавку и у него глаза разбежались – столько увидел ярких и самобытных творений. И ему там сказали, что на Кунгурском заводе художественной керамики, где делают эту красоту, есть особые экскурсии с мастер-классом по гончарному делу. Можно самому что-то вылепить из глины. Поработать за гончарным кругом. Он поехал. Попробовал себя в роли творца. А теперь вот специально приехал в Кунгур, чтобы сводить на мастер-класс своего внука. Очень хороший мальчишка, но беда, как много времени проводит за компьютером. В каком-то виртуальном мире живёт. Сейчас внук с мамой уехал в ледяную пещеру, а потом все вместе они собираются на завод. Пусть мальчик по-настоящему поработает головой и руками. И получит урок живой красоты. Вдруг это перевернёт его представления о жизни?.. Выслушав приятеля, я тоже отправился в гончарную лавку. Затем – на завод. Главный художник и главный технолог предприятия Ольга Хорькова рассказала, что прийди я немного раньше, сам стал бы участником экскурсии с мастер-классом по гончарному делу. Иногда желающих так много, что приходится делить их на несколько групп. Вчера приехали на экскурсию родители с двенадцатилетним сыном. Оказалось, они издалека приехали в Кунгур, чтобы увидеть, как это всё появляется на свет – дивной красоты керамические вазы и удивительные сказочные персонажи. Вроде загадочной бабы Яги – озорной и с непривычно добрым лицом. Или собаки, которая по восточному календарю стала символом 2018 года. Этот большой умный пёс смотрит весело и настолько дружелюбно, что, кажется, ещё миг, и он лизнёт твою руку в знак дружбы. Поведали туристической семье, что и полюбившаяся им ваза, и лукаво-загадочная баба Яга, и симпатичный пёс задуманы и сделаны Анатолием Шихвинцевым – народным мастером Прикамья. И гости обрадовались, когда узнали, что могут сами поработать вместе с Шихвинцевым за его гончарным кругом. А для начала прошли по всему заводу. Показали им основные технологические участки. Объяснили, насколько основательно работают с глиной, прежде чем попадёт она на гончарный круг: пропускают через прессы, фильтры и глиномялки, чтобы масса стала однородной, но не потеряла свою природную пластичность. Разные люди готовят глину. В определённом смысле они – соавторы мастера Шихвинцева, из рук которого выходят дивные творения. А художник-декоратор Полина Ширинкина – главный его соавтор. Сотворит Анатолий Шихвинцев вазу или чудного зверя, и сначала пройдут они обжиг в специальных печах, а потом возвращаются в мастерскую. Теперь начинает над ними колдовать художник Ширинкина, и вспыхивают под её кистью на вазах и фигурках чудные цветы и узоры. Затем наносят на эту красоту глазурь и снова отправляют в печь. И опять разные люди стараются, чтобы красоту не повредить ненароком при обжиге… Такой длинный путь проходят гончарные творения, и множество людей Иосиф Вихнин Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3317 0
|