Почётный попечитель Зыряновской богадельни М.И. Грибушин. 1880-е. 04 января 2020, сб
Об истине и незыблемых фактах истории. В одной из недавних публикаций «Искры» (13 июля 2019 года) сообщалось о выделении Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю Президентского гранта на обустройстве в обители богадельни. В том числе особо оговаривалось, что подобное богоугодное заведение - Зыряновская богадельня - действовало при монастыре в 1873-1886 годах. Однако эти факты не соответствуют действительности. Зыряновская богадельня в Кунгуре действительно существовала. Но она была не монастырской, а Общественной. То есть существовала на средства городского общества. И монастырь к её деятельности, несмотря на близкое расположение, не имел никакого отношения. СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО История этого заведения началась в мае 1872 года. Кунгурский купец второй гильдии Егор Семёнович Зырянов подал в городскую Управу заявление о необходимости учреждения в Кунгуре особого помещения для призрения бедных престарелых граждан. «Подобное учреждение, - отмечал он, - у нас есть (речь в данном случае идёт о богадельне при Успенском храме), но оно так неудобно, мало и вообще жалко, что не в состоянии призреть значительно большего числа бедных, постоянно скитающихся и просящих милостыню у каждого проходящего». На устройство новой богадельни купец изъявил желание пожертвовать 10 тысяч рублей. Приняв пожертвование, Городская Дума постановила: учредить в Кунгуре Общественную богадельню, «устройство произвести по одобренному Думою плану и фасаду не менее как на 100 человек, полагая два отделения - мужское и женское; первое - на 60 человек, второе - на 40». Место для строительства было выбрано на выезде из города, по Сибирскому тракту, вблизи здания земской больницы. 26 февраля 1873 года Е.С. Зырянов заявил о желании иметь при вновь устроенной богадельне небольшую домовую церковь с особым при ней причтом. На возведение храма купец дополнительно пожертвовал 10 тысяч рублей с тем, чтобы «капитал этот оставался навсегда неприкосновенным в местном банке, а полученные с него проценты распределялись бы следующим образом: 300 рублей на жалование священнику, 120 рублей - псаломщику, 180 рублей - на необходимые церковные расходы: свечи, вино, муку». 29 октября 1874 года Городская Дума приняла решение о наименовании богадельни Зыряновской, в честь жертвователя. Спустя некоторое время Егор Семенович отошёл от дел и весь свой капитал - 85571 руб. 41 коп. в разного рода ценных бумагах - пожертвовал городскому обществу. Эти средства должны были составить неприкосновенный капитал, на проценты с которого богадельня могла бы существовать.
НАЗНАЧЕНИЕ ГРИБУШИНА В духовном завещании купец обратился к Михаилу Ивановичу Грибушину с просьбой: «принять полное уполномочие как по наблюдению за постройкою учреждаемой мною в Кунгуре богадельни, так и за благоразумным и соответствующим моему назначению употреблением означенного капитала, а по окончании отстройки богадельни иметь наличие о возмещении употреблённого на постройку сверх первоначального назначения капитала и о помещении его в общественный или иной банк и затем быть пожизненно постоянным попечителем богадельни и призреваемых в ней». Оставив распоряжения об устройстве богадельни, Е.С. Зырянов весной 1875 года удалился на покой в русскую Андреевскую обитель на святой горе Афон. Там, приняв монашеский постриг под именем Гурий, он и скончался 7 октября 1875 года. ПРОЕКТ КАРВОВСКОГО Проект здания Общественной Зыряновской богадельни был разработан известным пермским архитектором Рудольфом Карвовским. Возведение здания началось в 1874 году. Но по ряду причин оно растянулось на целое десятилетие. Значительные средства на окончание работ внесли кунгурские купцы А.Г. Пиликин, И.Т. Ковалёв, Я.А. Колпаков. Согласно завещания Е.С. Зырянова, контроль за реализацией проекта осуществлял М.И. Грибушин, ставший 19 июля 1879 года почётным попечителем заведения. Трёхэтажное здание богадельни построено из красного кирпича с использованием фигурной кладки и декоративных элементов. Цокольный этаж был предназначен для подсобных помещений. На втором этаже находился кабинет попечительского комитета, квартиры смотрителя и эконома, столовая и 8 комнат для призреваемых. Во всю длину здания был устроен коридор шириной две сажени. Два парадных коридора с мраморными лестницами вели на третий этаж, в домовую церковь. Храм был устроен в память святых Архистратига Михаила и Великомученика Георгия и освящён 14 июня 1881 года Преосвященным Вассианом, епископом Пермским и Верхотурским. Церковь имела богатое убранство. Постоянный причт состоял из священника и псаломщика. По инициативе М.И. Грибушина был создан церковный хор из числа призреваемых и служащих богадельни. Кроме домовой церкви, на третьем этаже находились 13 комнат для призреваемых. На крыше, над храмом, была устроена восьмигранная деревянная колокольня с шатровой крышей. Колокольню венчала луковичная глава на небольшом барабане. Вся территория богадельни была обнесена тесовым забором. Комплекс надворных построек включал двухэтажный каменный корпус, в котором размещались амбар, кладовые, ледник, каретная, конюшня и хлев, а также деревянное здание бани и прачечной. По свидетельству очевидцев, во дворе были настелены тесовые тротуары.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СКВЕР Перед зданием богадельни на средства М.И. Грибушина был разбит великолепный сквер в честь священного коронования Государя Императора Александра III 15 мая 1883 года, получивший наименование «Александровский». На его устройство Михаил Иванович затратил 3000 рублей. Кроме того, он внёс 750 рублей на приобретение дома мещанки Расповединой для проживания священника богаделенской церкви. Щедрые пожертвования на нужды богадельни делали и другие жители города. Например, крестьянин П.С. Титов внёс 10 тысяч рублей, купец А.П. Чулошников - 3600 рублей, вдова личного почётного гражданина А.П. Паркачёва - 1000 рублей. Крупные пожертвования на богадельню сделали Л.И. Сартаков, П.И. Носков, И.Е. Евгеньев, П.В. Фефилов, А.П. Хлебникова и другие кунгуряки. После смерти М.И. Грибушина обязанности почётного попечителя богадельни исполнял городской голова Кунгура. В состав попечительского комитета входили многие именитые кунгурские купцы и их жёны. В их числе - С.И. Сибиряков, Л.И. Сартаков, И.И. Рязанов, А.И. Кожевников, А.И. Грибушина, А.В. Сартакова, Л.Л. Пономарёва… Для ухода за призреваемыми городом нанимались особые люди. РОЖДЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ Сто лет назад, в 1919 году, богадельня была закрыта. Здание передали городской больнице. Около 60 лет в нём находилось стационарное отделение. После сдачи в эксплуатацию нового корпуса больницы в сосновом бору, в здании бывшей богадельни разместилась городская поликлиника. Путаница по причине принадлежности богадельни женскому монастырю возникла, скорее всего, по причине отсутствия информации. Дело в том, что в структуре Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря действительно имелась своя богадельня. Но не Зыряновская (подлинные документы об организации и существовании которой можно прочитать в Кунгурском городском архиве), а другая. Да и находилась она не в Кунгуре, а на Бардинской даче обители (имение «Красоты» на территории современного Берёзовского района). Называлась она «Стефановская женская богадельня». Была устроена в 1896 году при деревянном храме в честь Св. Николая Мирликийского для призрения престарелых вдов и сирот духовного звания и рассчитана на 20 человек. Заведение находилось на полном содержании монастыря. Сергей Мушкалов, Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
6571 2
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВоспоминания моряка Александра Савастьянова о Кронштадтском полке, стоявшем осенью 1918 года в Кунгуре28.12.2019, 12:34
5946 1
|