Александр Васильевич Шевердяков 28 ноября 2018, ср
О том времени рассказывает Александр Васильевич Шевердяков, который работал машинистом мотовоза на Кунгурском кожкомбинате. Интересное продолжение получила публикация «Ходили по «Арбату» мотовозы» («Искра», 28 апреля 2018 года). РОДОМ ИЗ ЧЕРЁМУХОВО - Я не только помню железнодорожную ветку, которая шла от машзавода по нашему современному «Арбату» (улице К.Маркса) и дальше, но и ездил по ней на мотовозе, а потом и тепловозе, - сказал, позвонив в редакцию, наш читатель Александр Шевердяков. - Есть фото, хотите посмотреть? Этот звонок нас, конечно, заинтересовал, и мы встретились с Александром Васильевичем. С тепловозами Александр Васильевич познакомился в молодые годы, когда служил в армии. Довелось строить в Сибири большой секретный объект, и домой вернулся в Кунгур в 1957 году с корочками машиниста электровоза 4 разряда. Снова устроился работать на кожкомбинат, где начинал свой трудовой путь в 1949 году. - Родился и жил я в деревне Черемухово Плехановского сельсовета, и на работу в город бегал босиком, - рассказывает он. - Было мне тогда 15 лет. По окончании школы ФЗО стал Саша работать в цехе № 4, на отделке обуви. А после армии Александра приняли в транспортный цех кожкомбината. Сперва грузчиком, потом - сцепщиком на мотовоз. В 1966 году в его трудовой книжке появилась запись «машинист мотовоза», в 1971 году - «машинист электровоза». С 1966 года и водил Александр Васильевич мотовозы и электровозы по Кунгуру. До 1975 года перевозил продукцию кожкомбината и машзавода (они были связаны железнодорожной веткой), а потом - устроился на Кунгурский комбинат стройматериалов, где также работал много лет машинистом электровоза. О ЧЁМ НАПОМНИЛИ СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ - Вот это я на мотовозе МК2-15, двухосном, 15-тонном, - поясняет он фотографии, которые принёс с собой. - А тут я на тепловозе ТГМ1 на территории машзавода, около литейки, примерно 1974 год!
Ба! Да в эти же годы (1974-1975) я работал на Кунгурском машзаводе, в термическом участке турбобурного цеха и, наверняка, не раз «видел» его, когда поставляли нашей термичке под разгрузку вагоны с валами и трубами. И мне не раз приходилось эти вагоны разгружать (в качестве стропальщика).
Мог я видеть (и его коллег-товарищей) и раньше, когда четыре года (1969-1972), учился в автотранспортном техникуме (сейчас это колледж) и ежедневно ходил на учёбу рядом с желдорогой (а иногда по шпалам и блестящим рельсам). Александр Васильевич в это время, с 1966 года, работал машинистом мотовоза. О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ С теплотой вспоминает Александр Васильевич своих коллег-машинистов: Ивана Байдина, Вячеслава Матусевича, Михаила Зуева, Ивана Бабикова, Евгения Винникова и других. ОТ МАШЗАВОДА ДО РМЗ Для меня желдорога, которая шла от машзавода по улице К. Маркса, часто «заканчивалась» у тира, что стоял на берегу Сылвы, недалеко от современного памятника «Пуп Земли», реже - у кинотеатра «Октябрь» (в советское время был размещён в Тихвинском храме), куда иногда поднимался в гору по тропинке. Александр Васильевич рассказал обо всем маршруте желдороги, от которой уже давно не осталось и следа. Улица К. Маркса, где гудели мотовозы и электровозы, предупреждая пешеходов быть осторожными, превратилась в «Арбат»; ходят автомобили по улице Воровского, где также шла ветка. Пройдя возле Сенного лога, по Октябрьской, заканчивалась она на так называемой Сылвенской ветке.
- Эта ветка была у ЦРМ (РМЗ) по ул. Свободы, - говорит Александр Васильевич. - Здесь меняли вагоны: оставляли тот, что привезли, и забирали пришедший со станции. Какие грузы перевозили для двух предприятий - Кунгурского машзавода и кожкомината? Турбобуры, обувь, кожсырье, металл, тарную дощечку, уголь и много другое. ГДЕ НОЧЕВАЛИ МОТОВОЗЫ? Не мог не спросить Александра Васильевича о том, где «ночевали» мотовозы и тепловозы после трудового дня. - Был тёплый гараж на кожкомбинате. Иногда зимой, по договоренности с начальством, оставляли мотовоз в цехе металлоконструкций машзавода, у которого, кстати, для своих двух тепловозов было депо. «БЫЛ СЛУЧАЙ…» Как и любой вид транспорта, желдорога, проходящая по центру города, представляла и определённую опасность для жителей. Почти после каждого дорожного происшествия начинались разговоры о том, чтобы её убрать. Александр Павлович отъездил на мотовозе и электровозе без единого ЧП. Лишь однажды произошёл случай, который мог окончиться трагически, если бы не грамотные и хладнокровные действия машиниста Шевердякова. …Он вовремя заметил пешехода, застрявшего на переходе через линию по улице Хмелева (нога гражданина провалилась в худой деревянный настил). Остановить электровоз, перевозивший вагон со стружкой, было поздно, и он мгновенно принял другое решение. Встал на подножку и громко закричал-скомандовал: «Ложись! Ложись!». Незадачливый пешеход послушался - лёг меж рельсов, и железная многотонная громадина прошла над его головой! Остановились, выскочили из электровоза. Раздели несчастного, осмотрели - слава Богу, повреждений нет. Жив человек! А нога его по-прежнему зажата. Дом у него был недалеко, и жена «пленника» сбегала за топором. Разрубили доску и освободили человека… ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ Александр Васильевичпоказал нам свою трудовую книжку. Она испещрена записями о благодарностях и поощрениях за более чем полувековой добросовестный труд. Есть чем гордиться ему и его родным - жене, дочери, двум внучкам и правнучке. Владислав Одегов Фото: Николай Песков (КГА); Владислав Одегов; архив А.В. Шевердякова Искра Кунгур © iskra-kungur.ru СПРАВКА
Поделиться:
|
4169 1
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВниманию кунгуряков: сайт «Мост памяти» посвящён семьям наших земляков, советских военнопленных, погибших в годы войны в лагерях Нижней Саксонии25.11.2018, 10:28
2335 0
Братья Головановы. Улица Якимовская в Кунгуре была переименована - Голованова25.11.2018, 08:42
3497 2
|