Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Научное долголетие. Кунгурскому учёному Александру Васильевичу Турышеву исполнилось 90 лет


Александр Турышев и в 90-летнем возрасте продолжает заниматься научными изысканиями
12 августа 2018, вс

Почти 15 лет Александр Турышев возглавлял Кунгурскую лабораторию-стационар Горного института УрО РАН, ранее входившую в состав Института геологии УФАН СССР. На его руководство пришелся расцвет научной деятельности стационара.

СКВАЖИНА ПО РАСПИСАНИЮ

- Этому черному котику всего 4 месяца. Пристроить бы до зимы. Вам не надо?- говорит без пяти минут именинник в тот момент, когда навстречу мне выпрыгивает черный гладкошерстый кот подросткового вида. По дороге в дом Александр Турышев рассказывает про старую «семерку», припаркованную у ворот и уже не подлежащую ремонту, про раскидистый клен, который хорошо бы спилить, пока не упал на провода, и про строительство водяной скважины. В палисаднике действительно замечаю некую высокую конструкцию.

- Это я собственноручно строю скважину, как дополнительную гарантию наличия воды, - показывает на стройку юбиляр. - Сам сварил долото, сам изготовил лебедку… На глубине шести метров столкнулся с трудностями - встретил скальную породу - филипповские доломитизированные известняки. Принципиально бурю в одиночку. Хочу себя испытать: смогу я что-то сделать в домашних условиях или нет? Поработаю час-два - отдыхаю. Скважина каждый день включена в мое расписание!

И это говорит мне 90-летний человек с ясным умом и четкой дикторской речью, украшенной логическими паузами. Он даже без очков. Зрение ухудшилось совсем недавно.

ПЕЩЕРНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

- Садитесь, пожалуйста, чай пить. Чем богаты, как говорится… - ученый приглашает за стол. К натюрморту из печенья, бутербродов, абрикосов присоединяется мой диктофон.

Александр Турышев 15 лет возглавлял в Кунгуре лабораторию-стационар Горного института УрО РАН. Кто бывал в пещере, тот знает, что у её подножия стоит невысокий дом. На первом этаже разместился «Музей карста и спелеологии», а на втором работают ученые Горного института. Когда-то здание было деревянным, и только с приходом к руководству Александра Турышева в 1955 году было построено кирпичное сооружение, где впервые появилась своя гидрохимическая лаборатория. В этих стенах директор написал более 20 работ, посвященных подземным водам Кунгурской Ледяной пещеры и Уфимского плато, сделал тысячи пещерных и других фотографий, и в целом принимал активное участие, как модно сейчас говорить, в «раскрутке» пещеры.


1952 год. Александр Турышев (справа) с коллегами в Ледяной пещере

- С конца 1950-х годов в Кунгурской Ледяной пещере начал развиваться массовый туризм. Встал вопрос о полиграфической продукции. В соавторстве с коллегами Дмитрием Рыжиковым и Вячеславом Лукиным, мы подготовили 8 научно-популярных брошюр для туристов. - Александр Васильевич встает из-за стола и через 5 минут возвращается с одной из своих книг. - А однажды я написал своему руководству пояснительную записку о необходимости крупных капиталовложений в благоустройство пещеры и ее территории. Сейчас там красиво…

Отмечаю, что хозяин дома в разговоре не злоупотребляет местоимением «я». Все больше использует «мы». Тепло отзывается о коллективе, восхищаясь наработками своих товарищей. Много сил и внимания уделял Кунгурской Ледяной пещере Евгений Дорофеев. Аркадий Бураков изучал гидрогеологию Южно-Уральских бокситовых рудников и задумывался о палеогеографии этого и смежных с ним районов. Труды его коллеги по стационару Юрия Ежова, связанные с вопросами гидропритоков, использовал Кизеловский угольный бассейн, а разработки Дмитрия Рыжикова пригодились при проектировании Североуральского бокситового рудника (ныне это РУСАЛ).

После стационара Александр Турышев 15 лет работал главным гидрогеологом и возглавлял крупную геологоразведочную организацию «УРАЛгеоминвод», занимавшуюся поиском и разведкой минеральных вод для курортов Урала, и бурившей разведочные и эксплуатационные скважины, глубиной до 2 тысяч метров, поэтому бурение он знает не понаслышке.

СТАТЬЯ - СЕБЕ В ПОДАРОК

- Здесь у меня и спальня, и кабинет, - Александр Турышев приглашает в комнату, до потолка уставленную стеллажами с книгами. У окна рабочий стол, заваленный бумагами, а на столе, собранный опять же, своими руками, микроскоп. У Александра Васильевича 50 лет трудового стажа, и даже сейчас, на пенсии, он продолжает изучать карстовые явления.

- В этом году нашему Горному институту исполнилось 70 лет. К юбилею организации, да и к своему юбилею, я написал научную статью «Идеальный алгоритм развития карстовых полостей». Мои последователи, молодые ученые, опубликуют ее в сборнике федерального масштаба «Пещеры-2018». Эта статья позволяет совершенно иным способом подойти к определению продолжительности формирования карстовых полостей. Как вы думаете, сколько времени пройдет от микротрещины, куда попадет вода, до появления полости в гипсах в рост человека? - учёный Турышев ждет от меня ответа и, не дожидаясь, продолжает. - Мои выводы опираются на математические формулы - это 10 тысяч лет. Я, смеясь, называю такой период этапом внутриутробного развития пещеры, а для формирования полноценного грота требуются десятки тысяч лет.

Собеседник рассказывает, как важно уделять внимание карсту не только в Прикамье, но и на Урале. Он знает, что сегодня его коллеги сталкиваются с финансовыми трудностями, что их ограничивают, как говорит учёный, «в полевом и транспортном довольствии». Это правда. 10 лет назад на изучение карстовых процессов краевой бюджет выделял 5 миллионов рублей в год, а сейчас всего 500 тысяч рублей. Этой суммы хватает только на бензин. Учёные, выходит, работают бесплатно.

«Я - ПАРЕНЬ ИЗ СУКСУНА»

- За грибами я люблю ездить на малую родину, только грибов в этом году нет. Белые никак не растут, - пожимает плечами грибник.

Александр Турышев родился в деревне Куликово Суксунского района. Когда началась война, Саше было 13 лет. Он поступил в Суксунское педагогическое училище. Там платили стипендию и выдавали продовольственную карточку. После войны стал студентом географического факультета Пермского пединститута. До работы в стационаре Горного института немного учительствовал, параллельно занимаясь научной работой.

- К сожалению, я не защитил уже подготовленную диссертацию о карсте Уфимского плато, зато мы с женой вырастили дочь Татьяну и сына Юрия. Дочка училась на факультете физики в Уральском Государственном университете в Свердловске, сын - на электротехническом факультете политехнического института в Перми. Внук Алексей возглавляет Пермскую фармакадемию, кандидат фармацевтических наук. Внучка Анна преподает в Пермском педагогическом университете, доцент кафедры математики. Подрастают четверо правнуков… - не без гордости говорит Александр Васильевич.

У него настоящая семья ученых. Когда все родные собираются за столом, то обычно просят рассказать деда, как он впервые увидел паровоз. Дело было в 1932 году. Для 4-летнего Саши из Суксуна, оказавшимся на железнодорожном вокзале в Кунгуре, паровоз стал первым научно-техническим открытием.

«А смотрите, колеса-те палками вертятся!», - крикнул мальчик на весь перрон.

ЗА ДУБКАМИ - К ТУРЫШЕВУ

- Меня спрашивают, почему ты долго живешь? А я отвечаю: «Потому что никогда не курил!». Если я это говорю в компании, где есть врач, он одобрительно кивает головой, - смеется экс-директор стационара.

Главными составляющими долголетия он также считает тренировку памяти и бесконечную учебу. Недавно 90-летнего жителя Кунгура награждали неутвержденной на уровне правительства медалью «Дети войны». Предложили «что-нибудь пожелать» присутствующим тут школьникам. Александру Васильевичу сразу вспомнились слова Владимира Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться», ведь только знания смогут сделать жизнь интересной и продолжительной.

А может быть, он даже черпает силу от столетних дубов. Турышев обожает эти деревья. Его дом даже не сразу увидишь, потому что он скрыт за дубовыми ветвями. Саженцы дубков в этой семье раздают всем желающим.

- Вот этот дуб - ровесник внука. Ему 36 лет. Нынче ни грибов нет, ни желудей. А когда они есть, мы по осени выносим их вместе с листьями на грядки, и весной всходит молодая поросль, - похоже, моему собеседнику тема деревьев-великанов так же интересна, как и тема карста, и он продолжает. - Мы с дочерью Татьяной высаживаем их и в лесу, и в пригороде, и в самом Кунгуре. Озеленяем, так сказать, город. Ой, вообще-то мы не афишируем свой волонтерский труд, чего-то я проговорился. В общем, кому нужны дубки, милости просим к нам, - говорит на прощание ученый.

Я отключаю диктофон. Что на душе? Радость. Дай Бог каждому дожить до такого возраста, чтобы стоять на ногах, обладать светлой головой, быть до сих пор актуальным и востребованным в профессиональных кругах, строить планы и осуществлять их. В данном случае 90-летие Александра Турышева - не юбилейный праздник на закате жизни, а юбилей в самом расцвете лет.

Юлия Долгова
Фото автора и из личного архива Александра Турышева.


СЛОВО ОТ КОЛЛЕГИ

Ольга Кадебская, заведующая лабораторией-стационаром Горного института УрО РАН:
- Александр Васильевич Турышев - наш большой помощник. Мы узнали от него, как закладывалась первая система мониторинга Кунгурской пещеры, которая в 90-е была утрачена. Опираясь на труды «шестидесятников», мы воссоздали эту систему. Очень рады свежим статьям Александра Васильевича, где всегда есть маленькие открытия.

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 8
Просмотры: 2570   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.3/5 (Всего голосов: 8)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх