Так сегодня выглядит один из корпусов депо 18 февраля 2018, вс
Посёлок Кирпичный расположен на юго-восточной окраине Кунгура, за железной дорогой. Своим названием он обязан некогда размещавшимся здесь предприятиям. Принято считать, что появление этого микрорайона так или иначе также связано с деятельностью трёх располагавшихся здесь кирпичных заводов. Однако это утверждение не совсем верно. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ Изначально территория современного посёлка относилась к Филипповской волости Кунгурского уезда. В городскую черту Кунгура она была включена лишь в начале ХХ века. Местность эта была очень неоднородной. Часть её занимал растущий здесь вековой сосновый лес. Часть - поля и пашни. Значительная территория представляла собой естественные неудобья (так называемый бедленд) - холмы, овраги, косогоры… ВСЕМ ОБЯЗАНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Первые постройки в этой части города появились в начале ХХ века. Их возникновение было связано со строительством железной дороги Пермь-Екатеринбург, обустройством станции Кунгур и пристанционной инфраструктуры. Сегодня лишь сохранившаяся фотооткрытка начала ХХ века напоминает нам о прошлом этой территории. Одними из первых здесь были возведены корпуса паровозного депо. Здания, построенные по проекту архитектора Феофана Евтихиевича Вольсова, были удивительными по красоте. Производственные помещения несли в себе черты господствовавшего в тот период в архитектуре стиля модерн и составляли единый ансамбль со зданием железнодорожного вокзала и постройками привокзальной площади. Строящееся депо станции Кунгур. Начало XX века СТАРЫЙ ПОСЁЛОК Тогда же, в 1910-х годах, началась застройка прилегающей к строящемуся депо территории. Здесь возводились постройки различных железнодорожных служб, а также жилые бараки, в которых селились рабочие-железнодорожники. Большинство строений того времени до наших дней не дошли. Единственным свидетелем той эпохи является лишь двухэтажный каменный дом (современный адрес - ул. Старый посёлок, 4), в отделке фасадов которого были использованы элементы модерна. Построен он был, скорее всего, для какого-то структурного подразделения железной дороги. Позднее здание приспособили под жильё. В этом качестве оно используется и по сей день. «ЗДЕСЬ ДЕПОВСКИЕ ПРАВЯТ БАЛ» Паровозное депо станции Кунгур, вне всякого сомнения, было одним из знаковых предприятий того времени. Несмотря на каторжные условия труда, рабочие депо играли активную роль в политической жизни города. В 1912 году здесь (одной из первых в городе) возникла организация РСДРП. После Октябрьской революции рабочие депо были застрельщиками всех мероприятий молодой Советской власти. Вооружённый отряд из машинистов и слесарей, возглавлявшийся кузнецом Краснопёровым, дрался с колчаковцами. Позднее вписал немало ярких страниц в историю освобождения Кунгура от белогвардейцев. Памятник паровозу ЛЕНИНСКИЙ ПОСЁЛОК После окончания Гражданской войны кунгурские железнодорожники стали восстанавливать разрушенное станционное хозяйство. В 1920-х годах неподалёку от депо (вдоль полосы железной дороги) стали возводиться (как правило, из бывших в употреблении подручных материалов: дерева, шпал и т.д.) жилые дома, в которых селились семьи рабочих депо. Так, например, в декабре 1928 года разрешение на строительство здесь одноэтажного деревянного дома на каменном фундаменте с надворными постройками получил от железной дороги Григорий Герасимович Мельников. Так сложился небольшой посёлок, названный именем вождя мирового пролетариата. К 1938 году бывший Ленинский посёлок был преобразован в улицу Деповскую. К этому времени здесь уже насчитывалось 6 домов. Архивные документы сохранили имена проживавших здесь людей. В их числе: Пелагея Зиновьевна Исаева (№ 2), Григорий Васильевич Низов (№ 6), Андрей Павлович Поспелов (№ 10), Антон Фёдорович Трещёткин (№ 12), Филипп Николаевич Безматерных (№ 14). ТА САМАЯ РЕЛЬСОВАЯ В конце 1920-х - начале 1930-х годов в деповском околотке возникла ещё одна улица - Рельсовая. Первоначально она была совсем небольшой - всего в один квартал. В 1934 году на ней насчитывалось 14 жилых домов. Среди их владельцев - Григорий Герасимович Мельников (дом № 1), Иван Павлович Кузнецов (№ 2), Иван Васильевич Вечтомов (№ 3), Игнатий Михайлович Копысов (№ 10), Александр Петрович Алчеев (№ 14). Позднее улица значительно выросла в размерах. Сегодня она, начинаясь на перекрёстке с улицей Боровой, тянется вдоль полосы железной дороги вплоть до подстанции Пермэнерго в деревне Беркутово. Регистрацию на ней имеют многие службы железной дороги: дорожные мастерские (бывшее паровозное депо), дистанция водоснабжения, материальный склад, рельсосварочный поезд, топливный склад и другие. Переулок Рельсовый ВДОЛЬ ПО УЛОЧКЕ, ДА ПО ПЕРЕУЛКУ В 1948 году здесь появился ещё один объект городской инфраструктуры - переулок Рельсовый. Архивные документы сохранили имена первых его поселенцев: Иван Степанович Кадников (дом № 2), Ульяна Ивановна Теплых (№ 2-а), Мария Ивановна Занина (№ 4), Иосиф Васильевич Феденёв (№ 6). Построенные ими дома были совсем небольшими. Их площадь составляла всего от 9,3 до 13,7 квадратных метра. По свидетельству очевидцев, границы улиц были достаточно условными. Так, например, в 1953 году адрес находящейся на значительном удалении от жилья железнодорожной хлебопекарни обозначался как Рельсовая - Деповская, без указания номера дома. Ещё одна улица - Путевая, самая молодая улица в этом микрорайоне, была создана 21 января 1958 года. Она объединила дома, многие из которых - ещё дореволюционной постройки, разбросанные в полосе отвода железной дороги, от пешеходного перехода через железную дорогу в районе автобусной остановки «Имени В.П. Гусева» и до улицы Деповской. Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Дом, построенный в начале XX века
Дом с улицы Деповской
На улице Путевой Поделиться:
|
6593 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВ Кунгуре появилась возможность участвовать в экскурсии по военно-историческому маршруту, даже не выходя из дома16.02.2018, 10:38
2750 0
|