09 декабря 2017, сб
Начало - 22 ноября Продолжение - 3 декабря А что было дальше? Крейсер «Аврора», выполнив свою главную историческую миссию, вернулся на ремонт. Раны Гусева при штурме Зимнего оказались серьёзными. Он был направлен в лазарет на излечение и через полгода комиссован с флота (по мнению Э. Семанова, - к лету 1918 года). 28 ноября 1917 года были завершены ремонтно-восстановительные работы на крейсере. Он перешел в Гельсингфорс, соединясь с кораблями 2-й бригады, ведь, несмотря на революционную смену эпох, война продолжалась. 22 декабря 2-я бригада крейсеров в тяжёлой ледовой обстановке перешла из Гельсингфорса в Кронштадт. Морозы крепчали. Далее из Кронштадта переход кораблей 2-й бригады в Петроград удалось осуществить лишь с помощью ледокола «Ермак»… Судьбы авроровцев По-разному сложились судьбы авроровцев. После демобилизации Василий Петрович вернулся в Елец в родное депо. В 1919 году выучился на машиниста паровоза. В Кунгурском музее хранится удостоверение № 2740 от 18.07.1919 г., выданное Обществом Юго-Восточных (на машинке впечатано «Советских») железных дорог в городе Воронеже, на имя В.П. Гусева «с правом самостоятельного управления паровозом в поездах». Работал машинистом локомотива в Ельце, Раненбурге (современный город Чаплыгин в Липецкой области), Кирсанове (Тамбовская область), Вольске, Вязниках, Коврове. С 1939 по 1966 годы жил и работал в Кунгуре, был самым настоящим и искренним партийцем-коммунистом-ленинцем. Интересно, что в Ельце ничего не было известно о Василии Петровиче до нашего запроса в Елецкий краеведческий музей (письмо ПМОО «Кунгурское Землячество» от 22.12.2016 г. № 12 на имя директора Елецкого городского краеведческого музея Е.Л. Андросовой). С ельчанами мы поддерживаем переписку и сейчас, ведь вопросов, открытых по семье Гусева, ещё очень много. В 1957 году из 590 членов команды крейсера была известна судьба лишь 60-ти. В тот период Гусев со многими поддерживает отношения, ведет переписку, встречается с сослуживцами во время юбилейных мероприятий в Ленинграде: Буянов, Крючков, Мурашкин. Интересно сложилась судьба Тимофея Ивановича Липатова (1888-1959). В 1917 году он был плотником крейсера. В начале 50-х капитан II ранга Т.И. Липатов ещё продолжает службу в должности помощника командира крейсера «Авроры», в 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Из письма начальника музея крейсера, капитана II ранга Б.В. Бурковского (1912-1985) Гусеву В.П. от 29.10.1959 г. выясняем, что «… капитан II ранга Тимофей Иванович Липатов 01.05.59 г. после тяжелой болезни скончался и 4 мая был похоронен на Богословском кладбище». В это же время Александр Викторович Белышев (1893-1974), комиссар, председатель судового комитета трудился главным механиком на заводе «Ленэнерго». Да и сам Василий Петрович до конца своей жизни был «в обойме», такими людьми идеологи коммунистической партии не разбрасывались, ведь они реально творили историю и стали частью ее, их берегли … Владимир Аброськин у крейсера «Аврора». Послесловие Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Может, и так. Но для изучающего исторический процесс оно, на мой взгляд, весьма полезно, ведь это – желаемое и возможное, хотя и зачастую невыполнимое или несостоявшееся действие. Что такое революция – панацея для общества или неизбежное зло? Могла ли Россия обойтись без неё? Что привело к крушению империи – гениальный план Ленина, движение масс или трагическая случайность? В чём причины победы партии большевиков, самой маловлиятельной российской политической силы на момент революции? Каков был вклад в события тех дней таких людей, как Гусев? Могла ли наша революция обойтись без своего кровавого и братоубийственного продолжения – Гражданской войны и, наконец, была ли альтернатива у Октябрьской революции? Если кого-нибудь не оставило равнодушным данное исследование, будем признательны откликам. Было бы крайне интересно найти кого-либо из потомков Василия Петровича. Владимир Аброськин, краевед Фото: В.Н. Аброськин, М.Г. Редькина Страницу подготовил Владислав Одегов Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
3275 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВ эпицентре революции оказался знаменитый кунгуряк, трюмный машинист крейсера «Аврора» Василий Петрович Гусев. Продолжение03.12.2017, 13:10
4070 0
|