03 декабря 2017, вс
Начало читайте - 22 ноября Самосуд 27 февраля 1917 года на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт корабля, началась забастовка. Опьяненная революционными идеями, часть команды крейсера пыталась сойти на берег, чтобы поддержать забастовщиков. Командир "Авроры" каперанг М.И. Никольский (1877-1917), пресекая неповиновение и не желая допустить бунта на корабле, «открыл огонь из табельного оружия» (фактически с двух рук из двух револьверов на поражение) по пытавшимся десантироваться на берег матросам (погиб матрос Порфирий Осипенко). В итоге, на следующий день, в результате самосуда Никольский был застрелен активным членом восставшей командой машинистом крейсера Брагиным. Так трагически и не от вражеской пули в бою, а пули, выпущенной своим, оборвалась жизнь этого блестящего морского офицера, а "Аврора" прошла свою точку невозврата на круги своя, ведь убийство командира - это степень величайшей деградации команды. Командир крейсера «Аврора» Михаил Ильич Никольский, убитый в результате самосуда Михаил Ильич Никольский командовал кораблем один год и двенадцать дней: с 6 февраля 1916 по 28 февраля 1917 года. Примечательно, что Василий Петрович Гусев никогда не только не бравировал своей причастностью, пусть косвенной, к этому гнусному событию, но даже никогда и нигде не говорил о нём и не вспоминал фамилию убийцы. Вероятно, ему было очень стыдно за своего воинского коллегу… Н. Лямин. Восстание на крейсере «Аврора» 28 февраля 1917 года. Фото: Rg.ru Уже к маю 1917 года после регулярных «вредных» лекций на крейсере большевистских агитаторов, таких как Калинин и Володарский, численность членов РСДРП(б) на «Авроре» достигнет 42 человек. Ежедневные митинги, перерастающие в демагогию, отсутствие боевой учёбы, трудовой нагрузки и элементарной дисциплины отодвинут плановый капремонт крейсера на второй план… Реконструкция событий В № 120 от 24 октября 2017 года в газете «Искра» почти дословно воспроизведены воспоминания Василия Петровича Гусева «Сорок лет назад» с его фотографией в той памятной бескозырке, те самые две страницы машинописного текста, описывающие события 24-25 октября 1917 года, так заинтересовавшие меня год назад и заставившие не раз пройтись пешком от Васильевского острова до Адмиралтейской верфи, где стояла «Аврора» и далее по Английской набережной до Зимнего дворца, чтобы сделать для читателей «Искры» реконструкцию событий тех дней. В кавычки взяты слова Гусева. Итак, вперед! У крейсера «Аврора». Сентябрь 2017 года. Фото: В.Н. Аброськин, М.Г. Редькина 24 октября 1917 года - 12.20: распоряжением № 1125 исполнительного комитета Петросовета (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов) А.В. Белышев назначается комиссаром крейсера «Аврора»; - телеграммой Центробалта от 24.10.1917 г. (регистр. № 5416 в Главном морском штабе, телеграмму принял дежурный прапорщик Лесгафт) крейсер «Аврора» переподчинен ВРК (временный революционный комитет) и Петросовету; - распоряжением № 1219 Петросовета крейсер «Аврора» переведён в боевую готовность; - «судовой комитет крейсера «Аврора» получает указание (имеется в виду распоряжение Петросовета от 24.10.1917 г. № 1253 «О задаче восстановления движения по Николаевскому мосту») Петроградского комитета большевиков подвести крейсер «Аврора» к Николаевскому мосту и свести его» (Гусев пишет, что «мост расположен в 200-300 метрах от Зимнего дворца через Неву...»; это не верно, вероятно, он путает Николаевский мост с Дворцовым, от которого, действительно, до угла Зимнего примерно такое расстояние. «Аврора» стояла у Николаевского моста, а от него по Английской набережной до Зимнего Дворца 2200 метров и 20-25 минут пешего хода по прямой - прим. авт.); - «председатель судового комитета «Авроры» большевик машинист Белышев предлагает командиру... (старший лейтенант Эриксон Николай Адольфович, годы жизни 1890-1946) перейти от завода (Франко-Русский завод, ныне ОАО «Адмиралтейские верфи» - прим. авт.), где стоял крейсер на ремонте к мосту»; - «командир… отказался» (мотивация отказа Эриксона, по мнению Гусева, состояла, в технической невозможности сделать это, в основном, из-за «глубокой» осадки крейсера; осадка крейсера- 6,4 м, средняя глубина Невы в черте города 8-11 м, у Николаевского моста 10,5 м, наибольшая 21 м у Литейного моста, прим. авт.); - судовой комитет делает промер фарватера русла Невы; «Это было сделано ночью с пулеметом на шлюпке. Расстояние перехода 4-5 километров, глубина вполне достаточная». Так неопределенно пишет в своих воспоминаниях Гусев и совсем непонятно, кто конкретно сделал этот промер. Только в воспоминаниях А.В. Белышева я нашёл ответ на этот вопрос. Данное поручение («произвести со шлюпки замер глубин реки Невы в районе стоянки корабля…») было дано им сигнально-дальномерному боцману крейсера С.П. Захарову. Эта операция осуществлялась непосредственно под руководством самого Н.А. Эриксона. «Расстояние… 4 -5 километров» - не верно. Всё в тех же воспоминаниях А.В. Белышева совершенно чётко прописано, что «Аврора» стояла у стенки завода всего в 550 м ниже Николаевского моста. С такой дистанции хороший пулеметчик смахнет папиросную пачку». Гусев определенно не точен в расстояниях…; - судовой комитет вторично предлагает командиру провести крейсер к мосту, Эриксон вторично отвечает отказом; - судовой комитет принимает решение арестовать командира и всех офицеров, запереть их в кают-компании, «поставив к дверям часовых, а «Аврору» провести к мосту самостоятельно»; проводку крейсера осуществляли непосредственно «… (А.В.) Белышев, его помощник, плотник ЛиК(п)атов и другие товарищи…, кочегар Мурашкин, ротный командир Буянов (из воспоминаний А.В. Белышева выясняется, что инициалы Буянова – «А.Т.», а должность на корабле – инженер-механик-лейтенант), старший трюмный Крючков (Крючок?)». «Аврора» на Неве. Она медленно пробирается сквозь потёмки и дождь. Василий Гусев, конечно, не видит в это время, как луч корабельного прожектора выхватывает купол Зимнего (может быть, имеется в виду купол церкви Святой Екатерины Зимнего дворца?). Машинист Гусев внизу. У него, как у всех, важное дело. Впервые в жизни моряки ведут «Аврору» самостоятельно, да ещё в темноте, по извилистому фарватеру» - так со слов Гусева журналист-звездинец Э. Семанов описал переход крейсера от стенки завода до Николаевского моста. Непонятно, откуда взялся «извилистый фарватер» на 550-метровом прямом отрезке от стенки завода до моста? 25 октября 1917 года - 03.30 (а по воспоминаниям самого Гусева в 15.00) – крейсер «Аврора» встал на якорь у Николаевского моста (напротив особняка Румянцева, Английская набережная, 44), осветив его прожекторами. Юнкера бежали… Здесь в 1939 году была установлена мемориальная доска с надписью: «25 октября (7 ноября) 1917 г. стоявший против этого места крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 Октября началом новой эры – эры Великой Социалистической революции»; - мост свели; этой операцией руководил электрик крейсера Д.И. Ващук; далее мост и ближайшие улицы были заняты десантом «Авроры»; - 06.00-07.50 - по мосту началось движение революционных частей в сторону Зимнего дворца для его окружения со стороны Дворцовой площади; - 19.00 - в Неву вошли миноносцы «Забияка», «Самсон», «Орфей», сторожевик «Ястреб»; - 21.40 - исторический залп «Авроры», начало штурма; К двум часам ночи, по воспоминаниям В.П. Гусева, Зимний дворец был взят, Временное правительство арестовано и отправлено в Петропавловскую крепость. Сам Василий Петрович участвовал непосредственно в штурме, получил тяжелое осколочное ранение от разорвавшегося снаряда, выпущенного из орудия батареи защитников Зимнего, о чём скромно умолчал в своих воспоминаниях. Практически одновременно в Смольном Ленин произнес свою историческую фразу: «Пролетарская революция, о необходимости которой долгое время говорили большевики, совершилась…» Крейсер «Автора». Фото Кунгурский музей-заповедник Продолжение следует Владимир Аброськин, краевед Страницу подготовил Владислав Одегов Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
4071 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |