город Кунгур
Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №54/2025 от Вчера
Комментарии
Огромный выбор. Между плиткой и асфальтом.
Всегда интересовало, кто первоначально определяет объекты благоустройства за которые нам предлагают...
Это можно продолжить. Жители виноваты, что на улицах города грязно потому что ходят по ним, Виноват...
Если квартиры предоставляются на условиях социального найма, то почему одна из квартир в этом доме у...
Городская справка
‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
В эпицентре революции оказался знаменитый кунгуряк, трюмный машинист крейсера «Аврора» Василий Петрович Гусев. Продолжение
03 декабря 2017, вс
Начало читайте - 22 ноября Самосуд 27 февраля 1917 года на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт корабля, началась забастовка. Опьяненная революционными идеями, часть команды крейсера пыталась сойти на берег, чтобы поддержать забастовщиков. Командир "Авроры" каперанг М.И. Никольский (1877-1917), пресекая неповиновение и не желая допустить бунта на корабле, «открыл огонь из табельного оружия» (фактически с двух рук из двух револьверов на поражение) по пытавшимся десантироваться на берег матросам (погиб матрос Порфирий Осипенко). В итоге, на следующий день, в результате самосуда Никольский был застрелен активным членом восставшей командой машинистом крейсера Брагиным. Так трагически и не от вражеской пули в бою, а пули, выпущенной своим, оборвалась жизнь этого блестящего морского офицера, а "Аврора" прошла свою точку невозврата на круги своя, ведь убийство командира - это степень величайшей деградации команды. Командир крейсера «Аврора» Михаил Ильич Никольский, убитый в результате самосуда Михаил Ильич Никольский командовал кораблем один год и двенадцать дней: с 6 февраля 1916 по 28 февраля 1917 года. Примечательно, что Василий Петрович Гусев никогда не только не бравировал своей причастностью, пусть косвенной, к этому гнусному событию, но даже никогда и нигде не говорил о нём и не вспоминал фамилию убийцы. Вероятно, ему было очень стыдно за своего воинского коллегу… Н. Лямин. Восстание на крейсере «Аврора» 28 февраля 1917 года. Фото: Rg.ru Уже к маю 1917 года после регулярных «вредных» лекций на крейсере большевистских агитаторов, таких как Калинин и Володарский, численность членов РСДРП(б) на «Авроре» достигнет 42 человек. Ежедневные митинги, перерастающие в демагогию, отсутствие боевой учёбы, трудовой нагрузки и элементарной дисциплины отодвинут плановый капремонт крейсера на второй план… Реконструкция событий В № 120 от 24 октября 2017 года в газете «Искра» почти дословно воспроизведены воспоминания Василия Петровича Гусева «Сорок лет назад» с его фотографией в той памятной бескозырке, те самые две страницы машинописного текста, описывающие события 24-25 октября 1917 года, так заинтересовавшие меня год назад и заставившие не раз пройтись пешком от Васильевского острова до Адмиралтейской верфи, где стояла «Аврора» и далее по Английской набережной до Зимнего дворца, чтобы сделать для читателей «Искры» реконструкцию событий тех дней. В кавычки взяты слова Гусева. Итак, вперед! У крейсера «Аврора». Сентябрь 2017 года. Фото: В.Н. Аброськин, М.Г. Редькина 24 октября 1917 года - 12.20: распоряжением № 1125 исполнительного комитета Петросовета (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов) А.В. Белышев назначается комиссаром крейсера «Аврора»; - телеграммой Центробалта от 24.10.1917 г. (регистр. № 5416 в Главном морском штабе, телеграмму принял дежурный прапорщик Лесгафт) крейсер «Аврора» переподчинен ВРК (временный революционный комитет) и Петросовету; - распоряжением № 1219 Петросовета крейсер «Аврора» переведён в боевую готовность; - «судовой комитет крейсера «Аврора» получает указание (имеется в виду распоряжение Петросовета от 24.10.1917 г. № 1253 «О задаче восстановления движения по Николаевскому мосту») Петроградского комитета большевиков подвести крейсер «Аврора» к Николаевскому мосту и свести его» (Гусев пишет, что «мост расположен в 200-300 метрах от Зимнего дворца через Неву...»; это не верно, вероятно, он путает Николаевский мост с Дворцовым, от которого, действительно, до угла Зимнего примерно такое расстояние. «Аврора» стояла у Николаевского моста, а от него по Английской набережной до Зимнего Дворца 2200 метров и 20-25 минут пешего хода по прямой - прим. авт.); - «председатель судового комитета «Авроры» большевик машинист Белышев предлагает командиру... (старший лейтенант Эриксон Николай Адольфович, годы жизни 1890-1946) перейти от завода (Франко-Русский завод, ныне ОАО «Адмиралтейские верфи» - прим. авт.), где стоял крейсер на ремонте к мосту»; - «командир… отказался» (мотивация отказа Эриксона, по мнению Гусева, состояла, в технической невозможности сделать это, в основном, из-за «глубокой» осадки крейсера; осадка крейсера- 6,4 м, средняя глубина Невы в черте города 8-11 м, у Николаевского моста 10,5 м, наибольшая 21 м у Литейного моста, прим. авт.); - судовой комитет делает промер фарватера русла Невы; «Это было сделано ночью с пулеметом на шлюпке. Расстояние перехода 4-5 километров, глубина вполне достаточная». Так неопределенно пишет в своих воспоминаниях Гусев и совсем непонятно, кто конкретно сделал этот промер. Только в воспоминаниях А.В. Белышева я нашёл ответ на этот вопрос. Данное поручение («произвести со шлюпки замер глубин реки Невы в районе стоянки корабля…») было дано им сигнально-дальномерному боцману крейсера С.П. Захарову. Эта операция осуществлялась непосредственно под руководством самого Н.А. Эриксона. «Расстояние… 4 -5 километров» - не верно. Всё в тех же воспоминаниях А.В. Белышева совершенно чётко прописано, что «Аврора» стояла у стенки завода всего в 550 м ниже Николаевского моста. С такой дистанции хороший пулеметчик смахнет папиросную пачку». Гусев определенно не точен в расстояниях…; - судовой комитет вторично предлагает командиру провести крейсер к мосту, Эриксон вторично отвечает отказом; - судовой комитет принимает решение арестовать командира и всех офицеров, запереть их в кают-компании, «поставив к дверям часовых, а «Аврору» провести к мосту самостоятельно»; проводку крейсера осуществляли непосредственно «… (А.В.) Белышев, его помощник, плотник ЛиК(п)атов и другие товарищи…, кочегар Мурашкин, ротный командир Буянов (из воспоминаний А.В. Белышева выясняется, что инициалы Буянова – «А.Т.», а должность на корабле – инженер-механик-лейтенант), старший трюмный Крючков (Крючок?)». «Аврора» на Неве. Она медленно пробирается сквозь потёмки и дождь. Василий Гусев, конечно, не видит в это время, как луч корабельного прожектора выхватывает купол Зимнего (может быть, имеется в виду купол церкви Святой Екатерины Зимнего дворца?). Машинист Гусев внизу. У него, как у всех, важное дело. Впервые в жизни моряки ведут «Аврору» самостоятельно, да ещё в темноте, по извилистому фарватеру» - так со слов Гусева журналист-звездинец Э. Семанов описал переход крейсера от стенки завода до Николаевского моста. Непонятно, откуда взялся «извилистый фарватер» на 550-метровом прямом отрезке от стенки завода до моста? 25 октября 1917 года - 03.30 (а по воспоминаниям самого Гусева в 15.00) – крейсер «Аврора» встал на якорь у Николаевского моста (напротив особняка Румянцева, Английская набережная, 44), осветив его прожекторами. Юнкера бежали… Здесь в 1939 году была установлена мемориальная доска с надписью: «25 октября (7 ноября) 1917 г. стоявший против этого места крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 Октября началом новой эры – эры Великой Социалистической революции»; - мост свели; этой операцией руководил электрик крейсера Д.И. Ващук; далее мост и ближайшие улицы были заняты десантом «Авроры»; - 06.00-07.50 - по мосту началось движение революционных частей в сторону Зимнего дворца для его окружения со стороны Дворцовой площади; - 19.00 - в Неву вошли миноносцы «Забияка», «Самсон», «Орфей», сторожевик «Ястреб»; - 21.40 - исторический залп «Авроры», начало штурма; К двум часам ночи, по воспоминаниям В.П. Гусева, Зимний дворец был взят, Временное правительство арестовано и отправлено в Петропавловскую крепость. Сам Василий Петрович участвовал непосредственно в штурме, получил тяжелое осколочное ранение от разорвавшегося снаряда, выпущенного из орудия батареи защитников Зимнего, о чём скромно умолчал в своих воспоминаниях. Практически одновременно в Смольном Ленин произнес свою историческую фразу: «Пролетарская революция, о необходимости которой долгое время говорили большевики, совершилась…» Крейсер «Автора». Фото Кунгурский музей-заповедник Продолжение следует Владимир Аброськин, краевед Страницу подготовил Владислав Одегов Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
![]() ![]() |
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |