Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Читаем Кунгур, как книгу. На выезде из города


Стела на выезде из города
21 ноября 2017, вт

Нет, наверное, кунгуряка, который хотя бы раз в жизни не выезжал из города в сторону Екатеринбурга (Свердловска) со стороны элеватора. Путь следования был достаточно хорошо известен. Следовало переехать железную дорогу через путепровод, миновать производственные комплексы хлебокомбината и элеватора с одной стороны и военный городок с противоположной… И здесь, на перекрёстке с улицей Каширина, открывалось обширное, но малозастроенное пространство… Об этой территории на выезде из города мы и поведём сегодня речь.

ВО ВРЕМЕНА ОНЫЕ…

Время вхождения этой территории в городскую черту Кунгура установить пока не удалось. Скорее всего, это произошло либо в конце XVIII, либо в начале XIX века. Описывая эти угодья в 1857 году в своей статье, опубликованной в газете «Пермские губернские ведомости», известный кунгурский педагог и краевед С.П. Буевский отмечал, что «простираются они от города к югу, по большой Сибирской дороге прямою линией, слишком на 10 вёрст, заключая в себе дровяной лес, хорошие пашни и немало покосов с тучною травой…»

Когда-то давно эта местность была совершенно пустынной. Но постепенно и она стала осваиваться. По свидетельству краеведа Л.Н. Лелюхова, ещё в стародавние времена здесь были основаны два небольших «поселья», именовавшиеся по фамилии их обитателей. Одно из них - Чулошниковское - находилось на месте нынешнего элеватора. Другое - Семовских - за территорией Вознесенского кладбища.

В XVIII веке через эту местность была проложена большая дорога - ставшая впоследствии знаменитым Сибирским трактом, движение по которому не прекращалось ни днём, ни ночью. Кого только ни повидала эта дорога на своём веку. И путешественников вольных, да и немало невольных.

С последними связана легенда, обусловившая наименование одного из здешних угоров, так называемой Вшивой горки. Предание гласит, что именно на этой возвышенности, расположенной на окраине Вознесенского кладбища, в прошлые времена, когда некрополя здесь ещё не было, заключённым, идущим по дороге в Сибирь своим ходом, разрешалось сделать привал и освободиться от надоедливых насекомых.

Кроме того, именно в этой местности, как свидетельствует С.П. Буевский, в 1774 году кунгуряки «одержали победу над полчищами Пугачёва», за что, возможно, и получили эти земли в городскую черту.

КАК ОСВАИВАЛИ БОЛОТО

В 1907 году кунгурские власти впервые предприняли попытку освоить пустующие земли. Сюда планировалось перевести земскую больницу, которой было очень тесно в городской черте. Для её размещения предполагали «выделить место, мерою до 4900 квадратных саженей в сосновом бору за кладбищем по правую или левую сторону тракта». Однако обследовав эти земли, пришли к выводу, что они «представляют из себя болотистую, совершенно непригодную для возведения построек местность».

Спустя три с половиной десятилетия к этим землям вернулись вновь. По воспоминаниям Е.Я. Кайсарова, в феврале 1942 года местность была обследована для выбора площадки под строительство здесь литейного цеха трудколонии. «По пояс в снегу, - рассказывал ветеран, - полазили вблизи железнодорожной ветки и выбрали в общем-то не очень удачный болотистый участок на опушке соснового леса, застолбили его. Сразу же были организована конвойная точка, забор из колючки, землянки, и началось строительство литейки…» Так начиналась история исправительной колонии № 40.

НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЕ ТРАКТА

Земли, расположенные на противоположной стороне тракта, также представляли собой естественные неудобья. Имелись здесь и заболоченные участки, и карстовые воронки, и лога. Не найдя какого-то то другого варианта использования, здесь разместили (ещё в дореволюционный период) городскую свалку.

Но со временем дошли руки и до этой местности. Так, например, уже в 1919 году, вскоре после освобождения города от колчаковцев была расчищена от нечистот площадка на окраине Вознесенского кладбища. Здесь была устроена братская могила кунгуряков, погибших от рук белогвардейцев.

В 1951 году Кунгурский горисполком выделил земельный участок на южной окраине закрытой к тому времени свалки для размещения производственного комплекса автороты треста «Союззаготтранс». Открылась ещё одно страница истории местности.

Варка асфальта в автороте 483-5

В 1954 году это предприятие было переименовано в автохозяйство № 14 Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. А в 1968 году - в Кунгурское грузовое автотранспортное предприятие.

Причём, что любопытно, юридический адрес ГАТП - ул. Степана Разина, 1. А вот расположенное напротив исправительное учреждение имеет «прописку» на Сибирском тракте.

Грузовое предприятие

И СТРУКТУРЫ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА

Южная окраина города была местом дислокации и нескольких войсковых частей. Так, например, местность между бывшим кладбищем и комплексом автороты некогда занимала в/ч № 74177. В расположенных на её территории ангарах и складах хранилась как боевая техника, так и обмундирование, которым, в случае начала боевых действий, можно было бы обеспечить всех мобилизованных в Кунгуре и Кунгурском районе. По свидетельству последнего командира этого подразделения В.Г. Яковлева, история части завершилась в 1995 году, когда она была объединена с базой Приволжского военного округа в Самаре.

Вспомним сегодня и другие войсковые части, некогда дислоцировавшиеся на южной окраине Кунгура. Это и медицинские склады, и «хозяйство» полковника Бутова, и батальон внутренних войск Министерства внутренних дел. К сожалению, от них остались лишь воспоминания.

И ещё один курьёз. Улица Степана Разина была границей между существовавшими в то время в стране военными округами. Так, например, «хозяйство» полковника В.Г. Яковлева относилось к Приволжскому военному округу, а военные структуры, расположенные на противоположной стороне тракта, - к Уральскому.

От воинской части остались только ворота…

НА ЮЖНОЙ ОКРАИНЕ

Южная окраина города, вплоть до самого выезда из Кунгура, начала активно осваиваться в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Здесь разместился ряд автотранспортных и строительных организаций. В их числе - Пермская механизированная колонна № 42, автоколонна № 2 Пермагропромстроя, «Агромехстрой» и другие. Сегодня эта территория представляет собой большую логистическую площадку.

Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника

Страницу подготовил Владислав Одегов

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

 

Хлебокомбинат

 

Бывшая казарма батальона внутренних войск

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 12
Просмотры: 4164   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.9/5 (Всего голосов: 12)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

На страже правопорядка

19.11.2017, 12:03
Рейтинг: 10
Просмотры: 4399   Комментарии: 0
Подписка
Наверх