Проходная лесозавода. Вторая половина 1920-х годов 17 июля 2017, пн
Территория этого микрорайона «изначально» представляла собой обширные заливные луга. Застраивать эти земли стали лишь в 1920-х годах.
ПЕРВЫМ БЫЛ ЯКОВ КОЛПАКОВ Между тем, известно, что осваивать данную местность начали в более ранние времена. Установлено, например, что в мае 1887 года кунгурский купец второй гильдии Яков Абрамович Колпаков, выходец из крепостных крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии, взял у городского общества «в арендное содержание» несколько мест на берегу реки Сылвы с платою по 10 копеек за квадратную сажень. На одном из «мест» предприниматель получил разрешение устроить «место для причаливания судов». А спустя два года вместе с зятем, чердынским мещанином К.Я. Оболенским, сплавлял с пристани «что выше города» нагружённые разным товаром суда. Причём, сами «суда» - небольшие деревянные барки (типа баржи) - производились здесь же.
Купец Яков Абрамович Колпаков (1837 – 1920)
И ПРИСТАНЬ, И СКЛАДЫ Со временем имя владельца закрепилось за всей местностью. В советский период имя купца позабыли совсем. Однако улочка, выделенная в начале 1950-х годов на свободных «остатках» былого домовладения, получила «историческое название» - Колпаковская пристань - и сохранила его до наших дней. Правда, осталось на ней сегодня всего два дома. Расположенные рядом с пристанью владения Я.А. Колпакова, относившиеся в дореволюционный период к улице Благовещенской, представляли собой две усадьбы. Здесь находились амбары для хранения товаров (купец вёл весьма обширную торговлю), а также флигель и каменная сушильня. После окончания Гражданской войны домовладения именитого предпринимателя были национализированы. Лесозавод имени Степана Халтурина. 1930-е годы
ТАК НАЧИНАЛСЯ ЛЕСОЗАВОД В мае 1921 года местность с имеющимися постройками была осмотрена особой комиссией губисполкома на предмет устройства здесь лесопильного завода на четыре рамы, механического бондарного завода и столярной фабрики. Было признано, что территория «вполне отвечает этому назначению». В качестве одного из аргументов отмечен «факт» наличия здесь железнодорожной ветки, соединявшей Колпаковскую пристань со станцией Кунгур. И процесс, что называется, пошёл. Как отмечают очевидцы, уже «летом 1921 года у беркутовского луга, около линии железной дороги, на территории топливного склада, расположенного на Колпаковской пристани, начались интенсивные работы по строительству нового лесозавода». И уже в июле 1921 года была построена топка для локомобиля, а в конце года его ввели в действие. Вместе с ним была запущена и первая пилорама. Выгрузка леса. 1950-е годы
НА БЫВШЕЙ ОКРАИНЕ Первоначально вновь образованное предприятие называлось Колпаковский лесозавод. Но уже в 1927 году оно было переименовано в Кунгурский лесопильный завод имени Степана Халтурина. Практически одновременно вблизи возводимых заводских корпусов начал складываться рабочий посёлок. Первоначально это были, как отмечают очевидцы, «10 - 15 одиноко стоящих на огромном пустыре домиков барачного типа». А на прилегающих землях были разбиты огороды. НОВЫЙ ОБЛИК Между тем, лесозавод оставался совсем небольшим предприятием. Во второй половине 1940-х годов началась его масштабная перестройка. «После реконструкции, - отмечала городская газета «Искра - предприятие станет совершенно иным. Это будет большой завод, оснащённый новейшей техникой…» Одновременно началось и преобразование прилегающего к предприятию микрорайона. Началось осушение расположенного поблизости болота. Стали возводиться частные дома. Несколько многоквартирных жилых домов для своих рабочих построил и лесозавод. Одновременно со строительством жилья шло обустройство социальных объектов. В 1948-1949 годах построили здание начальной школы № 15. Появился свой магазин. Был обустроен стадион. Бывшую заводскую пожарку, стоявшую на берегу Сылвы, переоборудовали под клуб, в котором показывали кинофильмы, устраивали танцы… В 1978-1979 годах на месте снесённой конторы и магазина предприятие построило для своих работников пятиэтажный жилой дом (ул. Голдобина, 10)… ОТ ЛЕСОЗАВОДА ДО ЛМК В апреле 1963 года лесозавод объединили с мебельной фабрикой. Так на карте города появился Кунгурский лесомебельный комбинат, или, в простонародье, ЛМК. Предприятие, продукция которого пользовалась устойчивым спросом, продолжало развиваться. Возводились новые производственные корпуса. Осваивались новые технологии… Со временем ушёл в прошлое и молевой сплав леса по Сылве. Хотя и по сей день кунгуряки старшего возраста, некогда работавшие на предприятии, вспоминают, как они баграми отправляли поступившую по реке древесину из гавани в рукав. Затем конной тягой вытягивали лес на сушу, складывали его в штабеля, откуда отправляли в цеха на переработку… Бассейн лесопиления. 1970-е годы
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ К сожалению, в середине 1990-х при переходе на рельсы рыночной экономики Кунгурский ЛМК не сумел, как и ряд других промышленных предприятий города, удержаться на плаву. Но, даже канув в Лету, он до сих пор остаётся в памяти народной, в том числе и в качестве топонима. Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника Страницу подготовил Владислав Одегов Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Дома у лесозавода в наводнение 1979 года
В 2016 году на территории бывшего ЛМК открыто новое пожарное депо
Наряд на экспорт леса. 1958 г. Поделиться:
|
6082 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеБелые пятна Гражданской войны. Воспоминания Йозефа Клемпа о событиях, происходивших в Кунгуре с 20 по 31 декабря 1918 года08.07.2017, 11:15
3284 0
|