Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Кунгурский полк: продолжение темы «На память командиру полка…»


Кирилл Мясников в немецком плену. Фото: архив Л.Г. Кузнецовой, ОБД «Мемориал»
02 апреля 2017, вс

Найдено фото музыкального взвода 416-го полка. На нём вместе с Александром Будановым – 35 человек. Узнали имя одного музыканта - Кирилл Мясников. 

Это, вообще, первое фото взвода Кунгурского полка, которое мы увидели с начала нашего расследования («Искра», 7 мая, 21 июня,1,25 октября, 15 ноября, 20 декабря 2016 года,31 января, 28 февраля 2017 года). И первая идентификация воина по снимкам (второй снимок – из немецких архивов). Эта удача имеет свою предысторию.


«Сыны Урала»

Недавно мой архив, связанный с историей Кунгурского полка, пополнился книгой Н.А. Косача «Сыны Урала» (2012 год). Книгу с дарственной надписью («На добрую память! Спасибо за огромный поисковый труд») подарил от имени авторов-составителей руководитель «Кунгурского землячества» Владимир Аброськин.

Авторы-составители этой уникальной книги об истории 112-й стрелковой дивизии, где сражался и 416-й, Кунгурский, полк, - А.Н. Мантуров и В.Н. Аброськин не случайно взялись за её издание. Они - кунгуряки, а прадед В.Н. Аброськина, младший сержант Петр Иванович Шевердяков (1909-1941), уроженец деревни Мягкое поле, воевал в 416-м полку, где и пал смертью храбрых.

Петр Иванович Шевердяков (1907-1941), уроженец деревни Мягкое поле. Фото: архив В.Н. Ароськина

Особая ценность книги «Сыны Урала» в том, что в ней опубликованы не только воспоминания о войне бывшего командира батареи 449-го артиллерийского полка 112-й стрелковой дивизии Николая Алексеевича Косача, но и масса «комментариев, материалов, фотографий, собранных из российских и немецких источников». Поскольку электронный вариант книги выложен в интернете, с частью этих материалов мы уже знакомы, что пригодилось в поисковой работе. Так, анализ «Списка лиц, погибших или пропавших без вести в составе 112-й стрелковой дивизии 22-й армии (по данным БД «Книга Памяти»(3295 фамилий!) позволил увеличить список воинов Кунгурского полка на 49 фамилий!

Немало ценной информации по истории дивизии, в том числе 416-го полка, содержат другие разделы книги. Мы уже сообщали, что за месяц кровопролитных боев воины дивизии,по данным комдива Ивана Копяка, вывели из строя 27 тысяч гитлеровцев. В их числе, дополняет книга «Сыны Урала»,  Отто Ленкеле – «первый немецкий генерал, убитый во время Великой Отечественной войны». В книге помещено его фото, в подписи к ней сказано: «Кавалер ордена Пурле Мерит. Командир 121-й пехотной дивизии. Убит 3 июля 1941 года на предмостных укреплениях в районе Краславы (где вел бои 416-й Кунгурский полк). Может быть, отличился кунгуряк?»

Фото из концлагеря

В главе «О чем не было принято говорить и писать» в книге «Сыны Урала» опубликовано несколько учетных карточек советских военнопленных из 112-й дивизии, сделанных в концлагерях. Трое из них – кунгуряки, служили в 416-м полку, и их имен не было в моем списке. Это Сергей Гаврилович Седых (1913 – 1943), Иван Родионович Кокшаров (1912 – 1942) и Кирилл Петрович Мясников (1907- 1943). Из карточек, заполненных по-немецки аккуратно, узнаем место их службы, должность, даты рождения, пленения, смерти, погребения, адрес и фамилии родных. Уточняя в ОБД «Мемориал» данные на этих бойцов, и выяснил, что сержант-сверхсрочник Кирилл Мясников – музыкант.

Музыкальный взвод 416-го,Кунгурского, полка 113-1 стрелковой дивизии. 21 января 1941 года. Во втором ряду, четвертый слева - командир полка Александр Буданов (1902-1943). Музыкант Кирилл Мясников – в третьем ряду (третий слева). Фото: архив Л.Г. Кузнецовой, ОБД «Мемориал».

Это Кирилл Мясников!

Так совпало, что буквально за несколько дней за этого я узнал, что Людмила Гавриловна Кузнецова, разбирая архив своей матери, Галины Георгиевны Михеевой, обнаружила фото музыкального взвода 416-го полка. Представляете, как не терпелось мне взглянуть на этот снимок. И вот он у меня на столе. Вместе с Людмилой Гавриловной внимательно рассматриваем фото. На нем – 35 человек. В первом ряду – семеро, в том числе ребенок в валенках (видимо, чей-то сын). Во втором ряду – шестеро,  трое - командиры, в том числе командир полка Александр Буданов. В третьем ряду - девять человек, в четвертом - восемь, в пятом, самом верхнем, - пятеро. По общему нашему мнению, Кирилл Мясников стоит в третьем ряду, третьим слева.

Фото на обороте гласит: «На память командиру полка от вверенного вам музыкального взвода 416 стр. полка.г. Кунгур. 21.1.41».То есть снимок сделан  зимой 1941 года, скорее всего, в клубе полка, который находился в одном из старинных купеческих зданий города (сейчас в нем Театр молодежи). 

До адресата не дошел?

Как снимок  оказался в архиве Г.Г. Михеевой? Она - жена политрука 416 полка Гаврилы Дмитриевича Михеева (1914-1941), который был начальником клуба. Скорее всего, он и организовывал съемку, а война помешала вручить фото адресату. Через полгода после фотографирования, 19 июля 1941 года, командир полка майор Александр Буданов (1902-1941) будет ранен при попытке прорыва из окружения и зверски замучен фашистами. Взялись за оружие и музыканты, мы знаем о трагической судьбе лишь одного из них. Кирилл Мясников попал в плен 3 июля 1941 года в Краславе, где шли ожесточенные бои. Лагерный номер - 12, лагерь - шталаг XXС (312). Погиб в плену 17 апреля 1943 года. Место захоронения - Торн (находится в Польше - В.О.), отдельная могила 2505.

В списке - 642 воина

На сегодня в нашем списке воинов Кунгурского полка – 642 фамилий. Еще надавно, ко времени предыдущей публикации («Искра», 28 февраля) было на 8 человек меньше. Прибавку (на три человека) дала книга «Сыны Урала», а также помощь учителя школы №1 Светланы Лапшиной. Она, откликнувшись на публикацию в «Искре»,сообщила ссылку на форум в интернете, анализ которого выявил еще пять новых имен воинов Кунгурского полка, взятых немцами в плен. Это: Ваис Катлешин (1914-1941), Павел Яковлевич Куляшев (1914), Николай Ильич Месников (1917-1941), Александр Иванович Озорнин (1914 – 1942), Константин Григорьевич Фоянов (1917 – 1941).

Встреча в Моховской школе

Фотографий воинов Кунгурского полка, которые удалось найти и опубликовать за год, значительно меньше - 17. И все они взяты из семейных архивов. Последний пример - фото красноармейца Анатолия Сергеевича Хабеева (1910 - 1941), уроженца села Моховое. Его фамилия уже давно в моем списке, а вот фото увидел совсем недавно - на встрече с ребятами Моховской школы, которые пригласили меня, чтобы послушать рассказ о боевом пути Кунгурского полка. Перед началом встречи познакомился с Юрием Кармановым, внуком Анатолия Хабеева, он и принес фотографию своего деда и кое-что рассказал о нём.

Анатолий Сергеевич Хабеев (1910 – 1941), уроженец села Моховое. Фото: архив Ю.П. Карманова 

На войну Анатолия отправили после 22 июня, родные навещали его в Кунгуре, часть стояла на вокзале, у Кротовского озера. То есть, скорее всего, он уехал с пополнением для Кунгурского полка, с политруком Гавриилом Михеевым. Состав, где ехал Анатолий, разбомбили фашистские самолеты, и красноармеец попал в плен. От него было одна весточка - с дороги, о последнем дне его жизни рассказало письмо, пришедшее уже после войны. Группу пленных, где был Анатолий Хабеев, немцы повели на расстрел. По дороге солдаты стали выбрасывать документы, что-то (возможно, партбилет или солдатскую книжку) швырнул и Анатолий… Документ подобрала женщина и после войны написала письмо его родным…

Таким образом, теперь мы знаем в лицо трех воинов Кунгурского полка, призванных из деревень, расположенных на территории современного Моховского поселения (ранее мы поместили в «Искре» фото Александра Смолякова (1909-1941) и Владимира Лыгалова (1909-1941).Но ведь известны имена 22 человек из деревень Моховое, Сылвенск, Шаква, Подкаменная, Липово, Поповка, ушедших на войну в составе 112-й дивизии. У родных наверняка есть фото этих людей. Об этом я тоже говорил на встрече, и школьники, потомки храбрых воинов, похоже, меня услышали.

Память воинов будет увековечена

Рассказал ребятам о том, что сделано и что еще предстоит сделать. Школьники первыми узнали о том, что совсем скоро фамилии всех воинов Кунгурского полка, которых удалось установить, в том числе их земляков, будут размещены на большом, во всю стену, стенде памяти в Кунгурском сельхозколледже.

- Заказ на эту работу уже сделан, - сказала библиотекарь сельхозколледжа Ирина Дрёмина.

Поисковая работа на этом, конечно, не закончится: в Кунгурском полку, как известно, воевало около 3200 человек, и судьба 2,5 тысячи по-прежнему не известна.

Владислав Одегов

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Культура    


Рейтинг: 6
Просмотры: 3753   Комментарии: 1

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
777
02.04.2017 14:18:28
Молодцы! Память нам нужна чтоб не потерять свои корни, а значит и себя.
 

Похожие

Подписка
Наверх