Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Кунгуряк Станислав Чуприянов рассказывает, как провести ночь в лесу при минус 20 и не замерзнуть


Без согревающего огня в зимнем походе всё же нельзя. Такая печка и обогреет, и чай вскипятит.
13 марта 2017, пн

Думаю, что не открою Америку, если скажу, что элементарные навыки выживания в природе могут пригодиться не только туристам-рыбакам-охотникам, но и вполне обычным людям. Мы живём в России, тут может произойти любая чрезвычайная ситуация, от падения метеорита на суровый город Челябинск до зомби-апокалипсиса в отдельно взятом регионе. В общем, навыками надо владеть, а ещё эти навыки нуждаются в регулярных систематических тренировках, иначе грош им цена.

В лесу и без костра

Чем отращивать пузо на диване и смотреть розовощёкий идиотизм по телевизору (ох, не зря его в народе всё чаще называют дуроскопом), в зимние каникулы лучше сходить на природу потренироваться. Ну, к примеру, переночевать в лесу без костра. Естественно, никто не собирается уходить на неделю, только с вечера до утра, утром, если выживу – домой.

Итак, седьмого числа, установив попутно личный рекорд по скорости сборов – благо, собирать почти нечего – выдвигаюсь на исходную позицию. Время 12.00, погода ясная, температура –200С, ветра как бы и нет, но какой-то гадский тягун с севера ощущается. Поле, заснеженный лес, и, посреди этого белого безмолвия, я, как муха в сметане, трудолюбиво перебираю лапками. Снегоступы только усиливают сходство, уж на них-то точно чемпионом по бегу не станешь. Вокруг всё будто вымерло, ничего живого, мало-мальски нормальные звери по домам сидят. Снег, правда, истоптан лисьими следами вдоль и поперёк, но старыми, уже нечёткими.

Снегоступы лучше лыж

Небольшое лирическое отступление по поводу снегоступов: вполне ходибельный образец можно сварганить за час из самого бросового материала. Конструкция, похоже, принципиально не меняется со времён позднего палеолита, три – четыре ветки до плеча пользователю, связанные на концах, и две – три распорки, там, где ногу ставить. Крепления никакие не нужны, два куска верёвки, умение вязать соответствующие узлы, и можно прикрутить любую обувь.

Поломка снегоступов – просто мелкая дорожная неприятность, ремонтируется в полевых условиях при помощи палочки, двух узелков и широко известной матери. А вот лыжи – изделие высокотехнологичное, на коленке чинить в разы сложнее, если сломаются вдали от жилья, а отремонтировать нечем, можно и окочуриться невзначай. Да, на лыжах передвигаешься быстрее, особенно, если кто-нибудь позаботился накатать лыжню. В рыхлом, сыпучем, как порошок, снегу, да ещё по целине, скорость практически одинаковая, и проваливаются лыжи точно так же. И самое главное, на снегоступах по любому рельефу просто идешь, не заморачиваясь никакими подъёмами, спусками и прочими «ёлочками» с «лесенками». Какие-то заметные трудности начинаются только на уклонах круче 35-40 градусов.

Вообще, в зимних походах есть известные удобства, на горбу ничего тащить не надо, за собой на рыбацких санках можно уволочь хоть центнер снаряжения. Нет необходимости выискивать медвежьи углы, отошел на двести метров от ближайшей дороги и тебя, считай, нет.

По нашим буеракам снегоход не проедет, лыжник же нынче пошёл гламурный, ему не лес подавай, а всё, чтоб лыжные базы, да с накатанной лыжнёй и непременно с саунами. Так, что отойдя за пределы прямой видимости, в окрестностях Кунгура зимой можно с минимальными помехами проводить практически любые мероприятия. Но, чисто для соблюдения приличий, несколько километров пройти придётся.

Главное – не вспотеть

Вы будете, наверное, смеяться, но главная опасность в такой ситуации - вспотеть при физических нагрузках. Мокрая одежда уже не греет, человек сначала начинает просто мёрзнуть и далее со всеми остановками: обморожение, переохлаждение, ну, и пневмония в качестве бонуса, если выживёшь. Много ли, как говорится, потному надо. Поэтому перемещаюсь я с неторопливостью марсохода «Кьюриосити», любуюсь зимними пейзажами и попутно соображаю, как же буду выкручиваться с ночлегом.

Тем временем, солнце опускается всё ниже, пора определяться с местом, зимний день короток. Вот здесь, похоже, то, что нужно. Низина, заросшая ивняком и клёнами, ёлок и, соответственно, лапника нет, дров хороших нет, можно начинать развлекаться. Ага, вот, тут уже можно строиться. Склон на юг, в склоне яма, в яме, почти параллельно земле, пара веток, с руку толщиной. Это и будет каркас моего укрытия.

Постель в сугробе

Используя пластмассовое корыто санок в качестве ковша, рою снег между ветками. При такой температуре он рыхлый, как песок, совершенно не липкий, и вместо аккуратного углубления получается воронка с сыпучими стенками. Немножко неудобно, но так, в принципе, и ожидалось, просто надо черпать побольше, и высыпать подальше. В результате имеем яму сложной квадратно – пятиугольной формы, по периметру дополнительно насыпан снеговой вал, внутри приступок, на котором я буду лежать. Под одной из веток прокопан вход, он же самое низкое место во всём сооружении. Теперь очередь за крышей. Подергав ближайшие кусты (даже лопатку сапёрную доставать не пришлось), разжился недостающими перекладинами и соорудил из них жиденькую решёточку над ямой. Можно бы, конечно, сложить кое-что и посолидней этой хлипкой конструкции, но, ни к чему, снегопад маловероятен, а залезать наверх я не собираюсь.

И всё, разворачиваю тент, он размером 3 на 4 метра, накидываю поверх того, что получилось. Аккуратно, чтобы внутрь не рухнуло, засыпаю снегом, толщиной сантиметров в 5, сначала придавливаю бока, середина в последнюю очередь. Ночлег готов, всё про всё заняло примерно двадцать минут с перерывом на подумать.

Палатка или спальный мешок? Ни то и не другое!

Лирическое отступление номер два: палатки и спальные мешки. В юности я переболел и тем и другим, последние лет пятнадцать эти два предмета снаряжения не использую. Начнём с палатки. К утру, влага по всем стенкам и содержимому, независимо от погоды, копится мусор и проблемы с сушкой. А уж если входная молния выйдет из строя, то будет совсем невесело. В многодневном походе проблемы многократно усиливаются. Нормальные палатки стоят, как билет на самолёт, к тому же мембранные мегасупернаноткани очень не любят искры, стирку и реальные условия эксплуатации. Принципиальные недостатки остаются те же. Зимние модели вообще отдельная песня.

Спальный мешок с детства не понимаю, как концепцию. Неужели сложно взять прямоугольный кусок материала и завернуться в него, как тебе надо?

В общем, уже много лет вместо палатки ношу тент, им можно и от дождя укрыться, и тепловой экран для костра сделать, и чум с костром внутри, и подвесить вместо гамака, десяток способов применения уж точно наберётся. Вес и объём минимум в три раза меньше чем у палатки. Вместо спальника пользуюсь укрывным материалом, он же агрил, он же спанбонд, продаётся километрами в любом ларьке садово-огородной ориентации. Если один слой спасает растения от заморозков, то пять-десять эффективно защищают человека в одежде от холода. К тому же, и влагу эта плёнка пропускает.

Адово зелье

Теперь чайку попить и можно залегать в спячку. В снег заподлицо втыкаю три толстых палки. На них, как на ножки, ставлю печурку – щепочницу. Не провалится и не потухнет, когда растопит снег вокруг себя. Делать полноразмерный костер нет никакого желания, в одиночку корячиться с брёвнами по пояс в снегу, я вам не Ленин на субботнике. Да и не так-то это просто, костры разжигать и поддерживать на морозе.  Бревна необходимой толщины, на настоящую нодью, чтобы горела всю ночь, мне просто не унести, а на остальные типы костров в такой холод надо или пол-леса истопить, или просыпаться каждые три часа.

Веточки в щепочнице разгорелись с видимым трудом, вода тоже закипала заметно дольше, чем летом. Кидаю в воду в порядке живой очереди: заварку, сахар, щепотку соли и кусок сливочного масла. Получившийся шмурдяк называется тибетский чай. Вкус – соответствующий. Добровольно такое могут выпить только тибетские монахи, закалившие ум медитациями и твёрдо стоящие на пути к просветлению (им уже без разницы) или персонажи наподобие меня. Да и я бы лишний раз не стал, если б не мороз.

Оставшись в живых после употребления этого адова зелья, забираюсь внутрь укрытия и затыкаю вход пластиковыми санками. Где-то до половины присыпаю их снегом изнутри. Древний, как помёт мамонта, пенопленовый коврик советского периода и 20 метров укрывного материала уже дожидаются в развёрнутом виде. Места мало, только-только свернуться калачиком, иначе эту нору собой не обогреешь. Проявляя чудеса эквилибристики, снимаю сапоги и заматываюсь в многослойное одеяло. Голову нужно кутать особенно тщательно, что бы там не утверждал Суворов, на голову приходится до четверти всего тепла, излучаемого организмом. На лицо надвигаю маску-теплообменник, она сохранит тепло, которое теряется с выдыхаемым воздухом. Конечно, в конце концов, я тоже замёрзну, но сделаю это на три-четыре часа позже.

Теперь остаётся только ждать.  Через пятнадцать минут внутри становится заметно теплее, рыхлый, сыпучий снег на удивление хороший теплоизолятор. Тёплый воздух скапливается под потолком, а весь холод ниже меня, у входа. Поёрзав где-то с полчасика и убедившись, что всё в порядке, незаметно отключаюсь.

Живой и незамерзший

Не стану врать, что спать было жарко, вряд ли температура в моей норе поднималась хотя бы до ноля, но в семь утра, я проснулся вполне живой, незамерзший, просто от того, что выспался. На потолке нарос иней, снежные стенки из сыпучих стали твёрдыми. Я, в принципе, сухой, но на поверхности агрила, особенно, где он далеко от тела, замерзшие кристаллики воды. Это ж, сколько влаги мы выделяем только за одну ночь через кожу и лёгкие, уму непостижимо. Даже лёжа внутри чувствуется, какой холод идет снизу от входа. Нужно было санки снегом до самого верха присыпать, что ли. Некритично, но на будущее, надо учесть.

Ну, а каково вылезать зимним утром из-под снега на мороз, я описывать не буду, представьте эту душераздирающую сцену сами.

Зачем такой экстрим?

Подведём итоги: зачем такой экстрим и кому это нужно? Лично мне, чтобы никогда в жизни реально не понадобилось. Пусть оно по закону подлости так и останется на стадии тренировок. А читателям, возможно, кому-нибудь пригодится, хотя бы в качестве уныло-развлекательного чтения или узелка на память. Жизнь, повторюсь, она в России непредсказуемая, приближённая, так сказать, к боевым условиям.

Станислав Чуприянов
биолог

Поделиться:
Рубрики: Это интересно    


Рейтинг: 6
Просмотры: 3490   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.3/5 (Всего голосов: 6)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх