Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Кунгуряк-танкист Зиновий Журавлёв


27 февраля 2017, пн

В прошлом году стела на площади Победы, где увековечена память кунгуряков-танкистов, пополнилась четырьмя фамилиями, в том числе Журавлева Зиновия Федоровича (1923 – 1991).


Многие кунгуряки помнят этого человека. Одни как преподавателя Кунгурского автотранспортного техникума, где Зиновий Федорович, имея два высших образования (закончил Уральский и Тульский политехнический институты), с 1964 года преподавал сопромат, детали машин, теоретическую механику и черчение. Другие – как спортсмена: занимался штангой, толканием ядра, бегом, лыжами, и двор дома, где он жил на Уральской,73, напоминал спортзал. А вот о том, каким он был храбрым-воином-танкистом, ведали далеко не все. Как все настоящие фронтовики, о войне Зиновий Федорович говорить не любил, поэтому лишь совсем недавно благодаря усилиям городского совета ветеранов, прежде всего Юрия Лопатина, его фамилию и занесли на стелу.


Редко какой из кунгурских фронтовиков имеет столько боевых наград, как Зиновий Журавлев.

Когда сын танкиста, Федор Зиновьевич, показал их нам, мы ахнули. Одних орденов – шесть, в том числе Ленина, высшая награда СССР. Этим орденом командир танка взвода разведки лейтенант Зиновий Журавлев был награжден за бои в Берлине весной 1945 года. Читая официальное представление к ордену Ленина, которое написал командир 53 танкового полка 69 механизированной Проскуровской Краснознаменной бригады подполковник Мороз, поражаешься тому, как отчаянно бил фашистов наш земляк!

«За период боевых действий полка с 16 по 26.04. 45 года тов. Журавлев проявил себя смелым, решительным и способным руководить экипажем танка на поле боя. Действуя непрерывно в составе разведывательного взвода полка, тов. Журавлев своими решительными и дерзкими действиями внезапно для противника врывался в его расположение, огнем и гусеницами уничтожая живую силу и технику врага. Разведывая оборону противника на пути продвижения полка, танк под командованием тов. Журавлева своим огнем сметал с пути всё, что оказывало сопротивление.

21.04.45 года во время разведки противника в районе Эксдорф и Тельц первым ворвался в расположение противника и огнем из своего танка уничтожил: 1 танк Т-5, 1 танк Т-4, 11 орудий разного калибра, 17 автомашин с разными грузами и 97 солдат и офицеров.

23.04.45 года  во время разведки противника в предместье Берлина – Мариенфильде стремительно ворвался в город и завязал бой с превосходящими силами противника. В результате боя уничтожил 2 орудия, 3 бронетранспортера, 1 минометную батарею и до 30 гитлеровцев, тем самым способствовал танковой роте быстрейшее продвижение к переправе через канал Тельтов».

Такие же крепкие основания имеют и другие ордена танкиста – Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За отвагу»,  «За боевые заслуги». Он – из породы воинов, сражавшихся с врагом, не щадя своей жизнью. И это не общие слова: он трижды ранен, трижды его танк подбивали.

Сын рассказал еще об одной черте своего отца. Зиновий Федорович – летописец своего рода. Я держал в руках 5 общих тетрадок, написанных аккуратным учительским почерком. На самой из них написано: «История рода д. Зауфа семейства Журавлевых». Чуть ниже обращение к потомкам: «Сохраните историю книги. Продолжайте писать дальше».

- И это ведь еще далеко не всё, что он написал о своем роде и себе, дома еще больше!»

Зауфа – это деревня в Красноуфимском районе, откуда родом Зиновий Журавлев. А с Кунгуром он связал свою жизнь в 1955 году, поселившись в нашем городе с семьей. До автотранспортного техникума работал механиком на кожкомбинате, на машзаводе – в отделе механизации и автоматизации.

Зиновий Журавлев с женой Валентиной Андреевной

Владислав Одегов. Фото: Владислав Одегов и архив Ф.З. Журавлева


Фронтовые письма

«О ребятах без слёз писать не могу…»

Недавно городской архив пополнился бесценными документами: ветеран педагогического труда, бывшая учительница начальных  классов школы №1 Дина Константиновна Грехова передала на хранение письма и карточки-открытки, отправленные во время войны домой её отцом, Константином Федоровичем Пановым.

Письма и фотографии из архива Д.К. Греховой

Пожелтевшие разноформатные странички, протертые на сгибах, написанные чернилами и химическим карандашом. В них нет пафоса, нет громких фраз о скорой победе, все письма о жизненных проблемах, о тоске по семье и близким, о том времени, когда не было войны и ожидание того, когда она закончится. Не было ничего, кроме мечты о простом человеческом счастье.

В начале мая 1941 года секретаря райкома партии по кадрам из Березовского района Константина Федоровича Панова отправляют на 45-дневные курсы военной подготовки в школу комиссаров, расположенную в усадьбе Марьино, что в Курской области.

Дома остались жена Александра и четверо ребятишек, мал-мала меньше: старшей, Динке, только исполнилось 7 лет, пятилетний Анатолий, трехлетняя Елена да карапуз Борис, которому еще и года не было.

Курсы подходили к концу, приближался день отъезда домой, и Константин Федорович закупил гостинцы детишкам в местном военторге. Но… 22 июня началась война. В день предполагаемого отъезда всем курсантам объявили, что они считаются мобилизованными… С этого дня полетели в родные места весточки от Константина Фёдоровича, переполненные безнадежной тоской и отчаяньем от того, что мало чем может помочь своим детям и жене.

Уже осенью 1941 года Константин Федорович попал в окружение и полтора месяца выходил с занятой фашистами территории. Из того, что увез из дома, остался один ремень и партбилет. Впереди была холодная зима в окопах Сталинграда: «Шуришна, обо мне не беспокойся, я на днях сшил себе теплую ватную телогрейку. На последние 60 рублей купил  шерстяные носки».

В июле 1942 года Константин Федорович попадает под обстрел  с воздуха, осколком был ранен в щёку,  чуть ниже виска, и удивлялся, каким чудесным образом остался жив.

Переболел малярией, температура в 39 градусов держалась несколько дней, а приступы еще длительное время мучили его. Язва желудка и зрение минус 5 также доставляли много неприятностей.

При всем при этом он переживает за семью: «Шурка, о ребятах я без слёз писать не могу. Милые мои цыплята, как об них истосковался, ты бы знала!» Интересуется судьбой своих односельчан, ушедших на фронт: Грибо, Киселькове, Сыпачеве, Головине, Федорове, Грачеве.

Переживал и мучился о том, что его жена сама ездит в лес за дровами, а восьмилетняя Дина с бабушкой Марфой Ивановной, пилят их. Своему шестилетнему сыну он пишет о том, чтобы тот, как мог, помогал маме. Большой радостью для него было письмо от Дины с нарисованным домом…

Старший лейтенант, командир стрелковой роты 93 отдельной танковой Житомирской Краснознамённой бригады Константин Фёдорович Панов был убит в бою на 1038 день войны 24 апреля 1944 г. и похоронен в братской могиле пгт.Толстое Залещитского района Тернопольской области.

В 1985 году  дочери Константина Федоровича ездили  на могилу отца - поклониться  и возложить цветы.

В читальном зале Кунгурского городского архива в скором времени вы сами сможете ознакомиться с полным содержанием этих писем.

Ираида Киселева, специалист городского архива

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 7
Просмотры: 4963   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.9/5 (Всего голосов: 7)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх