11 января 2017, ср
Дистанция электроснабжения железной дороги входит в состав РЖД, однако относит себя ближе к энергетической отрасли. Она отвечает за то, чтобы светофоры исправно мигали, вокзалы освещались, контактная сеть не обрастала сосульками, а главное – поезда шли бесперебойно. - Кунгурская дистанция электроснабжения ЭЧ-2 – это участок железной дороги от Бахаревки до Шали, - рассказывает начальник технического отдела Владимир Ковалёв. – 255 километров контактных сетей, 12 тяговых подстанций. Кроме Кунгура, наши цеха расположены в Бахаревке, Кукуштане, Кишерти, Лёке и Шамарах. Непосредственно Кунгурский район контактных сетей включает в себя перегон между Чикалями и Курашимским. Поэтому после утренней летучки в 8 часов никого на месте не застать. Все разъезжаются по объектам: ремонт, профилактика, проверка. Вдоль железной дороги автобусы не ходят. Рабочие нередко добираются до того или иного участка сперва на обычной электричке, а дальше – пешком по полотну. Для серьёзных случаев в ЭЧ есть так называемая автомотриса, то есть дрезина с подъёмником. Чтобы не ломать поездам график движения, её рейсы с ювелирной точностью «вписывают» в промежутки между идущими составами. Примчалась, высадила бригаду и унеслась дальше, пока на горизонте чисто. Основная особенность (и опасность) работы энергетиков железной дороги в том, что здесь нельзя обесточить сеть простым поворотом рубильника. Иначе все поезда в окрестностях встанут. Поэтому зачастую ремонты ведутся под напряжением. В контактной сети оно составляет ни много, ни мало - 3 тысячи 300 вольт. Именно столько потребляет обычный электровоз. Начальник района контактных сетей Владимир Антонов, награждённый знаком «Почётный работник СвЖД», отдал своей работе 37 лет. Начинал с простых электромонтёров. - Воздушные линии обесточиваются только в исключительных случаях, - поясняет Владимир Михайлович. – Тогда в движении объявляется «окно» на один-два часа. Ну а если идёт капитальный ремонт пути, мы времени не теряем. Например, сегодня на 15 часов закрыт один путь на участке Кордон-Шамары. Будьте уверены, наши ребята давно уже там, «пользуются моментом», пока есть возможность отключить напряжение и спокойно поработать. Где-то в других организациях, слыхал, новичкам устраивают розыгрыши, дают глупые задания, но на железной дороге такое не принято. Электричество шуток не понимает. В контактной сети три с лишним киловольта, а на тяговых подстанциях – вообще 110 киловольт. Это не семечки. Чтобы достичь верхотуры, электромонтёры используют изолирующую съёмную вышку, которую приходилось видеть любому человеку, живущему у железной дороги: ажурная металлическая башенка на колёсах. Её вручную ставят на рельсы и снимают при приближении поезда. Есть в арсенале и более хитрые приспособления. Имеется лазерный прибор, который с земли «видит», на какой высоте натянуты провода, не требуется ли регулировка? Для борьбы с наледью на проводах существует МОГ (устройство механической очистки гололёда). Действует по принципу «колотушки». Вы сбивали сосульки палкой с крыши? Здесь то же самое, только посложнее. Сосульки и иней – вообще злостный враг электрической сети. Они ослабляют контакт между проводом и токоприёмником электровоза, всё начинает плавиться и искрить, а кончается дело, выражаясь профессиональным жаргоном, пережогом проводов. В Перми находится центр оперативного управления с восемью дежурными энергодиспетчерами. Они замечают на мониторах практически любую неисправность в контактных сетях и сообщают о ней в ближайшую эксплуатационную часть. Там уже неважно, далеко ли от населённого пункта, лес кругом или болото… Термос на плечо, и вперёд. - В ведении нашего района электроснабжения находятся ещё 193 километра бытовых электролиний, - уточняет Владимир Ковалёв. – То есть, питание всей железнодорожной инфраструктуры, производственных помещений и жилого сектора. В Кунгуре, как вы знаете, микрорайон, прилегающий к вокзалу, носит название «Железнодорожный». Территория от деревни Беркутово до автобусной остановки «Гусева» и школы № 21 – зона нашей ответственности. Работы хватает. В данное время по инвестиционной программе строим дополнительную, тринадцатую по счёту, тяговую подстанцию в селе Шумково Кишертского района. Сегодня преобладают поезда повышенной массы, в составе до ста вагонов. Профиль пути тяжёлый, изобилует подъёмами и спусками. Электровозам нужно поддерживать стабильное напряжение в сети, чтобы не терять установленную скорость. Также идёт реконструкция контактной сети на перегоне Шумково – Тюриково. Заменяем всё до последней гайки. Несущие тросы, сеть, гибкие и жёсткие поперечины, железобетонные опоры. Срок службы опор 50-60 лет. А Кунгурская дистанция электроснабжения образовалась в 1962 году, со дня электрификации железной дороги Пермь-Шаля. Вот и считайте. В 2017 году будем праздновать 55-летний юбилей.
В связи с солидным возрастом в ЭЧ-2 есть собственные ветераны. Кунгуряку Валерию Лыскову присвоено звание «Почётный железнодорожник». Работал с момента основания части, того самого 1962 года. Житель Кукуштана Семён Андреевич Дурнев, - заслуженный работник транспорта РФ, - всю сознательную жизнь трудился сначала электромонтёром, потом бригадиром монтёров. Можно уверенно утверждать, что он любой болтик на своём участке с закрытыми глазами найдёт! В середине декабря ЭЧ-2, где работает порядка 200 человек, провела конкурс профессионального мастерства для монтёров контактной сети. Суровые мужики в оранжевых жилетах решали билеты по теоретическим вопросам, соревновались в монтаже и регулировке воздушных стрелок, управлении устройством МОГ и «оказании первой помощи» электронному манекену. 22 декабря, по случаю Дня энергетика свой конкурс провели монтёры тяговых подстанций, у которых своя специфика. - По итогам года высоких показателей добились многие работники дистанции, в том числе: Николай Носков, Алексей Никифоров, Валерий Полюхович, Анатолий Казаков, Валерий Сушин, Анатолий Неганов, Владислав Бережнев, Александр Дурнев, - говорит Искандер Гадиев, начальник Кунгурской дистанции электроснабжения. Есть в ЭЧ-2 собственный поэт, автор и исполнитель Василий Никулин, широко известный и уважаемый в бардовских кругах Прикамья и за его пределами. Многократный лауреат творческих конкурсов, Василий Борисович как-то на досуге посвятил песню коллегам-электромонтёрам и шуточно назвал её «Песенка о тяге». Об электрической тяге, без которой на железной дороге ничто с места не сдвинется: «Провода, увы, не струны –
И столбы, то есть опоры –
Не смычки, но как ни странно,
Есть душа и там, и тут.
И серьёзные мужчины,
Оставляя разговоры,
Проводам и электричкам
Сеть контактную плетут».
Дмитрий Спиридонов Фото: Сергей Мальцев Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
7357 1
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие«Новогодняя экскурсия в страну детства». Спецрепортаж с цеха производства кунгурского лимонада08.01.2017, 15:44
10072 8
|