Для школьников в центре занятости проводили тестирование: какая профессия наиболее подходит каждому из них. Сейчас, видимо, для этого придётся ездить в Пермь…
23 ноября 2016, ср
Будущих выпускников в кабинете профориентации не только знакомили с миром профессий, но и помогали выбрать свой путь в жизни. Теперь кабинет профориентации под угрозой закрытия.
В классе профориентации по соглашению с начальством центра занятости с детьми занималась специалист Пермского центра профориентации, кунгурячка Елена Рышковская.
- Работа велась направлено с каждым ребёнком, - говорит профконсультант Елена Рышковская. - Мы вместе обсуждали профессиональный путь именно для него, ведь так трудно выбрать самому, не только из множества профессий, но и из учреждений, в которые будет реально поступить. Дети из отдалённых сёл обычно не представляют всей картины, они просто идут туда, куда отправляют родители, не задумываясь, чем они сами хотят заниматься. В итоге учиться и работать оказывается неинтересно.
С 7 сентября организация, в которой работала Елена Рышковская, перестала существовать. Учреждение присоединили к институту развития образования Пермского края, а функции центра профориентации возложили на отдел профессионального образования этого института.
Его основные цели - повышение профессиональной компетенции работников образования, научно-техническое обеспечение реализации образовательных программ, организация научных исследований и разработок.
Профконсультантам предложили приступить к работе в отделе, который находится в Перми по адресу Бородинская, 35а, поскольку у института нет подразделений в других городах края. Срок для раздумий - до конца декабря.
Если бывшие сотрудники центра согласятся на такой вариант, то совершенно неясно, как из центра Прикамья они смогут консультировать сельского школьника или группу старшеклассников в Кунгуре. Ведь дистанционный режим работы по профориентации в институте не предусмотрен. Так что остаётся будущим выпускникам?
В школах проводится предпрофильная подготовка, отмечает заместитель начальника управления образования Кунгура Елена Насардинова. Есть факультативные курсы в рамках учебного плана и внеурочная работа.
Курсы проводятся, чтобы показать ребёнку всю многообразную палитру профессий, чтобы он мог разобраться и определиться. Помимо этого используется межпредметная связь: на уроках постоянно затрагивается профессиональная тема. Во внеучебное время - экскурсии в профессиональные образовательные учреждения Кунгура, и визиты их представителей в школу, посещение предприятий Кунгура.
В коллектив приходят представители прокуратуры, МО МВД «Кунгурский», ГИБДД - эти встречи тоже помогают в профориентировании. Предпрофильные программы реализуются в дополнительном образовании: спортивных школах, доме детского творчества «Дар», доме детского и юношеского туризма и экскурсий. Все работают на будущее, что ребёнок определился и шёл к этой цели с помощью учёбы.
- Проводится большая совместная работа, а теперь одно из звеньев выпадает. Одна из возможностей познакомиться с профессиями будет упущена, - говорит Елена Насардинова. - Таких способов в арсенале у школ нет, нужны специальные программы, свободный класс с оборудованием.
- Очень плохо, что это направление уходит, - выразила сожаление заместитель директора по воспитательной работе школы № 2 имени М.И. Грибушина Валентина Бартова. - Ребятам это нужно, ведь их ориентировали на получение конкретной профессии. Причём на основе объективного тестирования. У нас таких профессиональных программ нет.
В кабинете профориентации предоставлялось более тысячи услуг ежегодно - тестирование, консультации, психологические консультации. Специалист работал со школьниками Кунгура и Кунгурского района, Берёзовки.
На тестирование ребят направляли целыми классами. Сидя в компьютерной аудитории, они отвечали на вопросы компьютерной программы - чем больше нравится заниматься, что ближе к характеру, способностям.
Итогом объёмного теста был список подходящих профессий и среди них многие становились настоящим открытием. После консультант проводила индивидуальную беседу, обсуждая результаты. Бонусом всей этой истории - и немаловажным - было познание самого себя.
Теперь работа по ориентации на конкретную профессию, которая велась в Кунгуре около семнадцати лет, отдана краевому институту. Какую практику выберет институт, чтобы помочь ребятам выбрать свою дорогу, пока неизвестно. К слову, ранее направления деятельности института работу с детьми не подразумевали.
► КОММЕНТАРИЙ
Заместитель директора Института развития образования Пермского края Альфия Фаязова:
- В настоящее время специалисты (профконсультанты) Центра являются работниками отдела профессионального образования и профессиональной ориентации Института. Отдел выполняет задачу по подготовке большого количества специалистов - учителей, педагогов дополнительного профессионального образования, педагогов и мастеров производственного обучения СПО.
В трудовом обучении и профессиональной школе активно отрабатывались практики профессиональной ориентации. За 70-летнюю историю институтом накоплен большой опыт работы в данном направлении. В настоящее время деятельность планируется в прежнем объёме.
Несомненно, опорой могут быть и специалисты, владеющие практикой работы со школьниками. Однако они должны быть готовы переобучаться, принимать новое знание. Если специалисты не соглашаются с изменением условий работы, у них есть право выбрать любую другую организацию, близкую к месту прописки и проживания, где будет предложена аналогичная работа.
В профессиональном становлении человека участвуют различные субъекты: школа, служба занятости, негосударственные организации. В течение всех лет учёбы ребёнок получает информацию о профессиях от разных специалистов - от классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения. Поэтому говорить о ведущей роли конкретного специалиста в этой большой работе не совсем верно. Профориентация будет осуществляться и дальше.
Марина Ларина
Фото автора
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
Поделиться:
|