Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Земляки. Поэт Андрей Пермяков


14 октября 2016, пт

Услышать стихи Андрея Пермякова (Увицкого) мне довелось почти случайно, когда по редакционному заданию я пришёл в городскую центральную библиотеку имени Хлебникова. Здесь Андрей Юрьевич проводил творческую встречу вместе с поэтессой из Екатеринбурга Инной Домрачевой.

- Вроде пафосно звучит: поэт, заслуженный лауреат, обладатель разных титулов и литературных премий… Но с другого ракурса подумаешь: велика важность! Мы же с вами тоже можем срифмовать «любила - разлюбила» или «пальто – полупальто».

… Гремя стульями, в читальном зале расселись школьники. Вошёл крепкий, плечистый мужчина в синей футболке. Достал электронную записную книжку и стал «выстреливать» в публику: 

- Плюс девять, август, гладиолусы;
финал неправильного лета.
Река Ирень - как шкурка полоза.
Сырок, портвейн и сигареты.
Сырок, портвейн и одноклассники.
И сок в стаканчиках измятых.
Два года до эпохи пластика –
агония восьмидесятых… 
 

Андрей Пермяков на творческой встрече в Кунгурской центральной библиотеке имени К.Т. Хлебникова 

У актёров, певцов, стихотворцев есть выражение: «держать зал». Андрей Юрьевич действительно «держал» зал, чередуя выступления с Инной Домрачевой.

После полуторачасовой встречи я попросил Андрея Пермякова вкратце рассказать о себе. О детстве, юности, нынешних планах на будущее.   

- Первую фразу в рассказ о себе написать легко: «Я родился в городе Кунгуре летом 1972-го года». А вот дальше будет непонятное. Вернее, автоматически последуют два очень банальных предложения: «Детство было самым обыкновенным. Хотя можно ли назвать обыкновенным любое детство»?  И суть в том, что вопреки банальности, фразы эти будут правдой.

Никаких особых событий, выходящих за пределы семьи и школы, вроде, не случалось. Но вот всякие мелочи, происходившие в кунгурском детстве, до сих пор всплывают время от времени, давая поводы для прозы и стихов. Дабы не раздувать до безмерности рассказ, я приложу главку из новой книги «Сибирский тракт и другие крупные реки». Это не единственная в книге главка про Кунгур, но хронологически первая. И ещё приложу несколько стишков с кунгурскими реалиями. Или просто Кунгуром вдохновлённые. Опять-таки, это небольшая часть текстов, так или иначе связанных с городом.

Моё детство действительно было обычным. Оно протекало в переулке на Степана Разина, где рядом «Сладкоежка». В «Черёмушках». Купаться ходили «на ямку» около подвесного моста через Сылву. Учился в школе номер один. Рыбачили на Ирени. Но это так, баловство всякое и голавлики. На серьёзную рыбалку ездили с папой в Кинделино, в Сергу. В общем, летом было ничего так.

Работать тоже начал в Кунгуре, после девятого класса. Тогда при поступлении в медицинский институт обещали разные преференции тем, у кого есть трудовой стаж. Вот я и пошёл санитаром в стоматологическую поликлинику. С преференциями обманули, но в институт поступил.

Когда Андрей Увицкий жил в Перми, он случайно увидел на вокзальном перроне пожилую женщину, и взглядом опытного медика определил, что у неё вот-вот наступит инсульт. Подхватил на руки, донёс до такси, отвёз в ближайшую больницу. Там сначала не хотели принимать «чужую пациентку», без полиса и паспорта, но Андрей был настойчивей, чем  «бюрократы от здравоохранения». Тем самым спас незнакомому человеку жизнь.   

А писать стихи начал чуть раньше, тут повлияли на первых порах не столько реалии, и даже не школьная программа литературы, а, скорее, журналы. Тогда, в середине восьмидесятых, журналы выписывали все. Конечно, условные «все». Но вот моя мама, работавшая тогда директором вспомогательной школы, точно выписывала. Много журналов и разных: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Юность». Время же было очень интересным: одновременно возвращалась эмигрантская литература и литература, бывшая в СССР под запретом. А главное — появлялось новое. Весной 1987-го в рубрике «Испытательный стенд» журнала «Юность» разом были напечатаны Парщиков, Кальпиди, Гандлевский, Искренко — словом, те, чьи имена потом на десятилетия стали самыми важными для поэтической России.

Кстати, как бы много сейчас не говорили об упадке литературных журналов, по-моему, они очень сильно определяют картину русской литературы. Вот, скажем, только за 2014-15 годы в толстых журналах были напечатаны такие интересные и заслуженно отмеченные книги, как «Автохтоны» Марии Галиной, «Крепость» Петра Алешковского, «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова, «Тойота-креста» Михаила Тарковского. Про 2016-й год пока говорить не будем — он всё же ещё не закончился. Да и такие популярные ныне прозаики, как Роман Сенчин или Захар Прилепин, тоже в общем-то, пришли к читателю через журналы. Заметим: в отличие от книг, где много зависит от дистрибуции и вообще наличия книжных магазинов в городах, Журнальный зал доступен в Интернете! То есть, следить за новинками почти в режиме онлайн вполне реально. Плюс некоторая (и довольно серьёзная) гарантия качества: всё-таки редакторы толстых журналов — люди очень неслучайные. Хоть и со своими вкусами, конечно.

Впрочем, мы ушли в сторону. Кроме собственно житья в городе Кунгуре и окрестностях, кроме Первомайки с огородом, были ещё поездки. Сначала с папой. У него работа была связана со стройматериалами, со строительством дорог. Частые командировки. Он много куда меня брал с собой — тогда с этим просто было. Ещё, конечно, с классом ездили, позже, в институте, застал ещё немножко стройотряды. Словом, к моменту распада Союза я, так или иначе, побывал в двенадцати из пятнадцати республик. Наверное, любовь к разъездам осталась тоже с тех времён.

Наш земляк обожает путешествовать. По собственному признанию, в годы СССР объехал 12 из 15 союзных республик

И ещё один важный момент для стихов - это, наверное, возвращения. Впервые заметил такое в 2007-м году, когда после перерыва почти в семь лет вернулся в Закамск — район Перми, где жил, учась в институте, и чуть позже. К тому времени стихов не писал лет десять, а самому было уже 35 годиков. Думал, с литературой – всё, завершено. Но нет. Начал чего-то выкладывать в Живом Журнале — была тогда такая замечательная платформа в Интернете, её потом съели ВКонтакте и Фейсбук.

Стихи в ЖЖ заметил редактор отдела поэзии журнала «Волга» Алексей Александров, предложил опубликовать. Затем, в 2010-м году, аналогично получилось с прозой. Я тогда уже переехал в Подмосковье — сугубо по профессиональным и материальным причинам. Заработав первый отпуск, покатился автостопом по друзьям, живущим в разных регионах, от Вологды до Челябинска. Стал выкладывать разные путевые заметки: в путешествиях же всегда происходит много милого идиотизма. «Волга» опять предложила публикацию. Так получилась повесть «Десятая часть года». Словом, много случайностей, это хорошо.

То же касается и переезда сначала в Пермь, затем в Москву. Специально не хотел. Но работы в Кунгуре в 1995-м году не было, а к 2008-му, когда начался очередной кризис, по специальности негде было работать уже и в Перми. О переезде, честно говоря, не жалею. Нет, этого чеховского «В Москву, в Москву» никогда не было, более того, в Перми жилось даже и комфортней, организовывал разные литературные мероприятия, к примеру. Но полезно глянуть на мир и на Кунгур с разных точек. Тем более, что в столице выше не только концентрация разных странных персон, но и хороших поэтов тоже. Честно говоря, там не очень понравилось. Квартиру на всякий случай оставил для дочки, а сам опять переехал. Теперь живу в Петушках Владимирской области, тут построили совсем новое предприятие, делаем лекарства от болезней крови и от рака.

Чего дальше будет кроме пенсии — не знаю. Роман вот пишу, работу работаю. Иногда случается ещё покататься по стране. Пусть так будет подольше?


► ИЗ БИОГРАФИИ

Андрей Юрьевич Увицкий родился 11 июля в Кунгуре.

Окончил Пермскую государственную медицинскую академию (в то время  она имела статус мединститута). Кандидат медицинских наук. Работает в фармацевтической промышленности.

Под псевдонимом Андрей Пермяков (по девичьей фамилии матери) с 2007 года публикует стихи, прозу, критические статьи в журналах «Арион», «Воздух», «Волга»,«Дети Ра», «Знамя», «Новый мир», а также в ряде альманахов.  

Участник и один из основателей товарищества поэтов «Сибирский тракт».

С 2008 года жил в Подмосковье. В настоящее время проживает в городе Петушки Владимирской области, работает в Международном биотехнологическом центре «Генериум».

В 2013 году в Санкт-Петербурге вышла книга стихов Андрея Пермякова «Сплошная облачность».

В 2016 году издана повесть Андрея Пермякова «Тёмная сторона света». 

Лауреат Григорьевской премии 2014 года. 


Дмитрий Спиридонов

Фото автора и из семейного архива Андрея Пермякова

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Культура    


Рейтинг: 9
Просмотры: 4776   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 9)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх