Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Уроженец Кунгурского района Юрий Любимов прошел путь от простого сельского школьника до главного инженера «Уралвагонзавода»


Юрий Андреевич прошёл на «Уралвагонзаводе» трудовой путь от мастера до главного инженера
03 августа 2016, ср

Лауреат Государственной премии правительства России, уроженец села Калинино Юрий Андреевич Любимов более 40 лет трудился на «Уралвагонзаводе», флагмане российского машиностроения и оборонки.


Очередная история рубрики газеты "Искра" Кунгурский контрапункт* повествует о судьбе нашего земляка, Юрия Андреевича Любимова.

     В город Нижний Тагил выпускник Пермского политехнического института Юрий Любимов приехал по распределению в феврале 1969 года. Влился в 40-тысячный рабочий коллектив и свыше 40 лет трудился на различных должностях. Начинал мастером инструментального цеха, а закончил на посту главного инженера.

26 июля Юрию Андреевичу «стукнуло» 70 лет, и, оглядываясь назад, он порой думает о том, что его судьба могла сложиться иначе. После окончания 10 класса Ленской школы он с братом, как и все ребята-выпускники, находясь под сильным влиянием агитации со стороны военкомата, подали заявление в Челябинское авиационное училище. Поступи он тогда в училище и был бы сейчас, наверное, полковником авиации, как его друг кунгуряк Геннадий Степанович Асанов, с  которым дружат семьями много лет. Но вышло иначе: брат тогда экзамены не сдал и вернулся, а Юрия на последней комиссии забраковали «по медицинским параметрам»… Молодого человека тянуло к технике, и  он решил поступить в Пермский политех. Экзамены выдержал успешно.

Юрий Любимов: детство и юность прошли в селе Калинино

 

     Юрий Андреевич с благодарностью вспоминает учителей, которые, которые дали ему прекрасное образование.Почему он десятый класс заканчивал не в родной Калининской школе? Дело в том, что в 1963 году школы страны переходили на 11-летнее обучение. Стала 11-леткой и Калининская школа, а вот в Ленске еще учили по-старому.И, чтобы не «терять» год, Юрий с братом и перебрались жить и учиться в Ленск к тетушке, Александре Алексеевне Кондаковой, преподавателю местной школы.

     Хотя военным человеком Юрий Андреевич не стал, но вклад в укрепление обороноспособности страны внес немалый. Как известно, «Уралвагонзавод»  выпускает не только вагоны. Зайдите на сайт предприятия, и вы увидите среди образцов продукции самые современные танки и бронемашины. Недавно Геннадий Степанович Асанов, выступая на проводах молодых кунгуряков, уходящих в армию, сказал:

- Если будете танкистами, знайте, что есть в танках и труд нашего земляка, главного инженера «Уралвагонзавода» Юрия Андреевича Любимова.

     Юрий Андреевич работал на «Уралвагонзаводе» в разных должностях: мастер, старший мастер в инструментальном цехе, на прямом производстве - начальник участка, заместитель начальника в механосборочном цехе, директор инструментального производства, заместитель главного инженера, главный инженер.  Труд его высоко оценен государством: он награжден знаком «Ветеран оборонной промышленности» (1995 год), лауреат премии изобретателей Черепановых (1997 год), Государственной премии правительства России в области науки и техники (2003 год), медалью ордена «За заслуги пред Отечеством»  2-й степени (2007 год) – за «большой вклад в разработку и производство спецтехники и многолетний добросовестный труд». Но свои награды, как и работу, он афишировать не любит. Даже его друг Геннадий Степанович Асанов лишь недавно совершенно случайно (зашел в Интернет, чтобы навести справку о режиссере Юрии Любимове) узнал о должностях, заслугах и наградах другого, ему хорошо знакомого, Любимова - с «Уралвагонзавода».

- Лауреат Госпремии, премии Черепановых, у него 16 патентов! – не скрывает Геннадий Степанович своих эмоций.

     У каждой награды своя история. Например, Госпремия Юрию Любимову и его коллегам была присуждена за освоение на «Уралвагонзаводе» выпуска цистерн для перевозки бензина и нефти.  В то время, в 1995-96 годы, Россия практически осталась без цистерн (Украина, которая их изготовляла, прекратила поставку). К работе был подключен институт, стоявший прямо на территории завода. Инженеры спроектировали  все нестандартное оборудование, порядка 23 сложных позиций, создали технологию. В одном из цехов была освобождена площадка, занялись изготовлением оборудования. В итоге создали полуавтоматическую линию по производству цистерн.

Юрий Любимов: «Считаю, что выбор в жизни мной был сделан правильно. «Уралвагонзавод» - это уникальное предприятие с мощным потенциалом инженерно-технических работников, технологов и рабочего класса. Благодарен коллективу учителей Калининских и Ленской школ, которые дали мне отличные знания»

     С целью полной загрузки рабочего потенциала завода при Юрии Любимове были освоены изделия гражданского назначения: два экскаватора, на гусеничном и колесном ходу, малогабаритный погрузчик для ЖКХ, даже  колесный трактор. Он получился довольно удачный, медали зарабатывал на выставках.

     Внедрение новинок в производство хорошо памятно не только Юрию Андреевичу, но и его жене, тоже уроженке Калинино Вере Михайловне, проработавшей в главном техническом архиве «Уралвагонзавода» 30 лет. Памятен 1973 год, когда участок механосборочного цеха, которым руководит Юрий Любимов, осваивал производство новых комплектующих деталей для танка. Тогда выполняли две задачи: в условиях реконструкции цеха приходилось выполнять плановые задания  по изготовлению деталей и узлов на конвейер. Юрий в те дни с утра до ночи был в цехе. Бывало, привозили домой и в 2 часа ночи. И пока жена разогревала пищу, муж уже спал… А в пять часовза ним мог прийти автобус и опять увезти на работу. Дома в те дни Юрия практически не видели, и однажды, когда он пришел в детсад за маленьким сыном, то удивил работников детсада. Позже они скажут Вере Михайловне: «А мы думали, вы мать-одиночка…»

Да, были трудные времена, но ничего, справились. Жене, считает Юрий Андреевич, тяжелее, конечно, пришлось. Но и позже, на других участках работы, были свои трудности.

Молодожены Любимовы в день своей свадьбы (март 1968 год). Вера стала надежной помощницей своему талантливому мужу. Вместе воспитали сына Андрея, у них двое внуков

 

     Последние 10 лет своей работы на заводе он практически занимался только оборудованием, вел активную подготовку по техперевооружению завода. Пришлось много выезжать в командировки в Европу:  Германию, Испанию, Чехию, Францию, Италию. Когда контракты заключались, на завод приезжали делегации – на согласование. Тоже приходилось с ними заниматься вплотную. На мичуринский сад, он у них в 5 километрах от завода,  приезжал, когда все уже возвращались.

Так что хобби особого у Юрия Андреевича и нет, вся его  жизнь – в работе. Разве что сад-огород – сейчас на него время есть, да на автомобиль. Ежегодно ездит с женой на машине по родным кунгурским местам – Калинино, Ленск, Кунгур.

На «Уралвагонзаводе» часто бывают именитые гости, в роли «экскурсовода» выступал главный инженер Юрий Любимов. На фото он знакомит с экспонатами выставки твердосплавных инструментов, которая проходила на базе предприятия, сенатора Совета Федерации, экс-губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя (крайний слева). Вместе с ними начальник инструментального производства  Сергей Малинин и начальник экспериментального цеха Константин Котов

 

     В Калинино помнят родителей Любимовых. Андрей Алексеевич Любимов родился в 1907 года, в 19 лет стал председателем первой коммуны в поселке Ильинка, Был инструктором райкома партии Калининского района, председателем сельского совета. Фронтовик, воевал около года. После тяжелого ранения и лечения вернулся домой. Работал председателем райпотребсоюза. Мать Аполлинария Ивановна была домохозяйкой, потому что в семье росло пятеро детей, Юрий - пятый. Больших высот достигла сестра Валентина – живет в Бийске, Заслуженный врач, гинеколог, очень долго руководила роддомом, преподавала в медучилище.

Отец жены, Михаил Яковлевич Вялых, был классным жестянщиком и мастером на все руки - паял, лудил, клепал, ремонтировал технику… В деда пошел сын Любимовых – Андрей, тоже на все руки мастер, подарил родителям двух внуков.

     Теперь семья – главное в жизни Юрия Андреевича. После ухода в 2009 году с «Уралвагонзавода» ему было несколько предложений о новой работе, в том числе из концерна «Калашников» - главным инженером. Но семья – перевесила.

Юрий Андреевич Любимов, уроженец села Калинино: прошел путь от простого сельского школьника до главного инженера «Уралвагонзавода», флагмана российской оборонки

 

В свой юбилей Юрий Андреевич принимал поздравления коллег, с кем трудился многие годы. К ним присоединяются и читатели нашей газеты, многие из которых, наверно, впервые узнали, какой знаменитый земляк родился в Калинино 70 лет назад.

Владислав Одегов

Фото: архив Ю.А. Любимова, В.Н. Тепляковой


*Контрапункт в музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, многоголосие.

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Общество    


Рейтинг: 11
Просмотры: 3443   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.3/5 (Всего голосов: 11)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх