09 мая 2016, пн
С первых дней войны происходила эвакуация населения из прифронтовой полосы. За полтора военных года только в Кунгур прибыло 15 тысяч граждан и 4 тысячи эвакуированных детей. В годы Великой Отечественной войны население Кунгура почти удвоилось, и к началу 1943 года составляло почти 55 тысяч человек. Для бежавших из прифронтовой полосы распахнулись и двери изб в деревнях и сёлах Кунгурского района. От войны – на Урал С первых дней войны происходила эвакуация населения из прифронтовой полосы. За полтора военных года только в Кунгур прибыло 15 тысяч граждан и 4 тысячи эвакуированных детей, в Пермскую (Молотовскую) область – 320 тысяч человек. Всего на Урал за четыре военных года прибыло 2,2 млн эвакуированных. Большая часть эвакуированных в Пермскую (Молотовскую) область были жителями Карело-Финской ССР, Ленинграда и Ленинградской области. В Кунгур первый эшелон прибыл 11 июля 1941 года из города Иаханнес Карело-Финской ССР – 580 человек, 23 июля – 329 человек жителей города Витебска – 102 семьи, затем 13 и 26 августа - из Киева. В августе и сентябре много эшелонов пришло из Ленинграда, Ленинградской области, Москвы, Выборга, Бессарабии, Одесской, Черниговской и многих других западных областей СССР. Среди прибывших оказалось много иностранных граждан: немцев, поляков и других. Так шли многочисленные эшелоны с эвакуированными гражданами до станции Кунгур в течение 1941 и даже 1942 года. Правительственная телеграмма в Кунгур. 1941 год
В тесноте, да не в обиде На вокзале станции Кунгур организовали перевалочную базу для эвакуированных, за пользование которой было установлено взимание оплаты за сутки – 1 рубль, с детей до 8 лет деньги не брали. Людей нужно было обеспечить жильем, питанием, работой, медицинской помощью. Под жилье приспосабливалось все, что можно было использовать. Возводились строения упрощенного типа: бараки, полуземлянки и землянки. С сентября 1941 года в Кунгуре начали строить первые общежития и бараки для эвакуированных. Многих размещали за счет уплотнения местных жителей, что нередко вызывало недовольство со стороны кунгуряков. Сотрудники терапевтического отделения больницы, среди них эвакуированные в Кунгур медработники. 1941 год
«Обращайтесь к уполномоченному…» Эвакуированные семьи, проживавшие в Кунгуре, испытывали острую нужду. Многие не имели работы, нуждались в самом необходимом: продуктах питания, обуви, одежде, своевременном оказании медицинской помощи и т.д. 26 января 1943 года была введена должность уполномоченного эвакопункта при горисполкоме для решения вопросов жилустройства и трудоустройства граждан, прибывших в Кунгур по эвакуации. В феврале 1943 года в Кунгуре открылся отдел гособеспечения для выдачи единовременных пособий семьям эвакуированных, для этого город взял кредит в сумме 2,8 тысячи рублей. Организациям было дано специальное задание, например, артели «Вперёд» - увеличить выпуск валенок, артели «Портных» - одеял. В то же время для эвакуированного населения, как и для местного, были определены трудповинности.
Приют для детей Москвы, Ленинграда… Также в Кунгур и Кунгурский район было эвакуировано большое количество детских учреждений, особенно из Москвы и Ленинграда. Уже в октябре 1941 года для 446 эвакуированных детей открыты дополнительные классы в школах Кунгура. С декабря 1941 года в детский дом деревни Парашино стали прибывать эвакуированные 1929-31 года рождения. Первыми приехали воспитанники Ленинградского 4-го детского дома, затем - дети из Молотовского детского дома, Московского, Ждановского детских домов, Кунгурского детприёмника, дети из Ленинграда и Кишенёва. К 1944 году в детском доме проживало 89 воспитанников, 45 уже выбыли в ремесленные училища. В доме отдыха «Песчанка» разместились 69 детей работников ВЦСПС и 15 детей детского сада. В селе Троицк жили дети 316-й Ленинградской школы-интерната, 95 детей ясельного возраста из Ленинградской, Пензенской, Киевской областей. Среди них были русские, украинцы, евреи, татары. Немало детей было размещено и в других населённых пунктах Кунгурского района. Дети, прибывшие из южных и центральных районов СССР, часто в условиях сурового уральского климата страдали из-за отсутствия теплой одежды и обуви. Для изменения этой ситуации руководством на местах проводились мероприятия, направленные на обеспечение снабжения несовершеннолетних необходимым продовольствием и обмундированием.
О чем рассказали жалобы О тяжести жизни в тылу как для эвакуированных, так и для местного населения свидетельствуют сохранившиеся документы, в которых зафиксированы жалобы граждан на невыносимые коммунально-бытовые условия, проблемы с продуктовым и продтоварным обеспечением, непосильно высокие нормы труда, за невыполнение которых к человеку могли быть применены различные меры взыскания, вплоть до уголовной ответственности.
Плюс 12 заводов и фабрик Кунгур и Кунгурский район приняли все тяготы военного времени. В короткие сроки промышленные предприятия перешли на выпуск военной продукции, артели промкооперации и инвалидной кооперации включились в изготовление всего необходимого для нужд фронта, в деревнях и сёлах изо всех сил стремились накормить и обогреть армию. Большим испытанием для города было устройство прибывающих в течение всего 1942 года двенадцати эвакуированных заводов и фабрик. Уже 1 января на машиностроительный завод пришло оборудование Крематорского машиностроительного завода – для выпуска боеприпасов, а 5 февраля здесь же разместился Одесский завод имени Январского восстания, правда, до места прибыла только часть оборудования. В марте на базе эвакуированного оборудования Киевской обувной фабрики № 4 была организована фабрика лёгкой обуви, мощностью 4000-5000 пар обуви в смену, на площади в 1860 кв. метров бывшей Камнерезной артели, артели «Вперёд» и частично здания артели Портных. В помещениях артели Портных разместилось ещё и оборудование швейной фабрики № 8 из г. Москвы. Из Москвы же прибыла швейная фабрика № 5, а из города Бердичева Винницкой области – кожзавод им. Ильича. В июле в здании подсобного хозяйства Уралвнешмаша разместился птицекомбинат из города Россошь Воронежской области. Главный подъезд к штабу Киевского танкового технического училища Киевское танковое техническое училище эвакуировано из столицы Украины в сентябре 1941 года. В октябре училище прибыло в Кунгур, где находилось до конца 1944 года, располагалось на территории нынешнего военного городка.
Под открытым небом Для размещения эвакуированного оборудования не хватало площадей, поэтому очень часто приходилось занимать здания предприятий, помещения клубов, учебных заведений, использовать даже сараи и подвалы; а порой станки и оборудование устанавливались под открытым небом. Большой проблемой было обеспечить эвакуированные предприятия топливом, квалифицированными кадрами. Начало строительства механосборочного цеха. 1942 год Осенью 1941 года на Кунгурский завод привезли эвакуированное оборудование с Ново-Краматорского завода и с Одесского завода имени Январского восстания. Для его установки и монтажа потребовалось срочно достроить корпус механосборочного цеха, законсервированного в 1935 году. Часть станков из механического цеха и из прибывшего эвакуированного оборудования установили в прежнем сборочном цехе (затем инструментальном) и организовали второй механический цех. Любовь Долгорукова, директор Кунгурского городского архива Подготовил Владислав Одегов Поделиться:
|
8965 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие«Деревья ломало, как спички…» Об урагане-смерче 1952 года в Кунгурском районе29.04.2016, 16:08
6288 0
В архив Кунгурского района поступили уникальные документы первой половины прошлого века06.04.2016, 12:31
3913 0
|