В лесу у костра (точнее, у печки-щепочницы). Станислав Чуприянов путешествовал в одиночестве, поэтому фотографировал сам себя с помощью функции «Таймер», позволяющей снимать объект с задержкой во времени
20 октября 2015, вт
Кунгуряк Станислав Чуприянов в августе этого года в одиночку отправился в поход по лесу и сплавился на бревне по реке. О своём необычном путешествии он рассказывает читателям "Искры".
Лето нынче, в плане водного туризма, мягко говоря, не удалось. Сплавиться по Сылве можно, но не хочется под проливными дождями. На воде ещё туда-сюда, но вылезать на берег прямо в мокрую траву, да когда все пляжи под водой…
Поход с учётом погоды
В общем, выбор небогатый, или «детский» сплав от Спас-Барды с одной ночёвкой (на больше просто здоровья не хватит), или пешком по лесам, как в прошлом году. От Спас-Барды я, конечно, сплавился бы, но это чисто байдарку размочить, ей долго в одном положении храниться вредно, а организм-то требует продолжения похода. Пеший туризм – не совсем мой профиль, но лучше так, чем никак.
Конец августа. Заканчивается отпуск, больше времени для турпохода не будет. Собранное снаряжение поместилось в миниатюрный городской рюкзачок и поясную сумку. Сначала конечная остановка автобуса № 12, далее я бодро марширую по дороге к заказнику «Предуралье». План похода простой, как три копейки, за «Ермаком» свернуть в лес, а там видно будет.
Самая лучшая обувь для такой погоды – хорошие рабочие кирзачи, на размер больше и с правильными портянками. Армейские, «на полторы атаки», те от которых каблуки на ходу отскакивают, мы, понятно, не рассматриваем. А так, портяночки фланелевые навернул и пятнадцать километров отмахал, без кровавых мозолей и прочих ужасов. И просушить легко. Вообще, зря армия отказалась от портянок, это решение нам ещё вылезет каким-нибудь боком.
На границе заказника «Предуралье» установлен плакат, грозящий разнообразными карами нарушителям природоохранного режима. Поскольку костров разводить или (Дарвин упаси!) рвать редкие виды растений я тут не собираюсь, то с гордо поднятой головой пересекаю незримую черту. Сейчас нужно одолеть подъём и выйти наверх.
Ночёвка в лесу под открытым небом
Лес чавкает, как губка, сыро даже под елками, дороги, естественно, нет, ориентиров никаких, иду по компасу. Нападавшие за много лет стволы лежат с таким расчетом, чтобы через них перелезать ноги не задирались, а под ними – не хватало места. В тех местах, где пройти можно, растёт самый колючий и мокрый шиповник, который мне встречался за последние десять лет. Эти несчастные пять километров по карте я шёл часа три по реальной местности. Наконец, лес закончился. Поле. Сорняки нынче удались на диво, выше меня. Где-то за их верхушками дорога, по ней Кунгур, соответственно, налево, Посад, соответственно, направо.
Тем временем, как писал известный юморист, смеркалось. Приготовления к ночлегу много времени не заняли, натянуть сначала тент, под ним гамак. Костёр разводить – двадцатый век. Есть гораздо лучший вариант. Печка – щепочница весит значительно меньше топора, для кипячения литра воды нужно двадцать минут времени и пара горстей топлива. Туристическая печь ест всё, от кизяка до угля. Всего-то кусок нержавейки от барабана стиральной машины, а пользы больше, чем от топора и кучи дров в придачу. Вдобавок, она не оставляет выжженных проплешин, в заказнике это действительно имеет значение.
Наломав сухих нижних веточек с ёлок, зажигаю огонь. Сразу становится веселее жить. Тут только вспоминаю, что в редакции «Искры» в очередной раз клятвенно пообещал сфотографироваться в походе. Задача сложная, палки для селфи у меня нет, и никогда не будет, так что пристраиваю фотоаппарат на дерево, ставлю замедление, потом бегу к печке и изображаю согревание у огня.
Пешком по бурелому
Проснувшись следующим утром, отчего-то решаю идти по верху, лесом, периодически спускаясь к реке за водой. Ну да, задним числом надо признать, идейка была так себе. К вечеру второго дня я дошёл только до пятого «Бастиона», это чуть дальше того места, где железная дорога на другом берегу поворачивает от Сылвы.
И тут мне повезло. Выйдя в очередной раз полюбоваться пейзажем, я заметил внизу, под берегом, в воде что-то необычное. Эпос о спуске по мокрому склону, под 45 градусов, торможении палкой и прочих ужасах здесь не приводится за недостатком места.
Чуть не убившись по дороге, продравшись сквозь заросли, всё же выхожу прямо к неопознанному плавающему объекту.
Это здоровенное, в два обхвата, бревно, длиной метров десять, судя по коре, тополь. Такие монстры часто попадаются на берегах в районе Тиса. С одного конца торчат корни, другой переломлен неведомой силой, как прутик. Ветром его так, что ли?
Кто не рискует, тот идёт пешком
Хм, а ведь до Кунгура пешком по буеракам тащиться пару дней, зато по воде часов за семь-восемь доплыть можно. Вода в Сылве высокая, перекаты у Песчанки проскочу без проблем. Такое полено десять человек выдержит. Ну, подо мной, во всяком разе, точно не потонет.
За свою многогрешную жизнь мне доводилось плавать практически на всём, что способно держаться на воде. Однажды я сплавлялся даже на полиэтиленовой «колбасе», набитой травой и ветками и ничего, всё прошло вполне штатно. Главное в таком деле – точный расчёт.
Аккуратно, чтобы не отчалить раньше времени, перелезаю на корягу, хватаюсь за корни и пробую её перевернуть, сначала осторожненько, потом повисаю всем телом. По реке расходятся волны, но бревно прямо-таки патологически остойчиво, как килевая яхта. Ура, значит, не придется изобретать балансир. Так, дальше проверяем кору. А-а, всё понятно, дерево-то гнилое. Кора, что называется, с полпинка, отлетает квадратными метрами. Перебираюсь, попутно обпинывая ствол, к обломанному концу. Он заметно проседает подо мной, но не погружается. Сую руку внутрь и легко выламываю горсть гнилушек.
После третьего раза, вырыв дупло по локоть, решаю, что хватит, а то не на чем плыть будет. Идеальный вариант, весь низ, как губка, пропитан водой, так, что бревно подо мной никак не опрокинется, во мне столько веса нет. Проводив взглядом уплывающую труху, решаю рискнуть. В конце концов, не океан же я собираюсь пересекать на этом полене, до Кунгура не успеет оно целиком пропитаться и потонуть.
В августе темнеет быстро, так что надо поторапливаться. Пока вырубаю шест и ужинаю, тучи сгущаются, и из них опять начинает моросить. Впрочем, это уже не критично. При последних отблесках света вступаю на борт и не без труда отпихиваюсь от берега. Речная струя мягко подхватывает корягу и утаскивает за собой. Теперь можно пристроить шест между корней, сесть на багаж, поплотнее завернуться в дождевик, расслабиться и не совершать резких телодвижений, дальше река сделает всё сама.
Ночной сплав на бревне
Эх, мама дорогая, сколько ж тут плавано – переплавано. И на камере, и на ПСНе и на надувном катамаране, и на деревянном плоту, и на пластиковых канистрах, и на байдарке, и днем, и ночью. Уж от Кишерти-то до Кунгура нам лоцман без надобности, фарватер знаем наизусть, а по такой воде перекатами можно пренебречь и переть себе напрямую, глубины хватит с запасом.
Небо затянуто облаками, на реке темно, как у афроафриканца в желудке. Зрение здесь не работает, проще зажмуриться и оценивать обстановку на слух и тем местом, на котором я в данный момент сижу. Слабое журчание означает берег и ветки, которые полощутся в воде, а когда бревно начинает мелко подрагивать, значит подо мной сейчас перекат. Если сосредоточиться, можно даже ощутить, как катятся по дну камни и песок.
Впрочем, от Нижних Частых и до Кунгура Сылва течет параллельно с железной дорогой, проходящие поезда кое-что подсвечивают, а там уже и Чикали с Песчанкой. По крайней мере, берег от воды отличить можно, света хватает.
Дальше – проще, над Кунгуром зарево, на берегах через каждые десять метров что-нибудь да светится. Время три часа ночи, а по улицам слышны голоса, ездят машины, интересно, когда ж эти люди вообще спят?
Против ожиданий, с берега я не услышал ни одной реплики в свой адрес, никто не обратил внимания, что по реке торжественно проплывает бревно, а на нём сидит фигура, завёрнутая в плащ. Дело, правда, происходило в четвёртом часу утра и под дождём, но всё равно моя коряга выделялась в отблесках света на воде, как муха в сметане. А вообще, по моим наблюдениям, люди в массе своей на редкость ненаблюдательные существа.
Долгожданный и опасный причал
И вот, наконец, долгожданная Машановская пристань, пляж на траверзе* улицы Труда. Течение отжимает от берега, но я к этому готов. Энергично потолкавшись, с хрустом сажаю своё плавсредство на мель и подпираю воткнутым шестом. Всё, приплыли.
К сожалению, эффектный финиш, с перешагиванием сразу на сушу, в стиле капитана Джека Воробья, у меня не получился, до кромки берега осталось метра этак два с половиной. Пришлось кидать рюкзак и прыгать следом, рискуя поскользнуться и не долететь.
Освободившись от груза, моё бревно радостно подпрыгнуло, вывернуло подпорку и растаяло во мраке. В общем, туда и дорога, а то ещё кто-нибудь сдуру залезет и отчалит в Каспийское море, себе и спасателям проблемы создавать. Я же отряхнул рюкзак и пошёл домой.
Вот, собственно и конец истории, а сейчас пятиминутка морали. Во-первых, в который раз экспериментально доказано, что лучше плохо плыть по реке, чем хорошо идти по берегу. Во-вторых, уважаемые читатели, в особенности дети, не пытайтесь повторить то, о чём только что прочитали. Использовать разные экзотические плавсредства гораздо сложнее и опаснее, чем кажется со стороны. Если у вас недостаёт опыта в таких делах, плавайте на чём-то проверенном и надёжном, типа деревянных плотов или лодок.
Станислав Чуприянов
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru
* Траверз (от лат. transversus - поперечный) - направление, перпендикулярное курсу судна
Поделиться:
|