17 мая 2015, вс
В автопробеге 8 мая приняли участие 14 экипажей. Колонна автомашин под советскими флагами, немного уставшие мужчины и женщины, возлагающие венки к подножию памятников, - все это осталось в памяти сельских жителей. Капитан с нами 8 мая участники автопробега собрались возле Филипповского моста. Музыка военных лет, машины с красными знаменами. Прибывает военный. По осанке читается чин никак не ниже подполковника. Рядом – солдат в форме советского образца. Подходим ближе: неоднократные победители краевых соревнований по джип-триалу – «капитан» Михаил Митюхляев и «рядовой» Сергей Николаев. Костюмированный экипаж как нельзя лучше соответствует идее автопробега: проехать старыми проселочными дорогами по небольшим и заброшенным деревням и напомнить о тех, кто ковал Победу – о наших фронтовиках. Организатор акции директор «Автолицея-2005» Борис Булашов выдает стикеры и проводит краткий инструктаж. Первый пункт назначения - деревня Исаковка. Вдохновитель автопробега предлагает журналисту «Искры» занять единственное пассажирское кресло в его УАЗике. Водрузившись на потертое «седло», замечаю, что приборная панель влажная, под запотевшими стеклами «плавают» стрелки. Что за подводная лодка? Парочка небольших кочек заставляют плотнее вжаться в сиденье, и я «пятой точкой» ощущаю, что оно насквозь сырое. Разведка дна Борис Васильевич рассказывает, что за несколько дней до автопробега шесть экипажей и он в том числе, выехали прокладывать маршрут. В одной из стариц УАЗик ушел на дно речки. Машину вытащили, но ездить на ней уже было невозможно. И вместо похода в местные архивы, где Борис Булашов рассчитывал найти сведения о призывавшихся бойцах из забытых ныне деревень, пришлось ремонтировать «железного коня». Еще одна беда - накануне заболел водитель-механик. Перебирать двигатель и задний мост пришлось самому. Самому вести машину по бездорожью и в пути обдумывать речь для выступлений.
Дух бездорожья После Исаковки один из экстремальных маршрутов - путь до выезда на Садоягодное, в обход поселков Кирова и Дальнего. Полевая дорога – ухабы, крутые подъемы и спуски, и долгожданная грязь (ну, не могут любители экстрима обойтись без нее). Не дорога, а скорее направление вдоль леса. Вот здесь-то и снисходит на нас дух бездорожья. Машину кидает из стороны в сторону. Чудом не переворачиваемся на коряге. Еще метров двести колеса лихорадочно месят грязь, пока мы не выползаем на опушку. Ждем идущие следом экипажи. Подсчитываем потери. У «Нивы» в дороге отпало колесо. Накануне недокрутили, признаются гонщики. На ходу поменяли. Поставили меньшего диаметра. И чтобы не задерживать колону в пути, решают дохромать до следующего привала. Колонну ждут в поселениях. Стараемся не отставать от графика. История на колесах - Цель нашего мероприятия - вспомнить историю Кунгурского района, забытые деревни, которых нет на современных картах. Там тоже жили люди, которые уходили на фронт, воевали, многие не вернулись. Также это и встреча с любителями бездорожья, - раскрывает идею автопробега Борис Булашов. И неожиданно добавляет. - Возможность проверить свои машины… Чтобы потом ремонтировать их долго-долго. Весьма иронично. Как будто напророчил.
Глаза не боятся, и руки делают Через деревню Сухую речку выезжаем на Троицк. Переправляемся через речку Кунгурку. Неподалеку, Борис Василевич показывает на пойму реки, находится историческая родина Кунгура, именно там было образовано первое поселение – Кунгур. Возле Троицка делаем привал. У «Нивы» меняют «хромое» колесо на соответствующее по диаметру. Колонна трогается. А мы остаемся на месте. Из-под капота валит дым. Горит проводка на стартере. Приехали? Как бы ни так. Думаете отечественный автомобиль это средство для передвижения? Для русского это в первую очередь творческая мастерская, в которой не прекращаются эксперименты. Вокруг машины скапливаются желающие заглянуть под капот и что-нибудь усовершенствовать. Причину замыкания находит Андрей Плотников. Провода зачищают. Николай Меньшенин меняет свечи. - На «Небесной ярмарке» японцы ходят вокруг УАЗика, заглядывают под капот. Потом спрашивают через переводчика, что делает возле двигателя пластиковая бутылка с водой? Я им объясняю, что с помощью нее двигатель охлаждается. У них глаза вот такие круглые стали, - рассказывает то ли случай из реальной жизни, то ли водительскую байку Андрей Романов. В ответ - рассказ про мужика, который, когда у машины сломался бензонасос, подавал топливо напрямую из бензобака резиновой грушей.
Дорога на фронт Через 10 минут после поломки машину возвращают в строй. Едем по старому Ленскому тракту, мимо деревень. Ребятня кричит нам вслед, старики приветливо машут руками. Минуем Кособаново. В этой деревне, рассказывает Борис Булашов, в 1972 году проходили съемки фильма «Тени исчезают в полдень». В одном из эпизодов роль пулеметчика сыграл его друг. Одно за другим мелькают небольшие селения. У каждого своя история, у каждого жителя свои беды и радости. Останавливаемся, чтобы возложить цветы к мемориалу в Мазунино, в Юговском – цветы к памятнику Героя Советского Союза Федора Хохрякова. В Калинино возлагаем венки к подножию стелы. Далее - небольшой митинг. - У меня тесть призывался из Калининского поселения, - говорит Борис Булашов. - Он рассказывал, на вокзал их везли в грузовике, народу было так много, что они ехали стоя, обнявшись за плечи. Наш автопробег – это дань памяти всем кто ушел на фронт, живым и павшим. Калининский маршрут Следующий маршрут был составлен местными энтузиастами. Александр Пермяков предложил участникам автопробега несколько вариантов посещения забытых деревень. До этого поработал с архивом, встречался со старожилами, лесниками. Поэтому путь до деревень, которых нет на современных картах, запомнился участникам автопробега не только экстремальной ездой по бездорожью, вытягиванием машин на тросах, но и вдумчивыми и основательными рассказами о тех, кто уходил на фронт из забытых ныне деревень. Местонахождение некоторых установили по старым кладбищам. Об исчезнувшей с карты деревни Покровка напоминает только погост. На нем обнаружили две могилы фронтовиков, к которым возложили цветы. Остальные деревни, которые обозначены на карте 1959 года – Вторая Покровка, Ильинка, Потраковка, Заберезовка и многие хутора – из-за нехватки времени посетить не смогли. Всего из Калининского поселения отправлено на фронт 865 человек, из них вернулось 550. На сегодняшний день в живых остался один ветеран. Все участники автопробега сошлись во мнении: подобному мероприятию быть! Как признался один из участников, поездить по лесу он может в любое время, но чтобы вот так, на колесах заниматься краеведением… Тем более все кто участвовал в автопробеге так или иначе родственно связан с Победой: на фронт уходили их отцы и деды. Нужно знать и помнить земляков, давшим нам право на жизнь.
Маршрут первого автопробега «Забытая деревня, но не забытый солдат» Кунугр (Филипповский мост) - д. Исаковка (митинг) - Дальний – Садоягодное – Суворово – Сухая речка – Троицк - Колпашники – Ленск - Мазунино (митинг) – Юговское – Калинино ( митинг) – Покровка (нет на карте) - Подгалечная (нет на карте) – Ивановка ( несколько жителей) – Кунгур. 14 экипажей внедорожников прошли 130 километров. Марки автомобилей, участвовавших в автопробеге: ВАЗ «Нива» - 7, УАЗ – 5, ГАЗ-69 – 1, Mitsubishi – 1
Юрий Купреев. Фото автора Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Установите на главную страницу Яндекса виджет "Искры" и узнавайте первыми новости Кунгура и Кунгурского района:
Поделиться:
|
8230 3
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеКунгуряки могут проголосовать за купцов Михаила Ивановича Грибушина и Алексея Семёновича Губкина, как за лучших предпринимателей в истории Пермского края26.05.2015, 09:06
9347 0
Малоизвестные страницы войны: в 1941 году в Кунгуре обосновалось Киевское танко-техническое училище13.05.2015, 14:37
6380 0
В Кунгурском районе выпущена в свет новая книга о ветеранах войны - жителях Кыласово08.05.2015, 14:05
4989 0
|