Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

В честь юбилея Победы по Кунгурскому району прошёл автопробег «Забытая деревня, но не забытый солдат»


17 мая 2015, вс

В автопробеге 8 мая приняли участие 14 экипажей. Колонна автомашин под советскими флагами, немного уставшие мужчины и женщины, возлагающие венки к подножию памятников,  - все это осталось  в памяти сельских жителей.

Капитан с нами

8 мая участники автопробега собрались возле Филипповского моста. Музыка военных лет,  машины с красными знаменами. Прибывает военный. По осанке читается чин никак не ниже подполковника. Рядом – солдат в  форме советского образца.  Подходим ближе: неоднократные победители краевых соревнований по джип-триалу  – «капитан»  Михаил Митюхляев и «рядовой» Сергей Николаев. Костюмированный экипаж  как нельзя лучше соответствует идее автопробега: проехать старыми проселочными  дорогами по небольшим и заброшенным  деревням и напомнить о тех, кто ковал Победу – о  наших  фронтовиках.

Организатор акции директор «Автолицея-2005»  Борис Булашов выдает стикеры и проводит краткий инструктаж. Первый пункт назначения - деревня Исаковка. Вдохновитель  автопробега предлагает журналисту «Искры» занять единственное пассажирское кресло в  его УАЗике. Водрузившись на потертое «седло», замечаю, что приборная панель влажная, под запотевшими стеклами «плавают» стрелки. Что за подводная лодка?

Парочка небольших кочек заставляют плотнее вжаться в сиденье,  и я «пятой точкой» ощущаю, что оно насквозь сырое.

Разведка дна

Борис Васильевич рассказывает, что за несколько дней до автопробега шесть экипажей и он в том числе, выехали прокладывать маршрут. В одной из стариц УАЗик ушел на дно речки. Машину вытащили, но ездить на ней уже было невозможно. И вместо похода в местные архивы, где Борис Булашов рассчитывал найти сведения о призывавшихся бойцах из забытых ныне деревень, пришлось ремонтировать «железного коня». Еще одна беда - накануне заболел водитель-механик. Перебирать двигатель и задний мост пришлось самому. Самому  вести машину по бездорожью и в пути обдумывать речь для выступлений.

 

Дух  бездорожья

После Исаковки один из экстремальных маршрутов - путь до выезда на Садоягодное, в обход поселков Кирова и Дальнего. Полевая дорога – ухабы, крутые подъемы и спуски, и долгожданная грязь (ну, не могут любители экстрима обойтись без нее). Не дорога, а скорее направление вдоль леса. Вот здесь-то и снисходит на нас дух бездорожья. Машину кидает из стороны в сторону. Чудом не переворачиваемся на коряге. Еще метров двести колеса лихорадочно месят грязь, пока мы не выползаем на опушку. Ждем идущие следом экипажи. Подсчитываем потери. У «Нивы»  в дороге отпало  колесо. Накануне недокрутили, признаются гонщики. На ходу поменяли. Поставили меньшего диаметра. И чтобы не задерживать колону в пути, решают дохромать  до следующего привала. Колонну ждут в поселениях. Стараемся не отставать от графика.

История на колесах

- Цель нашего мероприятия - вспомнить историю Кунгурского района, забытые деревни, которых нет на современных картах. Там тоже жили люди, которые уходили на фронт, воевали, многие не вернулись. Также это и встреча с любителями бездорожья, - раскрывает  идею автопробега Борис Булашов. И неожиданно добавляет. - Возможность проверить свои машины… Чтобы потом ремонтировать их долго-долго.

Весьма иронично. Как будто напророчил.

 

Глаза не боятся, и руки делают

Через деревню Сухую речку выезжаем на Троицк. Переправляемся через речку Кунгурку. Неподалеку,  Борис Василевич показывает на пойму реки, находится историческая родина Кунгура, именно там было образовано первое поселение – Кунгур.

Возле Троицка делаем привал. У «Нивы»  меняют «хромое» колесо на соответствующее по диаметру. Колонна трогается. А мы остаемся на месте. Из-под капота валит  дым. Горит проводка на стартере. Приехали?  Как бы ни так. Думаете отечественный автомобиль это  средство для передвижения? Для русского это в первую очередь творческая мастерская, в которой не прекращаются эксперименты. Вокруг машины скапливаются желающие заглянуть под капот и что-нибудь усовершенствовать. Причину замыкания находит Андрей Плотников. Провода зачищают. Николай Меньшенин меняет свечи.

- На «Небесной ярмарке» японцы ходят вокруг  УАЗика, заглядывают под капот.  Потом спрашивают через переводчика, что делает возле двигателя пластиковая бутылка с водой? Я им объясняю, что с помощью нее двигатель охлаждается. У них глаза вот такие  круглые стали,  - рассказывает то ли случай из реальной жизни, то ли водительскую  байку Андрей Романов. В ответ -  рассказ про мужика, который, когда у машины сломался бензонасос, подавал топливо напрямую из бензобака резиновой грушей.

 

Дорога на фронт 

Через 10 минут после поломки машину возвращают в строй. Едем по старому Ленскому тракту, мимо деревень. Ребятня кричит нам вслед, старики приветливо машут руками. Минуем Кособаново. В этой деревне, рассказывает Борис Булашов, в 1972 году проходили съемки фильма «Тени исчезают в полдень». В одном из эпизодов роль пулеметчика сыграл его друг.

Одно за другим мелькают небольшие селения. У каждого своя история, у каждого жителя свои беды и радости. Останавливаемся, чтобы возложить цветы к мемориалу в Мазунино, в Юговском – цветы к памятнику Героя Советского Союза Федора Хохрякова. В Калинино возлагаем венки к подножию стелы. Далее -  небольшой митинг.

- У меня тесть призывался из Калининского поселения, - говорит Борис Булашов. - Он рассказывал,  на вокзал их везли в грузовике, народу было так много, что они ехали стоя, обнявшись за плечи. Наш автопробег – это дань памяти всем кто ушел на фронт, живым и павшим.

Калининский маршрут

Следующий маршрут был составлен  местными энтузиастами. Александр Пермяков предложил участникам автопробега несколько вариантов посещения забытых деревень. До этого поработал с архивом, встречался со старожилами, лесниками.  Поэтому путь до  деревень, которых нет на современных картах, запомнился участникам автопробега не только экстремальной ездой по бездорожью, вытягиванием машин на тросах, но и вдумчивыми и основательными рассказами о тех, кто уходил на фронт из забытых ныне деревень. Местонахождение некоторых установили по  старым кладбищам.

Об  исчезнувшей с карты деревни Покровка напоминает только погост. На нем обнаружили две могилы фронтовиков, к которым возложили цветы. Остальные  деревни, которые обозначены на карте 1959 года – Вторая Покровка, Ильинка, Потраковка, Заберезовка и многие хутора – из-за нехватки времени посетить не смогли. Всего из Калининского поселения отправлено на фронт 865 человек, из них вернулось 550. На сегодняшний день в живых остался один ветеран.

Все участники автопробега сошлись во мнении: подобному мероприятию быть! Как признался один из участников, поездить по лесу он может в любое время, но чтобы вот так, на колесах заниматься краеведением… Тем более все кто участвовал в автопробеге так или иначе родственно связан с Победой: на фронт уходили их отцы и деды. Нужно знать и помнить земляков, давшим нам право на жизнь.

КОММЕНТАРИИ

Борис БУЛАШОВ, организатор автопробега:

- Многое из того, что было задумано, не получилось. С местным населением мы практически не встречались, из-за недостатка времени. Не хватило архивных данных по забытым деревням. Но все-таки, считаю, первый блин не вышел комом. Люди откликнулись, им это интересно. Может быть, найдутся  родственники воинов или жители из исчезнувших с карты деревень. Мы готовы найти эти селения, обозначить их координаты и выслушать историю о ее жителях, призывавшихся на фронт.

Александр ПЕРМЯКОВ, ответственный за калининский маршрут:

- Автопробег по забытым деревням – это оригинальный и действенный  способ познакомиться с историей своей малой родины. В процессе разработки маршрута узнали много нового о своем поселении, о людях, живших в ныне забытых деревнях. Идея, на мой взгляд, очень плодотворная  и вполне может стать брендом Кунгурского района. По сути, автопробег – это  и экстрим на лесном бездорожье, и туризм, и краеведение.

 

Маршрут первого автопробега «Забытая деревня, но не забытый солдат»

Кунугр (Филипповский мост) - д. Исаковка (митинг) - Дальний – Садоягодное – Суворово – Сухая речка – Троицк - Колпашники – Ленск  - Мазунино (митинг) – Юговское  – Калинино ( митинг) – Покровка (нет на карте) - Подгалечная (нет на карте) – Ивановка ( несколько жителей) – Кунгур.

14 экипажей внедорожников прошли 130 километров.

Марки автомобилей, участвовавших в автопробеге:

ВАЗ «Нива» - 7, УАЗ – 5, ГАЗ-69 – 1, Mitsubishi – 1

 

Юрий Купреев. Фото автора

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Установите на главную страницу Яндекса виджет "Искры" и узнавайте первыми новости Кунгура и Кунгурского района:

 

Искра. Новости Кунгура

Кунгур и Кунгурский район. Главные новости.

добавить на Яндекс
Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 5
Просмотры: 8230   Комментарии: 3

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 5)

Комментарии

Добавить комментарий
Гость
18.05.2015 15:50:55
Кто-нибудь знает, когда в Орде состоится Ухаб?
Саша
27.05.2015 00:12:10
Гость, Ухаб в Орде нынче будет 5-6 июня. Открытие 6 июня в пойме реки Сухая Орда в 10.30.
Гость
27.05.2015 10:26:23
Саша, спасибо!
 

Похожие

Подписка
Наверх