Кунгурский алебастровый завод располагался недалеко от того места, где сейчас находится остановка "Гипсы". Фото из архива газеты "Искра" 26 апреля 2015, вс
На протяжении ХХ века в городской черте Кунгура были образованы несколько посёлков. Одни из них (Нагорный, Первомайский) со временем стали интенсивно развиваться и получили статус городских микрорайонов. Другим суждено было остаться в памяти кунгуряков лишь топонимами. К числу последних принадлежит и посёлок бывшего алебастрового завода, расположенный с левой стороны от подъёма в Нагорный со стороны железной дороги. КУНГУРСКИЙ АЛЕБАСТРОВЫЙ завод был создан в 1912 году. Сырьё добывали в карьерах, устроенных в гряде холмов, расположенных вдоль линии железной дороги. Труд здесь был очень тяжёлый. Камень добывали с помощью взрывов. Раздробив крупные куски породы кувалдами, вручную перевозили на лошадях на территорию завода. На предприятии имелось 6 печей для обжига известняка (размером примерно 6 на 8 метров, высотой около 4-х метров). В печах, топливом для которых служили дрова, камень обжигали. Затем его мельчили на дробилке, просеивали и ссыпали в склад. Так получали высококачественный алебастр, который широко применялся в строительстве, а также шёл на медицинские нужды. Отгружали алебастр по железной дороге. В 1933 году была начата работа по модернизации производства. В карьер была проложена узкоколейка, получен первый мотовоз, и транспортировка алебастра на завод была механизирована. В этот же период начала складываться и заводская инфраструктура: на территории предприятия был построен двухэтажный дом, в котором разместилась контора. Здесь же были устроены и шесть квартир для управленческого персонала. Кроме того, существовал один барак для рабочих. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, которое находилось в ведении Министерства путей сообщения, в предвоенные годы связано, прежде всего, с именем Степана Ефимовича Гладких. В 1933 году он «в срочном порядке» был переведён из Красноуфимска в Кунгур и назначен директором алебастрового завода. Руководителю предприятия приходилось решать немало серьёзных проблем. Так, например, воду, как для производственных нужд, так и для обеспечения населения, проживавшего на территории завода, привозили с реки Сылвы в бочке на лошади. «Папа, – вспоминает Алексей Степанович Гладких, – планировал выкопать колодец, но этим планам не суждено было сбыться из-за приближающейся войны». Большое внимание С.Е. Гладких уделял организации быта работающих. Он был убеждён, что рабочий человек должен приступать к работе, не думая о куске хлеба. В связи с этим была проведена реконструкция заводской столовой. Продолжилось и строительство жилья. Появился в посёлке и свой клуб, где демонстрировались кинофильмы, работала самодеятельность. Клуб стал культурным центром всего Заиренского района. Сюда приходили не только рабочие завода, но и жители окрестных деревень: Поповки, Рыб, Разъезда, Заирени. На заводе работали ясли и детский сад, где трудились добросовестные и честные, любящие детей люди. Перед самой войной началось строительство бомбоубежища, но закончить его не пришлось по разным причинам. Была заново перестроена заводская баня, воду для которой привозили с реки Сылвы. На прилегающих к посёлку землях (там, где сегодня расположены садовые участки) было устроено подсобное хозяйство. По инициативе директора предприятия создали даже заводское стадо. Кроме того, на заводе до начала войны были построены овощехранилище, склады для хранения зерна, овощей. Используя наличие заводской электростанции, вручную изготовили гранитные круглые жернова для помола зерна на муку, в результате чего появилась своя мельница. Было создано и стадо свиней. Всю войну рабочие завода получали горячую мясную пищу, которую доставляли на мотовозе в эмалированных вёдрах. В 1941 ГОДУ большинство мужчин в первые же дни войны были призваны в ряды Красной Армии и ушли на фронт. На предприятии остались в основном одни женщины. Потребность же в медицинском гипсе в госпиталях была очень большой. «Помню, как на заводском тупике приходивший со станции Кунгур маневровый паровозик менял загруженные вагоны на порожняк, - рассказывает очевидец. - Задерживать вагоны под погрузкой было недопустимо. Но нужно здесь учитывать, что погрузчиками гипса в вагоны были одни женщины. Орудиями труда у них были совковые лопаты и одни на двоих носилки. Они их брали и бежали на склад грузить алебастр. Со склада почти бегом в вагон, а после разгрузки с носилками снова бегом из вагона на склад. Они бегали, как маятник в часах, туда и обратно, пока шестидесятитонный вагон не был загружен полностью. Это был адский труд».
Установлено, что в 1942 году Кунгурский алебастровый завод поставил на стройки области 13500 тонн своей продукции. «Алебастровый завод успешно заканчивает план первого квартала, хорошо работает с начала апреля, – писала в те дни газета «Искра». – Во всех цехах ширится соревнование за увеличение выработки. Особенно интенсивно работает коллектив помольного цеха, ежедневно перевыполняя задание на 7-10 процентов. Среди каменоломов нельзя не отметить стахановскую работу тт. Охотникова, Алфёрова и других. Каждую смену они вырабатывают на 20 процентов больше заданной нормы». С «большим воодушевлением» заводчане откликались на различные акции патриотического характера. Известно, что в 1943 году они внесли 10000 рублей деньгами и 11600 рублей облигациями государственных займов на строительство эскадрильи боевых самолётов «Кунгурский рабочий». Не забывали они и семьи фронтовиков. Оказывали им посильную «конкретную» помощь. Так, например, в 1943 году снабдили их овощами. Всех детей обеспечили обувью. Кроме того, выделили и вывезли по адресам 55 кубометров дров. В годы войны на территории завода появились и землянки для солдат-новобранцев. «На Иренской горе, – вспоминает А.С. Гладких, – со стороны завода было много карстовых воронок, которые командование решило, для ускорения дела, приспособить под землянки. Копать ямы было не нужно, поскольку они уже имелись на месте, достаточно установить в нужных местах деревянные столбы, обшить их досками и в результате получить тёплое помещение, если снаружи под стены и на потолок насыпать той же земли. Оставалось сколотить нары в два яруса, изготовить нужное количество скамеек – и казарма на роту солдат готова. Таким образом были устроены и все другие помещения для приёма, обучения и тренировок необходимого количества солдат. После прохождения курса молодого бойца воинские подразделения поротно шли к вагонам для посадки и следования к месту назначения. Вся жизнь новобранцев проходила на наших глазах. В то время сапоги рядовым солдатам не выдавали. Они получали кирзовые ботинки, а до этого ноги плотно обматывались шерстяными портянками, и уже на них надевались ботинки. Для того, чтобы через верх ботинок не попадала вода, их прижимали широкими обмотками, которые сначала прижимали верха ботинок, а затем винтом, в половину ширины обмотки, доводили её плотно до коленного сустава. Таким образом, вода по портянкам сбегала вниз, не заливаясь в нутро ботинок. Но когда приходили лютые морозы, то ногам было не очень «жарко». В марте 1944 года директор Кунгурского алебастрового завода Степан Ефимович Гладких ушёл из жизни. Руководителем предприятия был назначен Лев Михайлович Сандрацкий, который продолжил дело своего предшественника. Директор Лев Михайлович Сандрацкий с семьей. 1948 год В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ алебастровый завод постепенно сокращал объёмы производства и приходил в упадок. Алебастровый завод. Январь 1959 года В 1970-х годах предприятие, находившееся в ведомстве железной дороги, было закрыто. Посёлок, сложившийся вокруг завода, также разделил его судьбу. От некогда богатой инфраструктуры до наших дней сохранился лишь одиноко стоящий жилой дом барачного типа. Сергей Мушкалов, директор Кунгурского музея-заповедника Фото: архив Кунгурского музея-заповедника Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Установите на главную страницу Яндекса виджет "Искры" и узнавайте первыми новости Кунгура и Кунгурского района:
Поделиться:
| ||
6698 1
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеВ Кунгуре начал работу коллоквиум «Палеонтологическое наследие: изучение и сохранение»22.04.2015, 16:44
3970 0
|