Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.
![]() Педмастерство и терпение журналиста испытывали: Лера Ершова, Андрей Гомзяков, Майя Князева и Никита Попов 26 ноября 2014, ср
Испытано на себе. Журналист «Искры» в Кунгуре Анастасия Разепина проверила на практике педагогическую теорию. - Настя, посидишь с Никитой? – послышался в телефоне голос мамы. А мне что? Мне не сложно брата понянчить. Тем более что «нянчить» пятилетнего парня не очень-то и надо – включи мультик, а сама книжечку почитывай. К тому же я обещала посидеть с дочкой моей приятельницы, четырехлетней Майей, а вдвоем-то они точно не заскучают. - Насть, а можно к тебе Андрейку с Лерой привести? А вот это уже было неожиданно. Андрейка – это младший брат моей подруги, а Лера – его приятельница, которую я в последний раз видела еще совсем маленькой. Ну ладно, чего уж там… Дети все тихие, все почти одного возраста, а у меня практически педобразование – моя мама работает воспитателем, а сама я старшая дочь в семье с тремя детьми. И педагогические книжки почитывала. Справлюсь! ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Первой пришла Майя. Это такой чудный ребенок с ангельской внешностью, но с бесенёнком внутри. Она по-хозяйски зашла (не в первый раз у меня дома) и с криком: «Вот ты где!» кинулась к коту. Беднягу вытащили из-под стола, и, крепко сжав, закричали прямо в ухо «Хорооооший котик!». Спасло звереныша лишь то, что девочка заметила крутящийся стул. Она залезла на него и царским голосом заявила: «Крути!» Мне, как послушному холопу, пришлось повиноваться. Но тут послышался стук в дверь - приехали Андрей и Лера. Не успели они раздеться, как мегаактивная Майя, схватив обоих за руки, потащила их в комнату показывать хомячков. Увидев, как она тащит табуретки к шкафу, где стоит клетка, я поняла, что пора бы уже начать следить за детьми. Клетка перекочевала на стол, где ребята могли посмотреть на зверюшек так, чтобы ниоткуда не свалиться. Каждому малышу я дала по кусочку морковки и ребятня под моим присмотром с удовольствием кормила маленьких пушистиков. На этом моменте пришел Никита. - А чего это вы тут делаете? – вопросил он. - Чего, чего… Хомяков кормим, заходи уже! – приказным тоном произнесла Майя, которая, воспользовавшись тем, что я отвлеклась, попыталась отобрать у детей их морковку, чтобы покормить хомячков самой. Никита немного опешил – он, как бы, пришел домой к сестре, он здесь, по праву крови главный, а какая-то девчонка им командует! Но деваться было некуда, и он пошел к остальным. Зная, что хомяки у меня мирные, я, разгромив при этом всю клетку, достала самого большого и дала детям его погладить и даже подержать на ручках. Малышня была в восторге. Хомяк, правда, не очень, но его мнения никто не спрашивал. При попытке убрать его обратно в клетку, я столкнулась с первыми трудностями: Майя сначала попыталась его у меня отобрать, а потом и вовсе заплакала. Мы с ребятами успокаивали ее, как могли, но, к счастью, она не зацикливается долго на чем-то одном и вскоре успокоилась. ПОТЕХЕ ЧАС… - Ну, ребята, во что поиграем? Это я, конечно, зря спросила. Потому что сразу же началось: - Жмурки! - Маленькие игрушки! - На приставке! - Бегать! - Я сказала - маленькие игрушки!!! - А я сказал… Тут я поняла, что тихий вечер отменяется, и решила сама выбрать игру. Но снова мимо: каждый из детей хотел быть ведущим, а перед этим каждый хотел выбрать его по считалочке. Пришлось мне считалкой выбирать того, кто будет выбирать ведущего. Немного поиграв, я вспомнила, что где-то у меня был настоящий баскетбольный мяч. Кидать его, конечно, идея не лучшая, но вот поиграть в съедобное-несъедобное… Мое предложение дети поддержали. Кроме Никиты. Этот компьютерный ребенок с того момента, как зашел в дом, начал канючить, что хочет поиграть на моей старенькой маленькой сеге. Однако и он присоединился, всем и каждому рассказывая, как здорово играть на приставке, как там можно рулить на машине и драться. Детей это заинтриговало, и вскоре, они дергали меня за руки, прося, чтобы я включила им эту таинственную штуку. Так как я питаю слабость к грустным детским мордашкам, я сдалась и вскоре парни с криками: «Ну, куда ты идешь?! Этого бей! Того я беру на себя!» с усердием жали на кнопки джойстиков. В КАЖДОМ МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ… Дома стало слишком шумно… Если верить автору книги «Дети с небес» Джону Грею, в которой он дает советы по нахождению общего языка с детьми, то вместо «пустых» фраз нужно использовать позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» вместо «Дети, вы слишком шумите». Однако мелкие этого явно не знали, поэтому ни один из вариантов не подействовал – разыгравшиеся дети успокаиваться не желали, к тому же Майя подначила тихую Леру попрыгать вместе с ней на кровати. Голова болела, дети дурачились, я паниковала. Ситуация вышла из-под контроля. Со всех сторон слышались детские визги, к которым прибавился настойчивый стук в дверь. Это была соседка, которая безуспешно пыталась уложить спать годовалую дочь. Мне не оставалось ничего, кроме: - Кто слово скажет, тот сосиска! Совсем непедагогично, и, в принципе, не очень действенно, так как дети замолчали только от неожиданности. Но в эту паузу я успела сказать, что мне придется пожаловаться их мамам. Я бы не сказала, что они успокоились, но, по крайней мере, стали вести себя тише. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Спустя какое-то время дети заскучали. Ну, не считая Никиту – он получил желаемую приставку, и бренный мир его больше не интересовал. Вспомнив, что у меня где-то лежали листы формата А3, я предложила детям порисовать. Это, как мне казалось, совершенно бесконфликтное занятие. Но бабы есть бабы – через минуты три Майя поняла, что у Леры листок намного интереснее, чем у нее (хотя я и дала всем одинаковые) и, вцепившись ей в волосы, настоятельно порекомендовала отдать его. Лера не согласилась, аргументировав это пинком. Разняв маленьких валькирий, я дала им еще по листку. - Ребята, а почему у нас везде игрушки разбросаны? – возмутилась я, в очередной раз наступив на киндер. Малыши даже не отреагировали. Если верить психологам, то тут я совершила ошибку: «Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?». – говорит Джон Грей. И действительно, когда я по его же совету заменила этот вопрос на «Соберите, пожалуйста….», ребята пусть неохотно, но все же принялись за уборку. СУМАСШЕДШЕЕ ЧАЕПИТИЕ - Настя, а я пить хочу! – дернул меня за футболку Андрейка. Остальные присоединились к его просьбе, и я пошла делать чай. Кружек, особенно маленьких (из больших им будет неудобно, еще по себе помню) в доме было как раз четыре. Одна стеклянная, вторая беленькая с цветочками, третья с яркими полосочками, а четвертая голубенькая. «И зачем нам знать про твои кружки? Какая нам разница, какие они?» - подумает читатель. А разница есть. По крайней мере, для детей. Девочки сразу вцепились в полосатую. Я, было, кинулась что-то делать с этим, но тут Майя, на мое удивление, отпустила кружку Леры и… вцепилась в Андрейкину, с цветочками. С огромным трудом я убедила девчонку, что стеклянная лучше, такой ведь ни у кого нет. Но это я сделала зря, потому, что теперь все захотели себе такую кружку. Пришлось изворачиваться, нахваливая остальные. Я убедилась, что обладаю тайным талантом продавца – какими эпитетами я награждала эти кусочки глины для чаепития! Какие истории про них сочиняла! Закончив убеждать детей, я обнаружила, наконец, что Никита так к столу и не подошел, продолжив играть на приставке, хотя чай просил громче всех. Я попыталась позвать его – ноль эмоций. Напугать тем, что закончится печенье и чай остынет – ноль эмоций. Тут черт меня дернул выключить приставку. Такого рева я от него уже давно не слышала… Если продолжать верить психологам, то далее я совершила еще одну грубейшую педагогическую ошибку. Я сказала следующее: - Фу, Никита, как не стыдно при девочках плакать. Сам как девчонка тут заливаешься! На деле же никогда нельзя говорить такое мальчику – в дальнейшем это очень сильно повлияет на его самооценку. Однако не знаю, как там психологи, но братец быстро успокоился и даже по-джентельменски уступил Лере последнюю печенюшку. ДО СВИДАНИЯ, НАСТЯ! Ну вот, пора идти по домам. Первыми забрали Андрея и Леру. - Ну что, понравилось у Насти в гостях? – спросила ребятню мама Андрея. - Даааааа! – хором ответили они, немного меня смутив. Когда же забирали Никиту, он по секрету мне признался, что ему очень понравилась Майя, только он постеснялся ей сказать. Но вот когда вырастет – обязательно женится! За это время я даже устала. Хотя чего это я о себе, как эгоистка, право! За эти два часа очень устал кот, который немного полысел и весь следующий день боялся вылезать из-под стола! Майя ушла последней, пообещав прийти еще. …Нет, какой-то разум у зверей явно есть, потому что после этих слов мой Гендальф (ну вот так моему коту с именем не повезло), поджав хвост, и, периодически оглядываясь, прокрался в другой угол комнаты. СУПЕРГЕРОЙ - ВОСПИТАТЕЛЬ А вообще, мне понравилось сидеть с таким количеством малышни – позитивом я зарядилась надолго. Конечно, их надо постоянно чем-то занимать, потому что не всех можно усадить смотреть мультик – через полчаса, максимум, им надоест сидеть на месте, искать компромиссы в общении. Я поражаюсь изобретательности воспитателей, которые ежедневно ухитряются заниматься с детьми чем-то новым. А пока… а пока кот вылез из-под стола и гордо занял свое место в центре комнаты. Сегодня он может спать спокойно… Анастасия Разепина, няня без стажа Фото: Людмила Пятилова Работа над ошибками от воспитателя детского сада № 25 Ларисы Поповой Если ребята слишком расшалились и совсем не желают успокаиваться, то вполне допустимо немного их наказать. Например, усадить на стульчики, чтобы они подумали над своим поведением и успокоились. КСТАТИ Семь простых методов установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»: 1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…». 2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?». 3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»). 4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» 5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета. 6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания. 7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми. Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
![]() ![]() |
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |