25 августа 2014, пн
Люблю Турцию за горы и многоцветье. Отдыхая на турецкой земле, обычно беру одну-две экскурсии, оставляя часть достопримечательностей «на потом». В этом году уже знала, где хочу побывать, поэтому выбрала отель в стороне Кемера. Хотелось жить в окружении гор и наблюдать за ними в течение дня…
Йогуртовое море
Я просыпалась рано утром, когда из-за моря вставало солнце. Небо в этот момент было красно-розовым, а море белым, похожим на жидкий йогурт. Турки так и называют его, Белое море. Это только на глобусе и географической карте принято писать его официальное название - Средиземное. Горы в конце мая чаще утопают в облаках и, кажется, можно потрогать рукой эту мягкую несладкую вату. А бывает – небо чистое-чистое. И тогда глаза страдают без облачных драпировок. Когда снимаешь в такую погоду людей на фоне горных силуэтов, возникает ощущение фотообоев.
Гранатовые сады
Между Анталией и Кемером есть чудесная равнина Гёйнюк. В переводе с турецкого - «Плодородная долина». Она известна своими гранатовыми и апельсиновыми садами. Равнину окружают горы Бедаглары, в которых начинается небольшая горная река, протекающая по ущельям между скал. Эту духзахватывающую местность турки назвали каньоном. Я очень хотела оказаться на дне этого горного мешка. И оказалась.
С ветерком – на скутере
Купив в туристической лавке поселка Бельдиби экскурсию в Большой Анталийский аквариум, стала расспрашивать хозяина лавки, Али, как добраться до каньона? Оказалось, можно «тормознуть» местный рейсовый автобус. Именно тормознуть, потому что останавливается он по требованию пассажиров. Заплатить водителю 2 доллара, и он домчит тебя до отворота на каньон, откуда «пилить» еще несколько километров пешком. Можно уехать на такси за 7 долларов. «Но есть и третий вариант», - воскликнул белозубый Али, - «Завтра я еду в Гёйнюк, к стоматологу, и довезу вас до каньона. Встречаемся на этом месте в 09.00».
О том, что придется гнать по скоростной трассе на скутере, я узнала только утром. Как и положено, из бардачка мне достали каску, а взамен положили туда мою сумочку, туристический ваучер, фотоаппарат, деньги и два яблока. Со словами «сейчас заедем на заправку», мы плавно вырулили на многополосное шоссе D400, и уже через 3 минуты заправляли бак двухколесного транспортного средства. Бензин в Турции достаточно дорогой. АИ-95 в переводе на наши деньги - 87,50 рублей за 1 литр.
Катились с ветерком среди легковушек и бесконечных туристических автобусов с логотипом «Pegas Touristik». Когда свернули на второстепенную дорогу, Али предложил мне самой порулить до входа в Национальный парк, на территории которого и находится каньон. Я впервые после «Калины» управляла скутером. Теперь думаю, не приобрести бы такой «мотоцикл» для оперативных передвижений по городу. «Когда освободитесь, позвоните мне. Раз я сам вас сюда привез, то и заберу тоже сам!», - сказал ответственный Али, и отправился по делам в поселок Гёйнюк.
Клёны, сосны… пальмы
Утром было тихо и не жарко. Я стояла у кассы. Рядом со мной – ни одного туриста. Вход в Национальный парк с многообещающим каньоном стоил 3 доллара. Я хотела просто побродить по парку, но, как и положено сладкоголосому турку, кассир, тоже Али, начал уговаривать меня дойти до «конечной» остановки парка, надеть гидрокостюм и с инструктором, по шею в воде, пройти по реке до водопада среди отвесных скал. За костюм и за водонепроницаемый чехол для фотоаппарата нужно было отдать еще 20 долларов. Денег мне было не жалко, но от авантюры я отказалась по той причине, что не хотелось гулять несколько часов по холодной воде, температура которой всего +14 градусов, а еще потому, что фотографировать в такой обстановке мне было бы трудно и, навряд бы получились удачные снимки.
Достав яблоко, я отправилась по добротной, хорошо отсыпанной дороге, в неизвестность, которая протянулась на 10 километров. Было тихо. Я слушала голоса птиц и вдыхала новые для себя ароматы турецких растений. Вдыхала глубоко, забыв о своем диагнозе «пыльцевая аллергия», и о том, что могу громко расчихаться на весь каньон. Средиземноморская флора состоит в основном из карликовых дубов и кедров, оливковых деревьев и кустарников (в основном олеандр, мирт, лавр). Этот район также популярен своими соснами, кленами, каштанами, пальмами… Пропитанный, словно духами, воздух, пошел мне на пользу.
Пугливые черепахи
Вокруг было живописно, умиротворенно и безлюдно. И совсем не страшно. Шагая по дороге среди скал, я периодически подходила к обрыву и смотрела вниз на шумную горную речушку. Высота стен каньона 350 метров, а глубина реки 6 метров. Таблички на турецком, английском и русском языках предупреждали: «Не отпускайте от себя детей», «Не прыгайте на мосту», «Не подходите к краю пропасти и не бросайте камни»…
По дороге мне встретилась необорудованная пещера. Я уже было шагнула вперед, в темноту, но тут мне стало не по себе, ведь, как утверждают, длина пещеры – 7 километров, а я без фонарика. Жалеть не пришлось, потому что мне было чем понаслаждаться. К примеру, чистыми водоемами, где плавали откормленные рыбы и пугливые черепахи. Последние, как мне удалось разглядеть, жили где-то под берегом. Желая искупаться, они громко плюхались в воду и блаженно плавали на поверхности. Стоило мне шепнуть вполголоса: «Черепашки, черепашки, какие вы хорошие», как они моментально устремлялись ко дну и больше не всплыли. Я была в купальнике, поэтому сбросила бриджи и рубашку, и немного побродила по мелководью.
Туристический Вавилон
Время шло к полудню. Из путников мне попадались в основном иностранцы. Вот из-за поворота «вырулил» на встречу упитанный мэн с палками для скандинавской ходьбы, с надписью на бейсболке «ITALY». Итальянец шел в наушниках, не замечая никого и ничего. А группа французов, наоборот, была шумной и приветливой. Они, увидев меня еще издали, крикнули хором Bonjour! И я им ответила «Бонжур». Больше в тот день с языками не экспериментировала и здоровалась со всеми одинаково - «Hello»!
Я забыла взять бутылку с водой. Но она мне не понадобилась. Здесь повсюду были оборудованные родники. И воду пила с удовольствием, и общалась…с лягушками. В небольших, прозрачных насквозь водоемах-лужицах кипела жизнь. Лягушки среди камней были не заметны и, стоило мне сделать пару, не таких уж и громких шагов, как они убегали. Плюхались не так громко, как черепахи, но очень отчаянно! Я пыталась с ними разговаривать и фотографировать их. Осторожно вставала на колени и подкрадывалась близко-близко. Кроме одной лягушки позировать больше никто не хотел.
«Девушка вам плохо?»
Такой вопрос услышала я за своей спиной. Оглянувшись, увидела турка – работника парка. Видимо, со стороны, ползающая на коленках дама в белой панаме (фотоаппарат при этом не виден), разговаривающая сама с собой (лягушки при этом тоже не видны), вызывала большой интерес со стороны. Я поблагодарила незнакомца. Отказалась от помощи и пошла дальше. Увидев лестницу, ловко сложенную из веток деревьев, поняла – это конец пути. Вот и стойка с гидрокостюмами, к которым сегодня я не готова. Осторожно, прыгая по камушкам, добралась до середины реки и встала на камень, а под ногами шумел легкий водопад. Свои 10 километров я преодолела! Теперь столько же обратно.
И снова меня ждали удивительные мостки, переходы и встречи. В полной тишине, где-то на середине пути, я услышала шелест листвы. По камням, практически, рядом со мной, грациозно спускались две черные змеи. Ядовитых змей в Турции 12 видов, но смертельно ядовитая одна – гюрза. Гюрза – большая. Те были поменьше и поизящнее.
«Hinweis, Krabbe» («Внимание, краб!») – неожиданно крикнул кто-то. На мелководье под мостком стояли немцы. Три поколения: дед, сын и внук. Они рассматривали среди разноцветных галек важно шагающего краба. Через минуту к ним подошли отставшие от группы путешественники, молодой человек с девушкой. Они живо стали общаться, и тут молодой немец раскрыл сумку, достал батон, отщипнул от него кусочек и «протянул» крабу. Важный краб, спешащий по делам, вдруг замер и начал с удовольствием уплетать немецкий гостинец. Он держал в клешнях лохматый, уже пропитанный насквозь водой, кусочек хлеба и откровенно наслаждался этим вкусным обедом. Теперь беспозвоночный гражданин никого не боялся и никуда не спешил. Вдоволь на него насмотревшись, все отправились дальше, оставив обитателя мелководья наедине с хлебным лакомством.
…Я заметно устала, но была рада такому путешествию. Казалось, побывала в раю. (По описаниям очевидцев, он выглядит именно так!). Али забрал меня у входа в Национальный парк минут через 10 после звонка. Обратно я ехала уже не на скутере, а на «Фиате». Как мне объяснили, скутер был сдан в аренду туристам. Поблагодарив хозяина бюро путешествий, пожала руку ему и вежливо отказалась от приглашения поужинать с ним. Пообещала, что, приеду сюда еще раз, и очередную партию экскурсий куплю непременно у него.
Турецкие пейзажи прекрасно подходят для туристических фотографий.
Парк Гёйнюк чем-то напоминает наш Кавказ.
Юлия Долгова, фото автора
Искра Кунгур © iskra-kungur.ru Поделиться:
|