Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

В одном из купеческих особняков Кунгура – художественный музей. Шаг в прошлое


Исконный вид особняка Юхневых (фото 1950 года
19 августа 2014, вт

Усадьба по улице Октябрьской (бывшая Никольская), которую сегодня занимает художественный музей-заповедник, построена в Кунгуре больше века назад.

Вид здания в наши дни. Сразу разница в архитектуре этажей

Элемент экспозиции музея - скульптура мастерового

Этот дом принадлежал знаменитым кунгурским купцам Юхневым.
В 1889 году здесь стояло другое домовладение, оценённое в 350 рублей, из каменного двухэтажного дома и деревянных построек. Ими владел Иван Васильевич Юхнев, а позже его сын Григорий, женатый на Екатерине, дочери филипповского священника Петра Удинцева.

Слаб купец здоровьем

- Устал, Катя, сил нет, - сказал однажды болезненный Григорий Юхнев, служивший гласным городской думы. - Подал прошение освободить меня от служебных обязанностей. Сейчас в Белгород собираюсь, надо кое-какие вопросы по торговой части решить.
Из поездки глава семейства, увы, не вернулся.

- Аховую новость несу, хозяюшка, - сказал, постучавшись к Юхневым, почтмейстер Егорыч, теребя фуражку. – Телеграмма срочная. Супруг твой Григорий Иваныч в пути Богу душу отдал. То есть преставиться изволил-с…

- Как отдал? – опешила Екатерина и без сил рухнула на лавку.

- Известно как: лично в руки, - произнёс старик назидательно. – Не телеграфом же.

Скоропостижная вдова

- Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! – расстроилась Екатерина Петровна. – Ну, Гриша, ну подсуропил. В 26 лет овдоветь за здорово живёшь! Я ещё дама хоть куда, в самом соку, с малыми детьми на шее осталась. Тут и лесопилка, и мельница в Усть-Турке как бельмо в глазу торчат. Куда я с ними? Отродясь коммерцией не занималась.

- Не в монастырь же теперь запираться, - рассудили подруги. – В трауре походишь, и снова под венец. Смотри, Малеев Алексей Аркадьевич под окнами зачастил. Всеми статьями взял. Потомственный дворянин, умница, с образованием. Жди ещё, его городским головой назначат. Дом другой поможет поставить. А эта рухлядь уже только под курятник годится.

Дважды замужем

Товарки как в воду глядели. Вскоре Екатерина Юхнева вступила в брак с Малеевым. В 1903-1908 годах Алексей Аркадьевич возглавил Кунгур. Открыл женскую воскресную школу, построил городской водопровод. А на месте старой усадьбы по улице Никольской возвёл каменный особняк с полуподвалом, который мы сегодня и видим.

- Что ты, Катенька, дома прокисаешь? – спросил однажды Малеев. – Собирай подружек, вступай в местный комитет Красного Креста. Вон сколько хилых и убогих шастает. Дело хорошее – им помочь. Да не шастать помочь. Это они сами умеют. С лечением подсобить, с благотворительностью, пятое-десятое. Комитету лично императрица Мария Фёдоровна покровительствует. Места в доме много.

Добровольные медсёстры

Большую часть времени сестёр милосердия занимала практическая работа, но им кроме того преподавали анатомию, физиологию, частную патологию и терапию, учение о повязках и малую хирургию. По окончании курса выдавались удостоверения. Сёстры не только дежурили по отделению, но и ассистировали врачу при операциях. В течение года женщин посылали в частные дома на дежурство возле больных, или для массажа, физиотерапии. Они же трудились во время эпидемий. За почётную, но тяжёлую работу барышень награждали знаками из серебра и золота, которые носились на приколке в виде броши. Особенно сёстры хлебнули лиха во время Первой мировой войны. С фронта массово везли раненых и увечных солдат.

Пустили на постой

В 1914 году Екатерина Юхнева-Малеева, имевшая в Кунгуре ещё несколько домов, съехала из усадьбы по Никольской улице и сдала её внаём. Первым арендатором был владелец типографии Александр Суслов, родом из Владимирской губернии. На здании появилась вывеска: «всякие типографские работы, книги, прейскуранты, объявления, афиши, визитные карточки». Второй этаж заняла почтовая контора.

- А комнатушки-то тесноваты, - брюзжал Александр Константинович, спотыкаясь в узких коридорах. – Как под детский сад строены, право слово. Народишко день и ночь толчётся, бока о стенки обтирает. Бродяги беспризорные деньжата по карманам тибрят. Им суматоха только на руку. Даве меня самого чуть шаромыги не обчистили. Съеду вот отсюда к бесам!

Стройка продолжается

Здание мастера возвели без особых архитектурных изысков. Но до революции оно оценивалось в 5 тысяч рублей. Для обогрева тёмного полуподвала в нём сложили не меньше пяти печей. Примечательно, что верхний этаж появился только спустя полвека – блочный, с арочными полукруглыми окнами. Тогда в нём поселилась детская больница. О судьбе Екатерины Юхневой после Октябрьской революции сведений не сохранилось. Вероятно, как и большинство зажиточных горожан, она покинула Кунгур, спасаясь от «красного террора».

Технические характеристики здания:
Общая площадь 591 квадратный метр.
Материал стен: первый этаж кирпичный, оштукатуренный, второй – гипсоблочный.
Крыша – металлическая, оцинкованная.

Что здесь было
Жилой одноэтажный особняк с полуподвалом построен в 1890-х годах (некоторые источники упоминают также 1908 год)
1914 год - цокольный этаж арендует типография, располагается редакция газеты «Кунгурский листок». Верхний этаж – почтово-телеграфная контора.
1922 год – через 5 лет после революции дом национализирован, отдан под поликлинику Российского общества Красного Креста.
1930 год - особняк передан домоуправлению № 6, используется как жильё.
1952 год - передан системе здравоохранения под детскую поликлинику.
1953—1954 годы - надстроен второй этаж.
2004 год - в здании открылся филиал кунгурского музея.
С 2006 года по настоящее время - здесь размещается художественный музей-заповедник.

Дмитрий Спиридонов, фото автора
Архивные материалы предоставила Ольга Ренёва, заведующая музеем истории купечества

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

 

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 5
Просмотры: 6213   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 5)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх