Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №123/2024 от 02.11.2024

Комментарии

И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
К сожалению в данный момент не нахожусь в Кунгуре, но уже месяц прошел после публикации и никакой ин...

08.10.2024 15:57:02
Мост «раздевают». На старом Иренском мосту в Кунгуре идут по...
Крымский мост построили за два года, а это 18 км, ремонтировать мост будем тоже два года, а потом че...

08.10.2024 15:46:03
В осень с платком. Началось голосование в акции "День п...
Добрый день. Похоже на накрутку голосов.

20.09.2024 16:55:42

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

Как строили Сылвенский мост в Кунгуре

Фотография к материалу: Как строили Сылвенский мост в Кунгуре
12 июня 2014, чт

Вопрос о постройке постоянного моста через Сылву поднимался еще в 1872 году. Строительство началось в советское время. Добровольно отчислять от своего заработка в фонд сооружения жизненно необходимого моста решили все трудящиеся Кунгура, вскоре к ним присоединились и крестьяне близлежащих волостей.

СОТНИ ЛЕТ жители правой стороны реки Сылвы в Кунгуре в течение нескольких месяцев в году, во время разлива воды и ледохода, были отрезаны от центра города. Особенно страдали крестьяне Берёзовской, Сосновской, Сажинской, Кишертской волостей, приезжавшие в базарные дни на подводах с продуктами. Временный мост, возводимый ежегодно после спада воды, бесследно исчезал следующей весной. Люди вынуждены были пользоваться лодками-«душегубками», шитиком и паромом, который часто не справлялся или вообще был не готов к навигации.  

Ещё в 1872 году, после реформы местного самоуправления, поднимался вопрос о постройке постоянного моста через Сылву, но средств у города не было. 

В 1880 году дорожный отдел губернского земства задался целью привести в порядок пути сообщения во всей губернии. На заседании Кунгурской городской Думы уже рассмотрели проект и смету на постройку постоянного моста через Сылву, составленные инженером министерства путей сообщения господином Ренкулем. И тогда же кунгурский купец первой гильдии Михаил Иванович Грибушин взял на себя обязательства оплатить третью часть расходов в равных долях с городом и земством. Проект был утвержден 1 мая 1886 года, но по неизвестным причинам осуществлён не был.  

СЛЕДУЮЩАЯ ПОПЫТКА начать строительство моста относится к 1907 году. И даже из трёх вариантов выбора места определили место у приходского училища по улице Яковлевской (Ст. Разина), т.к. предполагали строить город в этом направлении и проводить на гору водопровод.

И вот уже в 1912 году начальник Пермского отделения Казанского округа министерства путей сообщения рапортует, что инженером Касьяновым составлен новый проект моста и выдано разрешение на строительство моста по Мининской (Гагарина) улице. 

7 июля 1913 года Уездное земство объявило о начале земляных работ для постройки моста в Кунгуре и перекрытии в связи с этим сквозного проезда по Киттарской (К.Маркса) и Мининской (Гагарина) улицам в месте прежнего временного моста. Предполагалось израсходовать 153351 рубль 67 копеек, из которых 42000 рублей покрыты пожертвованием покойного Почётного гражданина г. Кунгура Г.К. Кузнецова. Но начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война опять остановила строительство.  

В 1924 ГОДУ, когда умер В.И. Ленин, газета «Искра» писала: «Нам нужен мост через реку Сылву, как одно из средств смычки города с деревней. Построим его общими усилиями!» Мост через Сылву предлагалось построить в память о великом вожде и учителе трудящихся. Вскоре с призывом о сборе средств обратилась к трудящимся комиссия, созданная по инициативе Кунгурского окружкома партии. Добровольно отчислять от своего заработка в фонд сооружения жизненно необходимого моста решили все трудящиеся Кунгура, вскоре к ним присоединились и крестьяне близлежащих волостей.  

Фонд строительства постоянно пополнялся, так что в 1928 году строительная комиссия нашла возможность командировать заведующего коммунальным хозяйством Кунгура Терентьева для заключения договора на изготовление стальных ферм. В июне этого же года было получено разрешение наркома Серго Орджоникидзе о выделении фонда стали из Днепропетровска. Заказ был размещён на завод «Стальмост» в Харькове.  

Для производства строительных работ пригласили 61-летнего инженера Сергея Кирилловича Синицкого. По его предложению горисполком принял решение об изменении варианта расположения каменных устоев моста. Вместо опор на трёх равных частях русла реки, как предусматривал предыдущий проект, было решено длину среднего пролёта увеличить до 95 метров. Старые основания были взорваны. 

В 1929 году детали фермы стали поступать в адрес Кунгура и складироваться на левом берегу Сылвы, начиная от типографии до школы № 10. К началу сборки моста для монтажа фермы изготовили деревянный мост между береговыми и средними опорами. Характерно то, что в ферме нет сварочных швов. Все узлы клёпаные. 

Коллектив строителей был малочисленным. Работами руководили инженер Синицкий, прорабы И.М. Мордвинов, Г.Т. Русецкий. Почти никакой техники не было, кроме парового копра, кейстона и старой дедовской лебёдки. Часто всю технику заменяла могучая сила рук человека и природная смекалка. Забой свай вёл техник Л.Ф. Голдобин, облицовочный камень для устоев готовила бригада Е.И. Бородулина из с. Бым. И.А. Зуев и С.А. Черепанов фрезеровали сваи из лиственницы. Квалифицированной рабочей силы не хватало, поэтому монтаж фермы производила специальная бригада из Челябинска под руководством прораба-мостовика Симоненко. Так, день за днём многотонные стальные фермы вставали на своё место, сближая берега. 

Строительство моста через Сылву. Второй слева - техник Леонид Фёдорович Голдобин, четвёртый слева - прораб Иван Михайлович Мордвинов. Фото 1929 года.

В 1931 году монтаж основной фермы был закончен. 29 ноября 1932 года мост был сдан. День открытия моста был праздничным, ведь это было заветной мечтой кунгуряков.

Любовь Долгорукова,
директор Кунгурского городского архива

Фото: Кунгурский городской архив

Из воспоминаний
В. Фукалов, председатель райисполкома:
После открытия моста через некоторое время в Кунгур приехал секретарь Уралобкома Кабанов И.Д. Из окна райкома он увидел мост и спросил:
-Что это за строительство?
Я и секретарь райкома Бурдин П.Г. несколько смутились и сказали:
- Это мост через реку Сылву.
Он спросил:
- Откуда деньги?
Мы ответили:
- Фермы достали с заводов Донбасса, а деньги взяли за счёт перевыполнения местного бюджета, но и недодали вам в областной бюджет.
- Сколько же?
- 450000 рублей?
Он рассмеялся и сказал:
- Как вам это удалось? Ведь я, секретарь обкома, за 100 тоннами металла обращаюсь в ЦК партии!
Но, видимо, он был доволен, что сделано большое и полезное дело для народа. Немного пожурил нас и уехал.
После этого мы сфотографировали мост, я написал докладную записку в Облисполком, приложили смету расходов и отправили в область. Так и отчитались. Финансовые органы были очень недовольны этим. Но дело было уже сделано. Мост стоит и будет стоять!
 

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru 

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 16
Просмотры: 12359   Комментарии: 2

Рейтинг: 4.6/5 (Всего голосов: 16)

Комментарии

Добавить комментарий
Ирма
18.06.2014 08:31:26
Статья понравилась, спасибо автору.Может нужно побольше статей об исторических событиях в Кунгуре с фото.
Имя
19.06.2014 12:55:48
Да! Требуем еще! Отличный материал. Однако помнится мне слух что этот мост вообще не для Сылвы был предназначен (длина то маленькая) и его как будто бы "сперли" у железнодорожников) ) )
 

Похожие

Полоска
Наверх