Асхат Нуриев: Олимпийский значок я носил возле сердца. Это был пропуск на соревнования. Фото: Юрий Купреев
28 января 2014, вт
Кунгурский водитель Асхат Нуриев принимал участие в московской Олимпиаде.
Нет, не в качестве спортсмена, коли допытываться до слова участник. Но как иначе назвать себя, если ты как настоящий профессиональный спортсмен прошел сквозь сито предварительного отбора. По партийной линии, профсоюза, и КГБ. Всей своей деятельностью доказывал, что входишь в водительскую элиту. От него не требовали устанавливать мировые рекорды по виртуозности и скорости вождения. Он как винтик в огромном механизме государственной машины выполнял свою маленькую функцию: перевозчика.
В 80 –е годы Асхат Нуриев работал в кунгурской автоколонне водителем на втором маршруте.
- Еще зимой работникам автотранспорта объявили: для обслуживания летней Олимпиады в Москве от Пермской области требуется 100 автобусов. По разнарядке 10 автобусов запросили из Кунгура. Начались проверки по партийной линии. Наши досье изучали чекисты. Однажды весной, когда салон автобуса покинули все пассажиры, - вспоминает Асхат. - Ко мне подошел мужчина, показал удостоверение сотрудника КГБ. С ним мы доехали до конечной остановки. Он расспрашивал меня про работу, про семью, бывал ли я или мои родственники за границей, и есть ли у меня там родственные связи. За несколько дней до разговора я обращал внимание на незнакомого мужчину, который периодически садился в автобус на разных остановках. Не местный. Внутреннее я готовился к встрече.
По всей видимости, досье и личный разговор укрепили чекистов во мнении, что Асхат - человек дисциплинированный и надежный. Через неделю пришел приказ о том, что он и еще девять кунгурских водителей прошли отбор и направляются за новенькими автобусами, которые предстояло обкатать. А чекист исчез так же внезапно, как и появился
АВТОБУС-КУБИК-РУБИК
Вскоре прямо с конвейера получили новые автобусы ЛИаЗ-695. По тем временам достаточно современные машины. От водителей потребовали изучить их слабые места, и устранить возникшие неполадки.
Надо сказать, что основным дефектом в новом автобусе оказались планки, прижимающие обивку салона. Точнее шурупы, которые после непродолжительной поездки выпадали. Было ощущение, что шурупы не вкручивали, а, не метясь, с размаху, вбивали молотком. Поэтому криво накрученные планки и едва держащиеся в гнездах шурупы пришлось перекручивать.
Свой автобус Асхат почти неделю «доделывал» на станции техобслуживания. Вместе с механиками проверили двигатель, отрегулировали тягу ремней, коробку передач, зажигание. Удивляться такой небрежной сборке не приходилось: большинство отечественных автобусов на заводах собирали стажеры. Зато молодежь приобщалась к труду и приобретала необходимый опыт, а вот опытным механикам, чтобы не было над чем подумать, доставался очередной кубик-рубик на колесах. Впрочем, в умелых руках детища советского автопрома служили долго и верно. Подтверждение тому автобус Асхата. Перед тем как поехать в Москву по кунгурским и пермским улицам новый автобус отъездил 40 000 километров. Без единой поломки.
ГОТОВИЛИ КАК ДЖЕЙМСА БОНДА
В апреле началась интенсивная подготовка. В Перми в центре подготовки водителей учили этикету и общению на трех иностранных языках: английском, французском и немецком. Занятия проводились по 6 часов в день.
- В конце второй недели мы достаточно уверенно с помощью разговорников могли поддержать разговор и ответить на элементарные вопросы, – говорит Асхат. - Мне, правда, знания в Москве не пригодились. Но до сих пор поздороваться и пожелать доброго дня на всех трех языках я могу.
- Когда перегоняли автобусы из Перми в Москву, отдыхали и кушали прямо на обочине. Мотелей в то время еще не было, - вспоминает кунгурский водитель.
Прибывшей в Москву сотне пермских автобусов выделили улицу возле МКАДа. На следующий день раздали автомобильные карты и сказали: где хотите там и ездите, горючее не жалейте. Непременное условие - посетить все туристические маршруты, изучить местные достопримечательности.
Через полтора месяца интенсивных поездок по городу, Асхат начал ориентироваться в нем не хуже местных таксистов.
Задача, которую ставили перед перевозчиками – доставлять туристов от гостиницы до стадиона «Лужники» и попутно знакомить с местными достопримечательностями. В первом заезде была делегация литовцев. Запомнились своим высоким ростом. Все и женщины и мужчины баскетбольной комплекции. Разговаривали мало. Их больше столица интересовала, чем Олимпиада. Зато через неделю на смену им пришли сибиряки. Вот те уж больно охочи были до зрелищ. С ними и побывал на большей части соревнований.
- Мне дали специальный значок участника Олимпиады. Он давал право посещать любые соревнования, – рассказывает Асхат. - Вначале выбирал самые популярные, но желающих приходило слишком много. Оставались места на верхних трибунах, но оттуда ничего не было видно. Лучше смотреть по телевизору.
ТРИ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ
Одно из запомнившихся событий олимпиады: смерть Высоцкого через два дня после ее открытия. Поэт он был опальный, а может, просто не хотели омрачать спортивное мероприятие, но в центральных СМИ о его смерти умолчали. Однако, от людей скрыть это было невозможно.
С 5 утра по Шоссе энтузиастов шла гигантская колона людей. На кладбище на Таганке Асхат, который также пошел попрощаться с поэтом, попал только к обеду. Спустя несколько дней на могиле побывал напарник. Рассказывал, что она укрыта была трехметровым слоем цветов.
Другой случай, о котором часто размышляли с напарником, загадочное появление на стадионе Брежнева. Ждали, что он приедет на машине. Все внимательно следили, когда появится кортеж генерального секретаря партии. Так и не дождались. Сам Брежнев невесть откуда показался на трибуне. Видимо, специально для него под стадионом сделали подземный ход.
Но более всего впечатлила церемония закрытия Олимпийских игр. Когда улетал талисман игр – Мишка – на глазах стояли слезы. Чувство неописуемое. И горечь, и радость одновременно. Как будто в семье родился долгожданный ребенок. И вот он вырос, и пришло ему время создавать свою семью.
ОТБЛЕСК ПЛАМЕНИ
Когда узнал, что в Кунгуре пройдет эстафета Олимпийского огня, обрадовался. События 80-го года живо отозвались в памяти. Несмотря на 30-градусный мороз на эстафету пришел на два часа раньше. Нельзя было пропустить такое событие.
- Я рад, что мне еще раз в жизни довелось испытать чувство сопричастности к великому олимпийскому движения, - откровенничает Асхат. - Те, кто пришёл на эстафету, может еще не до конца осознают, что они об этом дне с гордостью будут рассказывать своим детям и внукам. Ведь в Кунгуре впервые побывал настоящий Олимпийский огонь. Все энергия нашей страны из больших и малых городов сконцентрируется на несколько недель в Сочи. Мне бы очень хотелось, чтобы Игры в Сочи стали не просто спортивным шоу и люди не делились по функциям: спортсмены, чиновники, волонтеры.
Юрий Купреев
Фото из семейного архива Асхата Нуриева
© iskra-kungur.ru
Поделиться:
|