Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

Последователи Антона Макаренко, или Кунгурская трудовая коммуна


Комплекс зданий ИК-30 и Свято-Никольский храм.
19 января 2014, вс

В этом году продолжится процесс ликвидации тридцатой колонии. В перспективе - передача зданий РПЦ. Но мало кому известно, что до зоны в здания женской обители и Иоанно-Предтеченской церкви сначала въехали коммунары.  

С ПОМОЩЬЮ ТРУДА профессионального и общего обучения члены коммуны должны были стать полноправными и социализированными членами советского общества. Коммунары работали «на общую книжку». Каждому выдавали от 5 до 50 рублей в месяц. А чего стоил опыт «Ларька без продавца и кассира»! В комнате на витринах-стеллажах раскладывались вещи, консервы, конфеты - товаров на 8000 рублей. Вверху плакат: «Ларёк без продавца – зеркало твоей совести». Покупатель-коммунар заходил, брал нужный товар, сам записывал сумму в лежавшую на прилавке книгу, ставил свою подпись и тут же клал деньги в кассовый ящик.
 

Для коммунаров были оборудованы различные мастерские. Баульная вначале размещалась в бывших кельях монахинь, с мая 1931 года её перевели в помещение клуба (в здание Иоанно-Предтеченской церкви – С.Л.). Через месяц, с приездом мастера Спектора, было налажено чемоданное производство (с чемоданов перешли на спортинвентарь). Деревообрабатывающая фабрика в феврале 1932 года перешла в новое помещение – Никольскую церковь. Бригадирами были бывшие коммунары: Эртман – по чемоданному цеху, Пономарёв – по баульному, Моторин – по ящичному, Воробьёв – по станочному. В июле 1934 года установили на берегу Ирени шпалорезку. На разъезде № 59 заготовляли липу, берёзу, гнули ильмовые полозки. Не имея твёрдых заказов, рынка сбыта, вынуждены были переключиться «на белодеревную работу». Делали парниковые рамы и кроличьи клетки на свои фермы, изготовили дверные полотна и оконные переплёты для городка милиции в Свердловске. Выпускали двухтумбовы естолы, стулья, тумбочки, шифоньеры. Санки «Давос» были не хуже шведских, увозили для продажи в Москву, в Сибирь, на Кубань. Производили утиные чучела для охоты. Отдельная история - баяны! Именно в коммуне, впервые на Урале, было освоено производство знаменитых кунгурских баянов.
 

В другой части Никольской церкви оборудовали «из сельского типа кузни да ручной мастерской жестянщиков» слесарно-механическое производство. «В этом здании ещё сохранился церковный запах. Теперь на высоких сводах вздрагивают зарницы электросварки. Синие дымки поднимаются кверху. В стены врезались, кронштейны, трансмиссии. Работают в церкви слесари, токари, сверловщики, шлёпают ремённые передачи, стены и пол забрызганы маслом – а вот запах ничем не избавить. Он остался во всех уголках. Его излучают сами стены, в которых курился ладан десятилетиями»,- писал в газете коммунар В. Степанов.
 

Продолжение следует…
 

Светлана Лапшина, краевед
 

(В статье использованы материалы Кунгурского городского архива, музея-заповедника, воспоминания Б.С. Рябинина).
 

© iskra-kungur.ru
 

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 3
Просмотры: 7925   Комментарии: 0

Рейтинг: 4.7/5 (Всего голосов: 3)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Новогодье 100 лет назад

31.12.2013, 09:06
Рейтинг: 2
Просмотры: 4296   Комментарии: 0
Подписка
Наверх