31 декабря 2013, вт
Рождество и Новый год были любимы кунгуряками во все времена, даже в годы запретов, когда их пренебрежительно называли «буржуазными пережитками». Первоначально эти традиционные зимние праздники считались чисто семейными, которые после посещения приходской церкви непременно нужно отмечать дома со своими родными и близкими. Но на рубеже XIX-XX веков из домашних мероприятий они превратились в действа общественные. И красочно наряженные ёлки появились не только в частных домах, но и в зданиях городской и уездной управ, в учебных заведениях, в клубах и в пчеловодном музее. К таким массовым мероприятиям готовились заранее и организаторы и те, кто мечтал стать их участником. Кунгурские католики для проведения рождественского богослужения приглашали ксендза из губернского города Перми. Православные кунгуряки семьями шли в свой приходской храм, блиставший яркими огнями множества зажжённых свечей. Задолго начинали готовиться и к новогодним мероприятиям, тем более что появилась возможность отличиться на балах-маскарадах. Предпраздничная суматоха заключалась не только в подготовке изобильного стола с множеством блюд и яств, но и в тщательном продумывании своего наряда. Наряжались кто как мог. В 1910 году на главной кунгурской ёлке в здании городской управы веселились и дети, и взрослые. У всех были праздничные наряды. Мероприятие началось в девять часов вечера праздником для маленьких кунгуряков. Через час открылся бал для взрослых. По воспоминаниям П.П. Колпакова: «весь цвет города был здесь и щеголял своими туалетами, серебром, золотом и драгоценными камнями, многие на груди и в ушах сверкали своими бриллиантами и даже платиной. Соболь висел на плечах многих дам». Праздник продолжался до 7 часов утра и завершился «Голубым вальсом». Более демократично проходил новогодний бал 1910 года в общественном собрании. Здесь было меньше блеска драгоценностей, но зато больше фантазии при создании праздничного наряда. В толпе веселящихся то тут, то там мелькали всевозможные маски. В разгар веселья, неожиданно для всех в танцующую толпу степенно въехал бутафорский конь с всадником. Голова и круп животного были обтянуты шкурками зайца, сзади висел настоящий конский хвост. На нее лошади был хомут с бубенцами, издающими перезвон. Но особенно кунгурякам запомнился сатирический всадник. У него на голове был ослепительно рыжий парик с обломком стеклянной бутылки из-под водки с красным сургучным клеймом. На груди и спине висели таблички с надписями. Спереди – «Ко мне горемычные люди. Отведайте водки моей». А сзади – «Встречает меня с хлебом-солью – честит меня русский народ». Эта антиалкогольная маска очаровала не только публику, но и жюри, и стала обладательницей главного приза. Ей был вручен серебряный подстаканник в бархатном футляре. Так неординарно и запоминающее веселились жители нашего города сто с лишним лет назад. Ольга Ренёва, Поделиться:
|
4311 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
Похожие |