Уважаемые пользователи, включив на своих устройствах блокиратор рекламы, вы лишаете нас возможности заработать деньги на продвижение сайта.

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2025
Полоска

«Медвежий знак»


28 декабря 2013, сб

 33 года житель Кунгура, Андрей Старов, хранит значки Олимпиады-1980. Летняя Олимпиада в Москве, как и нынешняя зимняя в Сочи, была 22-я по счёту.

 Андрей Владимирович Старов родился и рос в северной столице – Ленинграде. Наверное, потому ему стало близким фантастическое событие восьмидесятых годов: «закрытая» социалистическая держава принимает гостей на международном уровне!

- Той весной я закончил десятый класс, ходил в комсоргах, - говорит Андрей Владимирович Старов. - «Олимпийская лихорадка» началась задолго до июля. Для учащихся, рабочих и служащих – обязательные субботники. Высаживали деревья, разбивали клумбы, белили и красили. А вот сказать, чтобы кто-то отлынивал и жаловался, было бы неправдой. Во-первых, гордились своим городом, хотели показать его с наилучшей стороны. Во-вторых, спорт был в великом почёте, начиная со школьной скамьи, уроков физкультуры и военной подготовки. Многие мои сверстники, повзрослев, добились серьёзных спортивных успехов.

Рекламная кампания, или по-современному выражаясь, пиар - технологии, тоже не дремали. Киоски «Союзпечати» ломились от календарей, сувениров, значков с олимпийской символикой – легендарным медвежонком и стилизованной Спасской башней Кремля над пятью кольцами. В оборот вошли юбилейные монеты.

- Свой первый значок в коллекции мне уже не вспомнить, столько лет прошло, - задумывается Андрей Старов. – Но самый памятный – с буквой «Л» (Ленинград), и изображением футбольного поля. Подразумевается наш стадион имени Кирова, где игрались олимпийские матчи полуфинала и четвертьфинала.

Стадион Кирова, вместимостью 110 тысяч болельщиков, был самым крупным в СССР и Европе. В канун Олимпиады его реконструировали, уменьшив количество мест до 72 тысяч. В 2006 году на этом стадионе прошла последняя футбольная встреча, после чего сооружение разобрали, освобождая место для постройки нового - «Зенита».

Несмотря на пресловутую эпоху тотального дефицита, недостатка в олимпийских значках не наблюдалось. Не было нужды выменивать, перекупать, искать. Пошёл да приобрёл. В коллекции Андрея Владимировича целый комплект разнокалиберных мишек, серия «олимпийские виды спорта». Среди них – значки-флаги, значки-булавки, значки-подвески. Особо редких экспонатов не водилось, всё в ассортименте лежало на любом прилавке. Советская машина с размахом штамповала памятную продукцию миллионными тиражами.

Стоили значки от 15 до 60 копеек. Самый дорогой экземпляр обошёлся Андрею Старову в «58 коп». На тот момент – цена двух нарезных батонов, или банки сгущёнки, или комплексного обеда в столовой.

В ленинградских речных каналах тренировались гребцы на байдарках, по глади Финского залива скользили парусники – прибывающие спортсмены готовились к решительным схваткам за медали.

- Правда, ничего этого мы не увидели, - улыбается коллекционер. – С первыми днями лета Ленинград опустел как по мановению волшебной палочки. Всех школьников разослали по пионерским лагерям, студентов по трудовым отрядам. Я участвовал в самодеятельном танцевальном коллективе. Поехали в Краснодарский край. Убирали овощи-фрукты, вечерами давали концерты в станичных ДК. За ходом Олимпиады следили по телевизору. Вели дневники в простых тетрадках в линеечку, куда писали свои впечатления и вклеивали газетные фото чемпионов очередного дня.

В разгар горячечного июля в Москве на Малой Грузинской скончался великий Владимир Высоцкий. Страна узнала об этом позже. Только «Вечерняя Москва» и «Советская культура» уделили смерти поэта по паре сухих строк, чтобы не отвлекать народ от эпохальных спортивных баталий.

Советских Союз тогда стал бесспорным лидером по числу медалей и поставленных рекордов (между прочим, некоторые рекорды до сих пор не побиты). Но не было ли досады у ребят, сидящих перед экраном, если казалось, что вон там и там наши тоже могли быть первыми, а их «засудили»?

- Нет, «ревности» к победителям из других стран не чувствовали, - пожимает плечами Андрей Владимирович. – Спорт есть спорт. Все видели, что советская команда в любом случае – сильнейшая на арене. Не секрет, что из-за ввода войск СССР в Афганистан в 1979 году, несколько десятков государств бойкотировали московскую Олимпиаду, отказались от участия. Иначе накал страстей стал бы куда острее.

Домой с юга вернулись в августе. Смолкли отголоски шумного праздника. Город снова строгий, сдержанный, сверкающий. Вроде как «делу время, потехе час». Молодым мальчишкам, само собой, бросилось в глаза заморское обилие товаров в витринах. Жевательная резинка, «пепси-кола», джинсы. Табачная фабрика имени Урицкого выпускает «Бонд» и «Мальборо». Вместо обычных хозяйственных «авосек» появились цветные полиэтиленовые пакеты с иностранными логотипами, правда, по бешеной цене 3-5 рублей. Горы колбас в новомодных вакуумных упаковках…

- На следующий год, когда я оканчивал школу, тема Олимпиады часто упоминалась в выпускных экзаменах. По литературе о ней писали сочинения. И на английском языке мне выпал билет, что-то связанное с Олимпиадой. Не помню, о чём именно рассказывал комиссии, я же по-английски отвечал, - шутит Андрей Владимирович.

Андрей Старов не стал заядлым фалеристом (собирателем значков) в полном смысле слова. Юношеское увлечение родилось и прошло вместе с Олимпиадой. Но и сейчас приятно под настроение медленно пробежаться пальцами по звенящему коллекционному «иконостасу». Будто в детстве побывал.

Дмитрий СПИРИДОНОВ

Фото автора

© iskra-kungur.ru
 

 

Поделиться:


Рейтинг: 1
Просмотры: 4278   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх