03 декабря 2013, вт
Мастера ООО «Кунгурская керамика» освоили древний вид обжига глиняной посуды, который придаёт изделиям особую красоту. Он не только прост в исполнении, но и экологически чист. Вы бывали когда-нибудь на гончарном производстве? Нет? Тогда вы потеряли очень много. Видеть, как из бесформенного куска глины рождается чудо, а из печи, словно свежие пирожки достают горшочки и кувшины, великолепные вазы и скульптуры, необыкновенно интересно. Давайте пройдём по нашему кунгурскому заводу вместе. Оказывается, рождение даже маленького горшочка под жаркое – процесс долгий и не простой. После того, как глину привезли из карьера на производство, она проходит несколько стадий подготовки. Это делается для того, чтобы придать ей нужную консистенцию, влажность, эластичность. Для разных видов продукции и исходный материал должен быть разным. Для литья в гипсовых формах используется жидкая глина, и подаётся она по трубам. Для гончарного круга или ручной лепки нужна более густая консистенция. Для продукции массового спроса – горшочки, кружки, вазочки и т.д. используется автоматизированная линия. Большие вазоны, напольные вазы, блюда вытягиваются на гончарном круге. Есть изделия, которые делаются только вручную. Например, скульптуры, украшения для интерьера. После того, как из куска глины вылепили то, что нужно (на Кунгурском заводе это более 500 наименований всего, а учитывая мелкую продукцию, до 2 тысяч изделий в сутки), продукция проходит стадию сушки и обжига. Процесс сушки занимает 7 дней, а обжига 12. Причём горшочки – вазочки нагреваются постепенно, двигаясь внутри печи, достигают температурного максимума. Затем так же постепенно остывают. И вот уже готова тёплая солнечнобокая продукция. А, чтобы изделие не было безликим и скучным, оно декорируется, расписывается. Декорировщик обычно использует ажурный, рельефный декор, технику процарапки, лощение (полировка). Живописец кистью или грушей с краской, эмалью, ангобом наносит рисунок. Роспись делается либо до обжига, либо после. Здесь технологии тоже разные. Большинство изделий покрывается изнутри ещё и пищевой глазурью. Кстати, к рисункам и декору на заводе отношение особое. Мастера дарят изделиям не только воздушность образов и теплоту оттенков, но наносят орнамент традиционной уральской росписи с особой смысловой нагрузкой, своеобразным приветом из языческих времён. Вода, земля, плодородие, мир, добро, свет – всё это отображено в декоре кунгурских керамических изделий. В отделе мелкой пластики всё делается вручную. Художницы сначала придумывают и разрабатывают, а затем и сами изготавливают многочисленные сувениры, панно, игрушки – марионетки, дружеские шаржи. Здесь фантазии нет предела. Не так давно кунгурские керамисты освоили ещё один вид обжига – молочение (или молочный обжиг) - особая технология, при которой используется жирное молоко. - Это очень древний способ обработки керамики, - рассказывает Ольга Хорькова, главный художник завода. - Зачастую он используется совместно с технологией лощения. И процесс этот простой и одновременно сложный, вернее длительный. Лощённое изделие обжигают в печи до 850-1050 градусов и дают остыть. Затем керамика хорошенько "купается" в молоке и подсушивается. Затем вновь ставится в печь при температуре в 300-400 градусов. Молоко содержит казеин, сложносоставной белок, образующийся в результате ферментного свёртывания молока. В процессе обжига он забивает поры глиняного изделия и придаёт ему особые сдобно-румяные оттенки коричневого и лёгкий глянец. Такие изделия отличаются от других художественностью, некоторой пятнистостью оттенка, теплотой. Они пригодны для контакта с пищей (ведь молоко – натуральный продукт и даже пригоревшее молоко не может нанести вред здоровью), использовании в СВ – печах, духовке, посудомоечных машинах. Наши покупатели уже оценили такие изделия. И у нас, в Кунгуре, и в двух магазинах, которые мы совсем недавно открыли в Перми. Ещё бы не оценили, молочная ванна, почти как у царицы Клеопатры. Вот и получается, что горшочки-то царские. Если честно, то с завода не хочется уходить. Можно часами бродить по цехам и бесконечно удивляться, ведь на твоих глазах происходят настоящие чудеса. Вот гончар из бесформенного комка глины создаёт изящный сосуд. Крутится гончарный круг и в неповторимом танце его происходит нечто необыкновенное. Под руками мастера глина оживает и через мгновения застывает в виде высокой вазы или простой домашней кринки. Декорировщик придаст особый смысл орнаменту, словно бы дарующему человеку, купившему эту посудину, благосостояние, мир и свет. Мастера придадут шик и блеск глазурью. А для души художники создадут забавные и милые сувениры, напоминающие о празднике и приятных встречах. Бродишь вот так среди бесконечных стеллажей, уставленных вазонами и кринками, конфетницами и чайниками, кувшинами и скульптурами, и понимаешь, что не зря люди вернулись к «чистым» видам производства. В них – история нашего бытия, глубокий смысл, природность и экологичность, а значит – здоровье. Керамическое производство – это настоящее волшебство. Здесь используются четыре стихии – земля, вода, огонь и воздух. Глина смешивается с водой, сушится на воздухе, обжигается в печи. Но это не всё, главное здесь – душа. На таком производстве не работают люди спешные и злые, нервные и крикливые. Говорят, у таких людей горшки лопаются. Глина любит тепло человеческих рук, доброту, ровный характер. А потому и изделия кунгурских мастеров на удивление тёплые, солнечные, будто впитали в себя энергетику людей, создавших их. Наталья Шейфер. Фото автора © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
5508 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеЖительнице Кунгурского района за назначением пенсии приходится "ходить по замкнутому кругу"03.12.2013, 00:00
1968 0
В Кунгурском районе сменилось руководство территориальной избирательной комиссии02.12.2013, 00:00
1670 0
|