07 октября 2013, пн
![Турист из Кунгура попытался выжить в лесу без продуктовых запасов Турист из Кунгура попытался выжить в лесу без продуктовых запасов](http://iskra-kungur.ru/uploads/posts//thumbs/1381132206_vorona.jpg)
Внештатный корреспондент «Искры», житель Кунгура орнитолог Станислав Чуприянов в качестве эксперимента побывал в августе в многодневном походе в лесу, не взяв с собой никакого провианта.
![Турист из Кунгура попытался выжить в лесу без продуктовых запасов Турист из Кунгура попытался выжить в лесу без продуктовых запасов](http://iskra-kungur.ru/uploads/posts//thumbs/1381132206_vorona.jpg)
Голодный турист в лесу смотрит на ворону по-особому...
Внештатный корреспондент «Искры», житель Кунгура орнитолог Станислав Чуприянов в качестве эксперимента побывал в августе в многодневном походе в лесу, не взяв с собой никакого провианта.
Идея такого похода вынашивалась несколько лет: не брать с собой никаких продуктов, питаясь подножным кормом. Идти, как минимум, на неделю, на меньший срок просто мараться не стоит. И вот, наконец, нынче я морально созрел.
СНАРЯЖЕНИЕ
В этом месте рассказа, по законам жанра, необходимо привести подробный список снаряжения. Как писал Стенли, собираясь на поиски Ливингстона «Первым делом, мы со слугой отправились в магазин братьев Брукс, где приобрели для намеченной экспедиции…» Там дальше у него список на три страницы.
Ладно, мы, чать, не лорды какие, у нас список попроще: «мыльно – рыльные» принадлежности, 2 зажигалки, «с наддувом» и китайская одноразовая, 2 индивидуальных пакета и пузырёк с зелёнкой, котелок, ложка, нож 5-лезвийный (барахло китайское, зато и не жалко), нож разделочный (остро заточенный металлический прямоугольник без рукояти), пенопленовый коврик, рогатка, к ней 50 пуль и сменный жгут, соль, 200 граммов, тент, 3х4 метра, топор туристический, укрывной материал 3х7 метров (чем огурцы с помидорами закрывают), фляга из нержавейки, емкостью 1 литр, верёвочные обрезки и куски проволоки.
Из предметов роскоши – сменные портянки, остальная одежда на мне, а больше человеку ничего и не надо, проживу неделю без сотового телефона и прочих благ цивилизации.
СМУХЛЕВАТЬ НЕ УДАЛОСЬ
Здесь следует признаться, что автор попытался немного смухлевать и перед выходом вдумчиво наелся, по замыслу, до завтрашнего утра. Впрочем, ничего не помогло, после 20-километрового марш-броска пакет пельменей испарился из организма, не оставив никаких следов. Зато, в виде компенсации, попались по дороге три гриба-дождевика, каждый с кулак размером. Похоже, они и будут сегодняшним ужином.
Наконец, заветное местечко, есть чистая вода, рядом растут малина, рябина, смородина, ирга. Самое главное, там вполне приличная яблоня, дичка, но плоды по полтора-два сантиметра диаметром и не кислые. Нынче год на яблоки урожайный, как-нибудь перекантуюсь, а если ещё и дрозды прилетят…
УЖИН ИЗ ДОЖДЕВИКОВ
Первым делом - разбить лагерь, оборудовать лёжку, натянуть тент и выкопать яму под очаг. В одиночку получается медленно, пока одно делаешь, другие дела сами собой не шевелятся, а время идёт. Наконец, всё на мази, костёр чуть прогорел, можно готовить ужин.
После недолгих колебаний, принимаю решение грибы сварить. Конечно, первую воду с дождевиков надо бы слить, и кое-что там поверху плавало, далеко не все червяки успели из них разбежаться, только настоящего биолога такой ерундой не проймёшь, доводилось едать вещи и похуже.
Ну вот, червячка заморили, теперь можно и на боковую.
Ночью замечательно выспался, целиком завернувшись в четыре слоя укрывного материала, благо, размеры куска позволяют. Тепло, сухо и никто не кусает.
А вот во внешней среде с утра как-то прохладненько и сыровато. По лесу стелется туман, тент весь мокрый от росы. Август, однако. Вылезать неохота, но надо. Организм, привыкший к регулярному питанию, пока ещё вежливо напоминает, что неплохо бы ввести внутрижелудочно граммов триста неактивной органики.
ЗАСАДА С РОГАТКОЙ
Пока закипает вода, делаю короткую вылазку за яблоками и смородиновым листом. Основная проблема – как остаться сухим, капает же отовсюду. Меню первого завтрака – смородиновый чай с дичкой. Ну вот, а теперь можно и поесть. В принципе, если, не мудрствуя лукаво, за несколько дней обожрать всю яблоню…, нет, это неспортивно. Придётся идти за мясом.
Охотничьи угодья здесь вполне подходящие. Симпатичная такая полянка, вокруг растут всякие плодово-ягодные деревья вперемешку с раскидистыми елями. Яблоня, рябина, почти уже спелая, рядом на ирге тоже кое-чего висит, авось, кто-нибудь да прилетит поклевать. Пока стоит туман, забираюсь под роскошные нижние лапы у ближайшей ели и обламываю мешающие веточки. Там сухо, и в засаде можно просидеть хоть целый день, при любой погоде. Теперь я всех вижу и слышу, солнце, когда появится, будет за спиной, против света никакая птица ничего постороннего под ёлкой не заметит.
Пока есть время лишний раз проверить резину. Вроде, всё в порядке. Обычная рогатка из джентльменского набора советского пионера для охоты в лесу не годится, камень летит слишком медленно и по «миномётной» траектории. Из такой только стёкла бить. А вот рогатка с удлинённым выносом, уже машина посерьёзней, меткая и мощная. В ней рожки, за которые цепляется жгут, выдвинуты вперёд на длину руки и есть упор в предплечье. В качестве снарядов идеально подходят нарубленные куски железного прутка. С двадцати метров это устройство останавливает в воздухе ворону, летящую встречным курсом. Но и следить за ней надо, если при натяжении порвётся жгут, обязательно прилетит по лицу, будет,как минимум, очень больно.
Туман, мало-помалу, рассеивается, но дичь не торопится. Лишь семейство больших синиц, папа, мама и десяток великовозрастных детишек, озабоченно перекликаясь, ищут завтрак. Когда не шевелишься, они только что на голову не садятся, лесные, может, и человека-то в жизни не видели. Н-да, на еду такая мелочь не очень тянет, даже если разом всей стайкой. А дрозды-то где? Здесь должны, да что там, обязаны быть дрозды. Ой-ей, как бы не пролететь с рационом, не пришлось бы заделаться грибником или вообще вегетарианцем.
НЕ ДРОЗДЫ, ТАК ВОРОНА
Наконец, объявились. По лесу раздаётся характерный стрёкот. Чем хорош дрозд-рябинник, так это своей очаровательной привычкой громко комментировать все жизненные явления. Стаю слышно метров за сто. Оправдывая видовое название, птицы с удобством расселись на рябине, и давай её долбить, аж ветки затряслись.
Тут случился обидный казус. На траектории пули, летящей в дрозда, каким-то образом оказалась гроздь ягод. Ветка, естественно, упала, убитая наповал, а рябинник, хоть с виду дурак-дураком, но догадался заорать. Никто ничего не понял, однако, на всякий случай, все дрозды переместились поглубже в листву. «Вот чёрт, - политкорректно подумал я, - не повезло». Добычу слышно и видно, но стрелять сквозь листья и ветки бесполезно. Ладно, подождём, кто самый жадный, всё равно вылезет под выстрел. Ждать пришлось довольно долго, птицам и внутри куста жилось неплохо.
Пока подкарауливал самого неосторожного дрозда, со стороны яблони послышалась возня и хлопанье больших крыльев. Оказалось – ворона. После нескольких неудачных попыток, пристроилась-таки на ветку и, с особым цинизмом, клюёт мой стратегический запас. Ах, ты ж, зараза такая!
Аккуратно, без резких движений, натягиваю резину полностью, помещаю цель в развале между рожками и мягонько выпускаю кожанку с пулей. Наверное, любому охотнику знакомо это особое ощущение в момент выстрела, когда абсолютно точно уверен, что всё, попал. Кусок железа бьёт ворону прямо в чёрный галстук. Не меняя позы, как сидела, она валится вниз. Ну вот, не прошло и часа, а на сегодня еда будет.
Вообще, серую ворону, живущую в городе, есть опасно для жизни, всё равно, что крысу. А вот деревенскую, экологически чистую – вполне. Ворон приходилось употреблять в пищу и раньше, но как-то неосновательно, приготовил, слопал и побежал дальше. А сейчас меня никто не гонит.
Решение зажарить её с яблоками приходит интуитивно. Ощипывать долго, да и где столько кипятка взять, проще ободрать. Тушку набиваю мелко нарезанной дичкой, немножко рябины, в приступе вдохновения, добавляю туда же листья крапивы и смородины. Теперь заколоть всю конструкцию щепочками и насадить на вертел, пусть потомится, пока костёр в яме прогорит до угольев.
НЕ ДЕЛИКАТЕС, НО ЕСТЬ МОЖНО
Вскоре ворона весело шипит, распространяя вокруг умопомрачительные ароматы. Главное, её не пережарить. Так, потыкаем в разные места, сок вытекает прозрачный, значит всё, можно кушать.
Как на вкус, спрашиваете? Да курица-курицей, только тушка поменьше и мясо пожилистей, всё-таки летающая птица, не бройлер с птицефабрики. Набив живот и поковыряв в зубах, прихожу к довольно-таки банальному выводу, что жизнь, в сущности, не так уж плоха и беспросветна, и напрасно бедняки сетуют.
Судя по солнцу, нет ещё и одиннадцати, а я уже сыт, как у любого дикаря, обеспечение жизненно необходимых потребностей заняло часа три, не больше, остальное – личное время. Можно пособирать нормальные грибы, можно потренироваться добывать огонь трением, или сделать лук, благо, верёвки есть, да и такие замечательные перья глупо выкидывать. На сытый желудок всё можно.
Подробно описывать все пять дней (пошли дожди, и пришлось свернуть эксперимент досрочно) не имеет особого смысла. Но мясо в рационе бывало ежедневно, в основном, конечно, дрозды.
В общем, в нашей местности, в августе – начале сентября, в несложные походы, еду можно с собой и не брать. Если владеете элементарными навыками выживания, не страдаете кулинарными или морально-этическими предрассудками, всегда сможете найти что-нибудь съедобное, а если повезёт, даже и вкусное.
Станислав Чуприянов
© iskra-kungur.ru
Поделиться:
|