Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2024Блокстрой беседки февраль 2025
Полоска

Художник Мацумаро Хан сменил комфорт Германии на общагу в Кунгуре. И подготовил выставку в Перми

15 мая 2013, ср

Художник Мацумаро Хан сменил комфорт Германии на общагу в Кунгуре. И подготовил выставку в Перми

Он убеждён, что каждый человек талантлив. А будущее актуального искусства за тихими провинциальными городами, вроде Кунгура.

Свои убеждения художник Мацумаро Хан намерен доказывать выставкой «Transmigration», которая откроется 16 мая в Пермской государственной художественной галерее.

Сменил удобства Москвы и комфорт Германии на комнату студенческого общежития художественного колледжа. Вечерами работает со студентами в учебной мастерской. 

Художник Мацумаро Хан сменил комфорт Германии на общагу в Кунгуре. И подготовил выставку в Перми

Мацумаро Хан в мастерской Кунгурского художественного колледжа

 

 

 

Он убеждён, что каждый человек талантлив. А будущее актуального искусства за тихими провинциальными городами, вроде Кунгура.

 Свои убеждения художник Мацумаро Хан намерен доказывать выставкой «Transmigration», которая откроется 16 мая в Пермской государственной художественной галерее.

Сменил удобства Москвы и комфорт Германии на комнату студенческого общежития художественного колледжа. Вечерами работает со студентами в учебной мастерской. Сетует на качество здешней глины и ставит в пример Южную Корею, где в распоряжении мастеров более тысячи  сортов первородного материала.

- В Сеуле открыт мировой центр керамики. А искусству покровительствуют  крупнейшие коммерческие концерны. И у «Хёндай», и у «Самсунга» есть собственные галереи и музеи.

Поминает и завоевание мировых подиумов корейскими дизайнерами.

- Ведь что такое дизайн одежды? Это тоже искусство. Сегодня такой подход – есть просто материал. Глина, металл, дерево, пластмасса,  фото, видео. Мне всё равно, в чём художник будет решать те или иные задачи. Ограничиваться только керамикой – ограничивать  своё мировоззрение.

Ну и что же тогда погнало господина Хана в Кунгур, где нет ни художественных галерей, ни модных биеннале,  и даже сорт глины, что  в распоряжении студентов художественного училища,  всего один.

- Кто-то в Перми обронил такую обидную фразу: «Зачем тебе Кунгур, там  и художников-то не осталось!» Я решил доказать, что они есть. Поэтому приехал, пригласил студентов, к нам присоединились местные мастера и за месяц создано то, что мы назвали «Transmigration». Мир, где ремесло и искусство, прошлое и настоящее, реальность и виртуальное пространство пересекаются. Мир, где мы пытаемся перейти границы материала и по-новому взглянуть на керамику, разрушая устоявшиеся представления.

Откуда эта потребность вырываться за границы?  От того, что  детство прошло под надзором, а родители были обязаны отмечаться в спецкомендатуре? Потому что отец по национальности кореец, а мать японка, а значит, вчерашние враги, ведь живут они на Южном Сахалине, в славном порту Корсаково, или Одомари. И чтоб поехать поступать в вуз, нужно выхлопотать разрешение. 

Власти разрешили  учиться в Иркутске. В Иркутске студенту художественного училища выдали паспорт. Вот ты и свободен, Хан? Не тут-то было.

- Представительная женщина под аккомпанемент патриотических песен вручила документ в красной обложке и сказала: «теперь, ты, как полноправный советский гражданин должен отдать долг Родине». И через два месяца получаю повестку в армию и делаю вынужденный перерыв в учёбе на два года.

В жизни Кунгур впервые художник попал ещё студентом-выпускником. Делал на заводе керамики дипломную работу. Диплом понравился, и Хана приглашают преподавать в художественное училище. На одной из встреч со студентами были показаны альбомы с репродукциями Дали и Пикассо. Этого хватило, чтобы получить клеймо «распространителя западной идеологии», Пермское отделение Союза  художников устроило  показательный суд.

- Думаю, в нашем народе уживается какая-то гремучая смесь терпимости и нетерпимости. Ведь в Перми у меня остались друзья, талантливые художники, поэты, фотографы. И с другой стороны, нашлись люди, которые на основе альбомов, которые свободно продавались на ту пору в книжных киосках,  сфабриковали обвинение.

После Перми - Москва, а в 1989 году – Германия. На долгие десять лет. Но и сейчас, разъезжая по всему миру, он признаётся, что место, где происходит духовное очищение, где отпадает всё лишнее и суетное – это российская провинция.

- Наступил тот момент, когда я должен быть здесь. Чувствую себя подобно миссионеру, хочу доказать, что дело не в том, где живёт будущий художник, нужно просто направить его, показать новые возможности, разрушить привычные стереотипы, которые мешают расти и двигаться  вперёд. 

Какие у всемирно известного керамиста и художника, чьи работы представлены  в коллекциях  музеев Германии, Финляндии, Франции, Кореи, Санкт-Петербурга (Эрмитаж) и Перми (государственная картинная галерея), участника Международного симпозиума лучших художников мира в рамках Всемирных Олимпийских игр 88 года в Сеуле,  претензии к академической школе?

-  Парадокс, выпускники художественных колледжей и академий, получившие крепкую академическую базу, остаются невостребованными за стенами учебных заведений.  Потому что  главное сегодня – это идея. Можно много спорить по поводу картины, созданной из потушенных окурков, которая была продана за 80 миллионов долларов. Но  это была оригинальная идея, которую автор успешно использовал.  

У Кунгура есть особенность. Своих гостей он начинает  «впитывать» в себя. Есть опасность,  что  затянет,  утопит своей неспешностью, подобно тому, как деревня в зыбчих песках безвозвратно поглотила  одного из героев японского прозаика Кобо Абе?

- Аномальная аура города чувствуется сразу. Но мне интересно менять обстоятельства. Очень надеюсь, что выставкой всё не закончится. Я готов создать на базе Кунгурского художественного колледжа музей современного искусства, у меня есть работы, и не только мои, готов отдать колледжу личную библиотеку с ценнейшим собранием книг по искусству и керамике. Идеальный вариант – отправлять студентов стажироваться за границу, в Германию, Корею, Францию, Италию, с условием, что они вернутся в Кунгур и будут преподавать.  Необходимо открывать салон для продажи авторских изделий кунгурских студентов и мастеров. Вот тогда никому в голову не придёт заявить,  что в Кунгуре нет художников.

НОВЫЙ ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД Мацумаро Хана:

1998 год. Международный симпозиум Москва – Сеул – Москва – Пермь 1998 год

2000. Международный Арт-форум 2000 в Перми, в программе форума:  международный конкурс керамики и показы ведущих художников и дизайнеров из Омска, гости - Андрей Бартеньев,  Дмитрий Певцов, всемирно известный музыкант Лев Гутовский.

2011 -2012. Выставка «Похищение Европы», Пермская арт-резиденция. Инсталляции изготовлены и  собраны из продукции Лысьвенского металлургического завода, в чьих мастерских художник работал в течение месяца.  

2013, с 16 мая. Выставка «Transmigration», Пермская государственная художественная галерея. Участники: Мацумаро Хан, Андрей Белёв, Наталья Головкина, Валентина Перевощикова, Полина Капитонова, Надежда Кабанова

Корреспондент "Искры" Марина Шнайдер. Фото автора 

 © iskra-kungur.ru   

Поделиться:
Рубрики: Культура    


Рейтинг: 25
Просмотры: 5483   Комментарии: 0

Рейтинг: 5.0/5 (Всего голосов: 5)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Подписка
Наверх