29 января 2013, вт
23 января 1774 года вошел в историю города, как день памяти наших кунгурских предков. В исторической судьбе Кунгура было много замечательных дат, которые повлияли на развитие города и его жителей. Одна из таких дат – 23 января 1774 года. Почему наши предки – кунгуряки не сдали свой город пугачевцам?
23 января 1774 года вошел в историю города, как день памяти наших кунгурских предков. В исторической судьбе Кунгура было много замечательных дат, которые повлияли на развитие города и его жителей. Одна из таких дат – 23 января 1774 года. Это был день незабываемой боевой славы и верности в любви к родному городу всех защитников города, которые, «не щадя живота своего», не отдали Кунгур на разграбление и сожжение вооруженным толпам «злодеев», называемых себя пугачевцами. Это был исторический момент суровой господней проверки простых кунгуряков - на их дальнейшую жизнестойкость. Стал трудным экзаменом местному органу самоуправления – городскому магистрату - на умение хозяйствовать в городе в сложнейших условиях. Заслуга наших предков состоит в том, что они достойно выдержали божьи испытания и в тяжком бою отстояли честь и достоинство истинных хозяев своего общего дома. Не впустили хозяйничать в нем чужаков. А, действительно, почему наши предки – кунгуряки не сдали свой город пугачевцам? Этот открытый вопрос до сих пор остается спорным. Ведь до Кунгура многие крепости, в том числе и Оса, и Красноуфимск, не устояли перед толпами бунтующих мужиков и даже перешли на их сторону. А кунгуряки – нет! При последнем яростном штурме города 23 января 1774 года они упорно выстояли весь день боя, с половины восьмого утра до темноты и победили превосходящие силы пугачевцев. Те вынуждены были отступить. Больше нападений на Кунгур не было. Наши предки удивлялись собой, скромно внушали себе, что им помог святой Климент, в которого они верили со дня рождения Кунгура. Может, и существует святая сила, об этом нам пока еще неизвестно, но внутренний боевой дух воина, вера в себя, существует. В конечном итоге выигрывает та сторона, у которой веры в победу больше, чем у другой. Как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Вот наши предки и не оплошали. А почему? Для понимания наших предков нам нужно мысленно вернуться в тот день кунгурской славы. ИДЕОЛОГИЯ ПУГАЧЕВА была в то время именно той, о которой мечтали бедные, умирая под тяжким гнетом богачей. Виновными в своем бедственном положении считали не царя-батюшку, а помещиков и дворян, заводчиков и купцов. Но российских обывателей (граждан еще не было тогда), как младенцев, легко было обмануть, потому что они верили в сказки, которые сами же придумывали. Они верили в появлении царя-надежу. Вот он и появился со своей народной идеологией. Пугачев обещал народу волюшку широкую (заметьте, не свободу, а волюшку-вольную, то есть народный беспредел). Свобода и воля – это разные понятия. Свобода – это, прежде всего, добровольное принятие на себя определенных обязанностей и ответственность, а на основании объема этого предоставление высоты и широты предоставляемых прав. Волюшка-вольная – это отсутствие обязанностей и ответственности и обладание прав только у сильной стороны. Слава Богу! Он кунгуряков умом не обидел. Наши предки в то время обладали высоким уровнем благоразумия, поскольку жили более сносно в купеческом городе, чем люди в других провинциях. Городской магистрат, выбранный народом из местных почтенных людей, старался не обижать жителей, помогал, чем мог. Достаточно вспомнить только то, что кунгурский хлеб был самый вкусный и дешевый, а обуви и одежды производилось столько, что жители не ходили, как нищие бродяги, и не побирались по помойкам. Народу было всего-то чуть больше пяти тысяч человек, а жилых домов – около тысячи. Большинство горожан было занято мелкой торговлей и разным ремеслом. Любили трудиться. Это все есть в летописях. «Уровень бытия определяет сознание». Наших предков засыпали подметными, увещевательными письмами, пугачевскими манифестами, в которых воздействовали на сознание простых горожан, чтобы те переходили на сторону царя-батюшки, выдали бунтовщикам на расправу руководство города, открыли ворота города и встретили «народных освободителей» с хлебом и солью. Взамен обещалось все, о чем только мог мечтать человек. А КУНГУРЯКИ НЕ КЛЮНУЛИ на пугачевские призывы. Кажется, странно бы. Дело все в том, что, благодаря своему высокому сознанию, подавляющим большинством кунгуряков город-крепость Кунгур рассматривался как система их жизнеобеспечения. Родные места, дом, земля, соседи простыми людьми воспринимались как свой живой организм, который нужно всем миром беречь и защищать от всего плохого, и не дай Бог, кому-то отдать, кого-то впустить в него. Мне думается, что в душе каждого человека живет прежде всего чувство собственника, поскольку ему нужно существовать и развиваться. Так устроено человеческой природой. Благодаря общинному быту и мышлению, у кунгуряков сложилось особое отношение к городу, который защищал их спокойствие, общину, где вынуждены уживаться вместе и богатые и бедные. Можно и сегодня с уверенностью сказать, что большинство кунгуряков – державники, активные сторонники укрепления и развития своего города. Тогда прошлые набеги башкир и сожжение ими Кунгура еще хранилось в памяти кунгурского народа. А появление в начале января башкирского отряда Батыркая напомнили горожанам о прошлых тяжких последствиях «незваных башкирских гостей», поэтому все обещанные людские блага в их письмах и речах были весьма сомнительны для горожан. Верить было просто наивно. Конечно же, были исключения, когда кунгуряки убегали к мятежникам, но это такое незначительное число людей, что его не стоит принимать во внимание. Кунгуряки вовремя сообразили своим пытливым умом, что никакой мужицкий бунт ничего хорошего не даст, а только разрушит созданное старое, и это они уже все проходили. Вот почему наши кунгурские предки решили не впускать в город хозяйничать чужих. Они были истинными хозяевами своего города – дома Кунгура. В ЛИТЕРАТУРЕ встречаются заметки типа того, что не стоит восхвалять простых защитников города от пугачевцев, потому что городское ополчение было не боеспособно, стрелять не умело, а всю оборону выдержали подоспевшие воинские подразделения. И не было никакого страшного боя за Кунгур 23 января 1774 года. Так себе, обыкновенная вооруженная стычка. Это неправда. Честь и достоинство наших предков – простых кунгуряков должны быть восстановлены и защищены. Это геройский подвиг моих земляков – предков. В связи с этим я полностью согласен с позицией автора книги «Пугачевщина в Кунгуре» Сергеем Останиным, который в своем труде доказывает, что огромная роль в защите города принадлежит городскому ополчению. Не было в день основного штурма Кунгура среди его защитников отряда солдат под командованием майора Гагрина. Он в то время был еще в Верхних Муллах. В Кунгуре он появился с отрядом солдат только 25 января 1774 года и активно участвовал в дальнейшем разгроме пугачевских отрядов на Пермской земле. Не было в день штурма города среди его защитников и отряда военных под командованием горного офицера Юговского завода Ивана Никонова, который, якобы, со 170 человеками и 108 ружьями защищал Кунгур 23 января. Доказательством того служит журнал боевых действий за тот день, который вел кунгурский прокурор Филипп Попов, неотступно следовавший за командующим городским гарнизоном Александром Васильевичем Папавой. (Эта не привычная на слух фамилия в литературе часто изменяется на «Попов», но в своих рапортах и при рекомендации он произносил свою фамилию «Папав»). Даже трусливый кунгурский воевода Никита Иванович Миллер поминается в журнале, когда он принимал участие в бое около кирпичного здания и оттаскивал разбитую пушку с батареи. Нет, солдаты были, но ничтожно мало для обороны города. Это 12 старых больных солдат из сопровождения 386 кунгурских новобранцев, которых вернули из Верхних Мулов обратно в Кунгур. Какие они вояки? Это 12 кунгурских полицейских и столько же городских пожарных. Настоящими вояками их трудно назвать. 50 человек казаков, которых привел в Кунгур бургомистр Филипп Кротов с Юговского завода. Еще сотня казаков из Екатеринбурга. Все остальные защитники города были из народного ополчения, которые не умели прицельно стрелять и быстро заряжать ружья. А пушкарей и бомбардиров было и того чуть-чуть. Кроме того, было мало пушек, боеприпасов и пороху. Поэтому нужно было экономить при выстрелах. Но у защитников было главное – высокий боевой дух при обороне города и толковое начальство в виде секунд-майора Александра Васильевича Папавы и членов городского самоуправления. Это были истинные герои Кунгура. Имена и фамилии их известны. Зато у башкир 19 января пришло подкрепление русских под командованием казака Ивана Степановича Кузнецова. Семитысячное войско мятежников, имеющее боевое крещение, хорошо вооруженное, пешее и конное 23 января 1774 года черной змеей среди снежного безмолвия рано утром хлынуло к Кунгуру на штурм непокорного города. Башкиры в тайне от русских сподвижников имели намерения со злости и в память за прошлые набеги снова разграбить и полностью сжечь город. Только геройство простых жителей не дало осуществиться коварным планам пугачевцев, потому что кунгуряки существуют только для созидания и дальнейшего своего развития. Этот день еще раз показал жителям Кунгура, что истинная вера в Бога и свои собственные силы может преодолеть любого сильного врага. С ТОГО ВРЕМЕНИ прошло более двух столетий. Деревянные оборонительные укрепления города разрушены временем, едва заметные бугорки на улице Свободы - Голованова напоминают о месте расположения защитного земляного вала, постепенно разваливаются купеческие дома, нарушена старинная красота города. Скрылись от глаз могилы знатных кунгуряков, но память об их сопротивлении разрушению города Кунгура в момент страшного пугачевског бунта, большой любви к своему Отечеству оживляют благородные сердца современных жителей и будет передаваться потомкам как яркий пример гражданского мужества наших предков. Герман Обвинцев © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
13479 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеИсторический календарь рассказывает о жизни Кунгура, посвящен 350-летию города18.01.2013, 00:00
2543 0
|