16 января 2013, ср
По одной из версий, Кунгур существовал задолго до города. Статья «Что в имени твоем?», опубликованная в «Искре» 11 декабря 2012 года (на сайте "Искры" 19 декабря) вызвала интерес читателей. В статье, напомним, речь шла о том, что до сих пор не разгадана тайна названия Кунгура, хотя известно более десятка интерпретаций, данные в разные годы и даже века учеными и краеведами. И число их множится. Во время «Грибушинских чтений», которые были в Кунгуре в 2011 году, прозвучяала новая версия от участника из Челябинска доктора культурологии Салима Фатыхова.
По одной из версий, Кунгур существовал задолго до города. Статья «Что в имени твоем?», опубликованная в «Искре» 11 декабря 2012 года (на сайте "Искры" 19 декабря) вызвала интерес читателей. В статье, напомним, речь шла о том, что до сих пор не разгадана тайна названия Кунгура, хотя известно более десятка интерпретаций, данные в разные годы и даже века учеными и краеведами. И число их множится. Корреспондент "Искры" Владислав Одегов. - Во время «Грибушинских чтений», которые были в Кунгуре в 2011 году, я услышала новую версию от участника из Челябинска доктора культурологии Салима Фатыхова, - сказала заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Елтышева. – По его мысли, Кунгур это "белая могила". Напишите ему, и он вам подробно все расскажет. Мы так и сделали. На наш вопрос, на чем основано такое толкование, доктор культурологи, Заслуженный работник культуры РФ, доцент Челябинской академии культуры и искусства Салим Фатыхов ответил очень обстоятельно. - При разговоре с Ларисой Юрьевной была импровизация, - сообщил Салим Галимович. - Но, возможно, так оно и есть. Территории Пермского края, Среднего и Северного Урала, Сибири, Архангельской, Новгородской и Кировской областей, по всей видимости, нередко посещали протоарийские племена, оставляя следы своего пребывания в топонимах, оронимах и гидронимах. В древнеиндийских эпосах эти территории называются Суваром, Суварной - местами, где холодно и солнце встает по полугодиям. В "Повести о Галаве" сообщается, к примеру (двустишие 110, 21), о Полярной звезде, что здесь - зенит. И что дорога в Суварну (Сувар (Сибирь) доступна лишь Нараяне - "Народному пути" (не отсюда ли современный топоним Нарьян-мар"? В протоарийском, зороастрийском памятнике "Авеста" в одном из поздних гимнов описывается богиня Анахита, облаченная в северные меха. За этими мехами нередко отправлялись "купцы-авантюристы" эпохи поздней бронзы и железного века. Не случайно в пермских краях археологи находили древнеперсидские артефакты в виде птицы Гарун и бронзовых чаш. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ на два момента в версии ученого. Первое - истоки названия лежат в глубокой древности. Так, напомним, считает и кандидат филологических наук Шомат Хайдаров, который несколько лет жил и работал в Кунгуре. Он первым из ученых выдвинул версию о том, что слово «Кунгур» роднит нас с народами, бывавшими здесь несколько тысячелетий тому назад. Эту точку зрения разделяют и рядовые читатели. «Вся крупная топонимика юга Пермского края, в том числе и нашего региона относится к очень древним пластам развития человека, - высказывает свое мнение Анатолий Мальцев. – Это времена до Сылвенской культуры, 3-4 тысяч лет до нашей эры, когда еще не был разделен общий индоевропейский язык». Второе – первоначально Кунгуром называлась местность - по ее характерным признакам. В этом случае и многие предыдущие версии, высказанные учеными и краеведами, становятся «рабочими». Мы живем здесь и знаем, что слова, которыми определяют Кунгур - «темный, грязный, яма, понижение между возвышенностями, пещера, ночлег в пещере, теснина, щель в скалах, долина, впадина, большой овраг, гора, зубец, выступ» и т.п., достаточно точно определяют особенности кунгурской местности (Очень эмоционально отреагировал на обилие определений в отклике на сайте пользователь 09910791: «Напридумывали всякой…, сами не знают и людей с толку сбивают…» Он дает свое грубоватое определение по двум особенностям местности: «Грязнояминск, хотите живите хотите нет»). ЗНАЛИ ОСОБЕННОСТИ нашей территории и российские цари. Тогда, в общем-то, становятся понятны слова из указа Алексея Михайловича, который после уничтожения первого Кунгура, основанного в 1648 году, повелел в 1663 году «обыскать на Кунгуре место удобное и крепкое для построения города». Наш читатель Виктор Щелконогов вспоминает писателя Василия Яна, герои романа которого «Поход Ермака» говорят про Кунгур: «Штой-то с атаманом? - чуть слышно обратился Мещеряк к Пану, сидевшему с ним в одной лодке, - неужто татарву-нечисть почуял? - Где тебе! Нешто они сюда сунутся! Еще не Сибирь это, — презрительно усмехнулся Пан. - Трусы! Собаки! Небось, помнишь, как на Сылву мы летось ходили, как они под Кунгуром стрекача задавали? А?… Как известно, поход отряда дружины казаков под начальством Ермака в Сибирь датируется 1581 годом (по версии Р.Г. Скрынникова – 1582-м), и тогда ни о каком Кунгуре-городе (первый основан в 1648, второй в 1663 годах) речи быть не могло. Стало быть, помощники Ермака говорят о территории Кунгур. Мне могут возразить: писатель имеет право на художественный вымысел. Да, имеет. Но вымысел ли это в данном случае? Уж очень хорошо он согласуется со словами из царского указа: «Отыскать на Кунгуре место удобное и крепкое для построения города». Мы живем на Урале, и это никого не смущает. Почему же не предположить, что наши далекие предки жили на части Урала, на Кунгуре, задолго до того, как здесь возник одноименный город? © iskra-kungur.ru Поделиться:
|
9685 0
|
КомментарииДобавить комментарий |
ПохожиеШаг в прошлое. Почему в здании кунгурской школы №2 находится склеп купца Грибушина06.12.2012, 00:00
10300 0
|