31 декабря 2012, пн
Сто с лишним лет назад в Кунгуре уже существовали стойкие новогодние традиции, которые передавались из поколения в поколение. Это и ёлка с подарками, и всевозможные праздничные мероприятия, в том числе маскарады. Традиционными стали и награды служащим, выдаваемые в конце года к Рождеству Христову, и благотворительная помощь нуждающимся.
Кунгуряки Семовских в маскарадных костюмах. (Фото: архив С. Королева)
Кунгуряки Семовских и их друзья в маскарадных костюмах. (Фото: архив С. Королева)
Старинная поздравительная открытка с Рождеством. (Фото: архив музея-заповедника)
В старину череда новогодних праздников в Кунугре начиналась с Рождества. Как и по всей Российской империи, праздничными днями считались только 25 декабря и 1 января.
К Рождеству начинали готовиться заранее, ещё во время ежегодной Мининской ярмарки. Рачительные хозяева делали припасы.
Сто с лишним лет назад в Кунгуре уже существовали стойкие новогодние традиции, которые передавались из поколения в поколение. Это и ёлка с подарками, и всевозможные праздничные мероприятия, в том числе маскарады. Традиционными стали и награды служащим, выдаваемые в конце года к Рождеству Христову, и благотворительная помощь нуждающимся.
Гласные городской думы обращались к состоятельным землякам с призывом о замене обычных визитов в Рождество и Новый год на пожертвования в пользу бедных жителей. На такие обращения откликались не только купцы, но и врачи, нотариусы, педагоги, чиновники.
Лесная гостья – ёлка – была атрибутом зимних праздников и в купеческих особняках, и в мещанских домах. Кто-то для зелёной красавицы покупал украшения, кто-то мастерил их сам. На ёлку с подарками в особняке Агеевых приглашали маленьких подруг и друзей их дочери Валерии, а также детей кучера, прачки, дворника. Все веселились, пели рождественские песни, танцевали. Не менее интересно было детям и в доме уездного землемера Рябинина. Его сын Борис, ставший известным уральским писателем, так вспоминал зимние праздники в доме отца: «Закрываю глаза и вижу Новый год в милом старом Кунгуре: пахучие ели с горящими восковыми свечами, звенящие голосами весёлые, шумные хороводы, которые мы, дети, водили вокруг душистых зелёных красавиц».
Нормой праздничной жизни для жителей города всех сословий были гостевания. Друг друга шли поздравить соседи, знакомые, сослуживцы. Если имелась возможность, то вместе собирались не только ближние, но и дальние родственники и друзья. Когда в конце 1909 года через Кунгур прошла долгожданная железная дорога, то появилась возможность ехать в гости с комфортом.
О таких визитах предупреждали заранее. Если не было возможности позвонить по телефону, то присылали письма или открытки.
Одно из таких поздравлений-сообщений пришло в Кунгур 31 декабря 1913 года. Открытое письмо было адресовано П.С. Сартакову: «С Новым Годом! Глубокоуважаемый Павел Семёнович! Приветствуем Вас и Семёна Лаврентьевича с семейством в Новом Году и желаем здоровья и всякого благополучия. Благоволите распорядиться подать лошадь 1 января к пасс. поезду №8 – да с какой либо глубокой кошевкой, чтобы доставить целую кучу наших ребят. Наше Вам глубочайшее почтение В. и Е. Наумовы».
В 1915 году в кунгурском госпитале по инициативе сестры милосердия В.И. Накаряковой устроили для раненых рождественскую ёлку. Здесь же раненым раздавали подарки: табак, папиросы, платки, пряники, а также предметы солдатского обихода.
Ольга Ренёва, заведующая кунгурским музеем истории купечества
© iskra-kungur.ru
На снимках из кунгурского музея купечества: Визитная карточка с рождественским поздравлением
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка от Наумовых. 1913 год.
Открытка С Рождеством Христовым
Поделиться:
|