Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»

Искра Пермский край, город Кунгур

Блок строй 2023
Полоска

В кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдороги

03 февраля 2012, пт

В кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдороги

У Свердловской железной дороги 17 музеев, но кунгурский особый. На желдороге он был создан первым, у него богатейшие фонды.

Сейчас в экспозициях музея, который занимает три комнаты на втором этаже здания по ул. Бачурина, свыше тысячи экспонатов.

В кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиВ кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиВ кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиВ кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиВ кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиВ кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдороги

 

 

 

Отметил 45-летие музей кунгурских железнодорожников. Чествовать юбиляров  27 января пришли и приехали многочисленные гости, в том числе из Перми и Екатеринбурга.

- У Свердловской железной дороги 17 музеев, но кунгурский особый, - сказала  директор музея истории, науки и техники Свердловской желдороги Светлана Одиноких. – На желдороге он был создан первым, у него богатейшие фонды.

Сейчас в экспозициях музея, который занимает три комнаты на втором этаже здания по ул. Бачурина (недалеко от ж/д клуба), свыше тысячи экспонатов.

- В их числе немало уникальных, - говорит заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Ёлтышева. – Это, например, материалы по строительству желдороги; есть альбом, где отражены все этапы этой грандиозной стройки. Это знаки, которыми награждали железнодорожников, орудия труда, модели паровоза и многое другое.

Ученые подсчитали: чтобы познакомиться со всеми богатствами Эрмитажа, затратив на каждый экспонат всего минуту, потребуется 11 лет. В нашем случае у посетителя уйдет на такой беглый осмотр музея свыше 16 часов. Не располагая таким временем, прибегаю к помощи Бориса Голдобина. Борис Михайлович более 15 лет руководил музеем, и знает здесь каждый экспонат. Один из них, висящий на стене большой макет Кунгура 1663 года, сделан его руками.

- А какой был самый первый экспонат?

Борис Михайлович на минуту задумывается и ведет к небольшому металлическому ящичку, открывает его.

- Это сундучок паровозника, или, по-народному «шарманка», - поясняет он. – Внизу лежала пища, которую машинист брал с собой в дорогу, во втором отделении, сверху, - документы.

Увидели мы и макет паровоза серии «ОВ», на котором до 1925 года  водили товарные поезда, а затем, до 1955 года, использовали на маневровых работах.

В кунгурском музее железнодорожников можно увидеть первый телеграф желдорогиОрудия труда, предметы быта: медный рукомойник, самовар с трубой, патефон… Чего тут только нет. И все дышит историей. Вот лапти. Их в 1972 году принес в музей монтер КИПиА З. Садыков. В такой обуви крестьяне-сезонники в 1910-1920 годах трудились в ремколонне (ремонтировали телефонно-телеграфную связь). Воссоздана в миниатюре и комната, где работал первый железнодорожный телеграф (1909 – 1929 годы).

Поэтапно отражены все важнейшие этапы истории: революция, гражданская и Великая Отечественная война, наши дни… Очень много портретов. Мы видим и основателей музея, и почетных железнодорожников, и кавалеров ордена Ленина, и участников Великой Отечественной войны. Одна из них, 89-летняя Валентина Сергеева, сегодня в музее.

- После войны пришла в железнодорожную больницу лечить зубы, но там, узнав, что на фронте я была начальником аптеки медсанчасти, привели меня в аптеку, - вспоминает она. – И там я проработала много лет.

Валентина Дмитриевна приходит в музей постоянно, оказывает посильную помощь, недавно, например, принесла электролампы. Встречается и с юным поколением.  Есть что рассказать молодежи: воевала на Волховском фронте, под Сталинградом, прошла Украину, Молдавию, Югославию, Чехословакию, Австрию…

Уникальный музей создан 45 лет назад такими вот ветеранами и держится на них. Существует на общественных началах, что откладывает отпечаток на его жизнь. Три последних месяца в музее шел ремонт, и в первых рядах ремонтников тоже были ветераны-железнодорожники.

 - Катастрофически не хватает денег, - сказала о главной сложности председатель совета ветеранов железнодорожников Александра Логинова. – Собирали, например, по крупицам на жалюзи… На свои деньги купили саморезы, лампочки приносим из дому. Благодарны всем, кто нам помогает.

А тут еще прошел слух о возможном новом переселении музея в бывший центр Швейцера. Слух, правда, на юбилее развеяла гостья из Свердловска Светлана Одиноких:

- Мы говорили на эту тему с начальником Свердловского отделения желдороги, - сказала она. – Переселение возможно только с согласия ветеранов, подчеркнул он, и только при условии, что прежде старинное здание, где сейчас нет ни окон, ни дверей, будет отремонтировано.

- Оставим прапраправнукам наш музей! – выражая общее мнение ветеранов, сказал почетный железнодорожник Иван Романов.

- Ведь школьники приходят сюда, им здесь интересно, – подчеркнул участник войны Анатолий Киряков.

И в этот праздничный день в музей пришли ребята из школы № 21. На этот раз не за информацией из жизни желдороги, а с поздравлениями. И течение получаса под аплодисменты зала дарили юбилярам песни. Аплодисменты в этот день звучали еще много раз. Когда чествовали музей, награждали его активистов…

© iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 6
Просмотры: 5015   Комментарии: 0

Рейтинг: 6.0/5 (Всего голосов: 1)

Комментарии

Добавить комментарий
 

Похожие

Наконец-то посчитали

03.02.2012, 00:00
Рейтинг: 5
Просмотры: 2330   Комментарии: 0
Подписка
Наверх