Получать уведомления о срочных новостях от «ИСКРА Кунгур»
Telegram
Вконтакте
Dzen
Пермский край,
город Кунгур
Блок строй 2023

Выпуск газеты в PDF

Свежий выпуск №131/2024 от Вчера

Комментарии

Насыщенный визит губернатора. Сегодня, 1 ноября, в Кунгуре -...
Сегодня 15 ноября. До сих пор нет информации и подробностей по волнующему всех кунгуряков вопросу ре...

14.11.2024 18:46:45
О теплоснабжении, отключениях электричества, мусоре и замене...
Ответы практически ни о чем.Зато отчитались, сняли соц. напряженность. А Черемушки так и будут до ск...

08.11.2024 11:23:41
Губернатор Прикамья с рабочим визитом посетил Кунгурский окр...
Как уже сообщала "Искра", поднимался вопрос по поводу ремонта Гостинного двора. Хотелось бы почитать...

07.11.2024 18:35:05
И ветки, и шины. Как решить проблему с вывозом мусора
Как то странно звучит-этот мусор мы будем вывозить, а этот не будем. Деньги вы готовы получать любые...

09.10.2024 10:12:28
Где в Кунгурском округе 8 октября не будет электроэнергии
Как понимаю город отключать не должны были, однако с 16-45 до 21-00 была отключена электроэнергия в...

08.10.2024 22:30:38

Городская справка

Подписка
Просмотры
Рейтинг
Комментарии
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс


Управляем вместедорожное видеоРоструд

В эпицентре революции оказался знаменитый кунгуряк, трюмный машинист крейсера «Аврора» Василий Петрович Гусев

Фотография к материалу: В эпицентре революции оказался знаменитый кунгуряк, трюмный машинист крейсера «Аврора» Василий Петрович Гусев
Василий Петрович Гусев (1892 – 1966) в 1956 году
22 ноября 2017, ср

- Следующая остановка - «Гусева», - объявила кондуктор автобуса первого маршрута.

В настоящее время, наверное, редко кто правильно сможет ответить, в честь кого названа остановка. Ведь никакой улицы Гусева поблизости нигде нет. 

«Гусев Василий Петрович, до 10 августа 1951 года - начальник зданий и сооружений Кунгурской дистанции путей Пермского отделения Свердловской железной дороги, с августа 1951 по октябрь 1956 - диспетчер особых перевозок отделения дороги, с октября 1956 года - персональный пенсионер Союзного значения…» (Выдержка из статьи Уральской энциклопедии, прим. авт.)

Смею предположить, что не только у меня, но и у моих друзей-одноклассников ещё сразу возникли бы в памяти образы бравого матроса с надписью на бескозырке «Аврора» и макет легендарного крейсера, стоявшего под стеклом в экспозиции Кунгурского краеведческого музея, куда нас, школьников, в октябрятском и пионерском возрасте водили довольно часто.

Василий Петрович Гусев (1892 - 1966) во время службы на крейсере «Аврора» и макет крейсера «Аврора», сделанный его руками

Одна из культовых российских дат - столетие Великой октябрьской социалистической революции. В обеих столицах уже отгремели баталии острых дискуссий по этой наитрагичнейшей из страниц российской истории. Ведь, несмотря на обилие всего сказанного и написанного по данной теме почти за целое столетие, понятней она не стала, и ничего в ней окончательно не ясно – ни в общей концепции, ни в деталях. В ней по-прежнему вопросов больше, чем ответов, которые пытаются найти историки и просто неравнодушные мыслящие люди. Картина событий марта-октября 1917 года в настоящее время упрощается и мифологизируется, и никому уж нет дела до скромных «творцов» революции, таких, как герой нашего очерка…


«Участник событий на крейсере «Аврора»

Василий Петрович Гусев, трюмный машинист с крейсера «Аврора», участник революционных событий 25 октября (7 ноября) 1917 года, член РКП(б) с 1924 года.

Год назад, осенью 2016 года, в архиве Кунгурского музея-заповедника, перед командировкой в Санкт-Петербург мне в руки попали два пожелтевших машинописных листа «Сорок лет назад. Мои воспоминания» (ККМ ИК 2406/18). Авторство было указано: «участник событий на крейсере Аврора, бывший трюмный машинист, пенсионер транспорта Гусев» (орфография сохранена, прим. автора). Так я стал заниматься историей Гусева, нашего славного земляка.

В Кунгуре жил 27 лет

Хотя Василий Петрович Гусев родился 20 декабря 1892 годы в селе Луховицы Зарайского района Рязанской области (в настоящее время это город, райцентр в Московской области с населением чуть более 30 тысяч жителей) и в Кунгур переехал (направлен по службе в Наркомате путей сообщения) уже в июле 1939 года.

В Кунгуре Василий Петрович прожил чуть менее 27 лет...

«Из крестьян - в железнодорожники»

В листке по учету кадров, заполненным им лично в 1939 году, в графе о принадлежности к определенному сословию значится - «из крестьян». В «потомственные железнодорожники» из «заштатного провинциального Ельца» товарища Гусева записали уже много позднее пермские журналисты.

Почему Елец? По иным архивным документам, местом рождения его значится уездный город Липецк Орловской губернии (теперь Липецк – областной центр, в 78 километрах к западу от него расположен райцентр, город Воинской славы России (08.10.2007 г.; Указ Президента РФ № 1347) Елец).

Все-таки Елец не случайно проходит лейтмотивом первой части жизни Василия Петровича: здесь в техническом училище он познавал азы профессии железнодорожника, здесь с 1911 года трудился в путейских мастерских станции «Елец» Юго-Восточной железной дороги, здесь жили его родители, отсюда в 1913 году он был призван на воинскую службу.

Училище в Ельце, где учился Василий Гусев

«Поедешь в Кронштадт…»

Следует отметить, что приписан призывник Гусев был все же, выражаясь современным языком, к «военкомату» на Рязанщине. Так описывает этот факт в газете «Звезда» от 19.09.1962 г. журналист Э. Семанов: «Пришла пора идти на службу. Прибыл Гусев в Рязань, где родился его отец. Отсюда, по царским законам, должен был призываться. Оглядев рослую фигуру парня и внимательно просмотрев документы, воинский начальник коротко бросил: - Поедешь в Кронштадт…»

Назревала империалистическая война (I Мировая война - 28.07.1914 - 11.11.1918). На флот брали грамотных, технически-образованных (В.П. Гусев окончил в Ельце техническое училище) и физически здоровых.

В школе моряков

Естественно, встреча нашего героя с крейсером «Авророй» состоялась «не завтра», предстояло обучение в Кронштадской машинной школе моряков.

К этому времени «Аврора» оставалась учебным кораблем, совершив дальние походы в Средиземное море (1910), Таиланд и остров Ява (1911-1913). Лишь в самом начале Первой мировой войны, в середине августа 1914 года, почти после десятилетнего перерыва, «Аврора» вновь была призвана на боевую службу: ее включили во 2-ю бригаду крейсеров. Практически все корабли 2-й бригады («Россия» - флагман, «Аврора», «Богатырь», «Олег») были построены еще перед Русско-японской войной, принимали в ней самое активное участие, и командование стремилось задействовать «ветеранов» лишь в качестве дозорной службы.

Встреча с «Авророй»

А к этому времени после морской учебки (а выпуск был ускоренным – прим. авт.) Гусев уже на «Авроре». В музее Кунгура охранилисьуникальные фотооткрытки с видами боевых кораблей и изображением нехитрого матросского быта и письмо этого периода Гусева в Елец, на «улицу Безымянную за рекой Сосной, близ казарм, в дом Керасова» Марие Ивановне Ильинской (штемпель почтамта Ельца – 13 7 14, то есть 13 июля 1914 года), в котором он благодарит её за помощь его родителям, за то, что она находит время навещать их и передает им привет. Кем эта женщина приходится Василию Петровичу, неизвестно, но называет он её очень трогательно – Маруся…

Война

Идет первый год войны. В ноябре-декабре 1914 года крейсер «Аврора» проводит обследование фарватеров Финского и Ботнического заливов. Далее - совместная зимовка с «Дианой» (корабль-сестра «Авроры», Sister-Ship, а еще была третья сестра - «Паллада») в Свеаборге, где оба крейсера проходят модернизацию. Затем опять дозорная и шхерная служба. Никакой героики!

Лишь кампания 1916 года выдается для «Авроры» по-настоящему боевой. В середине июля, пройдя через Моонзундский канал в акваторию Рижского залива, крейсер успешно здесь взаимодействует с сухопутными войсками, поддерживая их артиллерийским огнем, отражает атаки с воздуха германской гидроавиации глубоко модернизированной палубной артиллерией. На верхней палубе «Авроры» дополнительно ко всей корабельной артиллерии были размещены четыре противоаэропланных 75-миллиметровых зенитных пушки Канэ и одна 40-миллиметровая зенитная пушка Виккерса. От налетов Люфтваффе крейсер не пострадал ни разу!

После участия в реальных боевых действиях крейсер 6 сентября 1916 года прибывает в Кронштадт, а затем и в Петроград для прохождения капитального ремонта. Здесь у достроечной стенки Адмиралтейской верфи крейсер встал уже надолго, в боевых действиях более не участвовал, словно ждал своего часа, чтобы стать символом революции и новой эры в российской истории...

«Заболели» идеями большевизма…

От долгого сидения на берегу и вынужденного безделья команда «заболела»... идеями большевизма. Хотя истинных партийцев и пламенных революционеров в её составе никогда не было. Примечательно, что, по мнению историков - исследователей октябрьских событий, наиболее революционным и продвинутым в плане марксизма был экипаж "Паллады", да и сама третья Sister-Ship"Авроры" по своему послужному списку и участию в боевых действиях наиболее подходила для символа "новой эры в истории человечества", но в ту революционную ночь с 24 по 25 октября она находилась в Кронштадте. Сам же Гусев вступит в партию большевиков лишь в 1924 году сознательно, после смерти Ленина. "В год, когда Ильича не стало, с ним породнился и стал я партийцем. Заветную книжку приняли руки, знавшее сердце "Авроры" стальное" - так описал идейно-патриотический порыв нашего героя поэт-кунгуряк Н.А. Хаунен в стихотворении "Сердце авроровца"... Извините за лирическое отступление, но мы приближаемся к самой драматичной дате в истории крейсера.

Встреча Василия Петровича Гусева со школьниками


Продолжение следует

Владимир Аброськин, краевед

Фото: Кунгурский музей-заповедник

Страницу подготовил Владислав Одегов

Искра Кунгур © iskra-kungur.ru

Поделиться:
Рубрики: Краеведение    


Рейтинг: 10
Просмотры: 4941   Комментарии: 1

Рейтинг: 4.9/5 (Всего голосов: 10)

Комментарии

Добавить комментарий
alexsim
22.11.2017 20:44:41
Очень познавательно. Побольше таких статей. Жду продолжения
 

Похожие

На страже правопорядка

19.11.2017, 12:03
Рейтинг: 10
Просмотры: 4395   Комментарии: 0
Полоска
Наверх